Сегодня: 19.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Эксперты считают, что алмазный рынок достиг дна

20.11.2019

YKTIMES.RU – В октябре настроение на рынке алмазов несколько ухудшилось из-за слабой сентябрьской статистики основных торговых центров и падения продаж ювелирных изделий в Гонконге и континентальном Китае, сообщает Rough&Polished. Алмазодобытчики давали очень осторожные прогнозы, из которых можно сделать вывод о том, что восстановление спроса на алмазы к концу года маловероятно. АЛРОСА заявила о необходимости серьезно регулировать объем предложения в будущем году, чтобы оздоровить рынок. Российская компания, в отличие от De Beers и Rio Tinto, не смогла сократить производство в этом году, но в 2020 году готова скорректировать планы по добыче на 10-15%. Эти меры могут стабилизировать «алмазный трубопровод» уже в будущем году, но бурный рост после этого совсем не гарантирован, считают эксперты.

В августе и сентябре продажи De Beers и АЛРОСА росли, выведя помесячную динамику из «красной» зоны протяженностью четыре месяца. Это дало повод говорить об окончании острой фазы цикла сокращения запасов, в ходе которой с начала года закупки алмазов снизились на 13%, и о предпосылках восстановления активности рынка.

«На фоне снижения спроса с начала года производители ювелирных изделий с бриллиантами, а также гранильные компании начали активно сокращать запасы готовой продукции и сырья», – отмечала АЛРОСА в середине октября.

Признаки зарождения положительного тренда в сентябре отмечал глава АЛРОСА Сергей Иванов:

«Сейчас есть определённые позитивные тенденции. Мы видим, что количество бриллиантов в системе начинает сокращаться. Спрос на алмазы в IV квартале должен подрасти в преддверии Рождества в США и Нового года в Китае. Насколько тренд будет крепким, мы поймём в I квартале 2020 года».

Вероятно, понимание пришло несколько раньше. Несмотря на постепенное восстановление по некоторым «узким позициям», на рынке продолжает наблюдаться «низкий» спрос на алмазное сырьё, а достижение баланса между спросом и предложением займет «определенное время», заявила АЛРОСА по итогам оптимистичной сентябрьской сессии, когда продажи выросли на 43% месяц к месяцу в т.ч. из-за реализации отложенных в августе позиций, хотя остались на 24% ниже данных сентября 2018 года. В конце октября, выступая на форуме «Россия-Африка», руководитель АЛРОСА признал, что надежды на восстановление рынка к концу года если не развеялись, то стали менее ощутимы.

Отрасль продолжает испытывать последствия аномально высокого спроса прошлого года, когда у многих ритейлеров были завышенные ожидания по продажам ювелирных изделий, объяснял Иванов. В итоге образовались избыточные стоки, так как «ритейл оказался не в состоянии переварить тот объем бриллиантов, который попал в систему». Меняются потребительские предпочтения, в первую очередь, в США и Китае. Повлияли также проблемы с финансированием крупных огранщиков в Индии. Дополнили ситуацию «идеального шторма» торговые войны и падение продаж ювелирных изделий в Гонконге, которое перекинулось на континентальный Китай.

«Хотя в августе рост продаж АЛРОСА свидетельствовал о признаках перехода рынка к стадии рестокинга, мы считаем, что за последние два месяца на мировом алмазном рынке не произошло значительных улучшений. Падение экспорта бриллиантов из Индии на фоне замедления продаж на ключевых рынках США и Китая, а также снижение активности в Индии в преддверии национальных праздников может по-прежнему сказываться на продажах алмазного сырья в ближайшие месяцы», – отмечал в своем октябрьском обзоре «ВТБ Капитал».

Опубликованная в сентябре-октябре статистика разочаровала. Экспорт бриллиантов из Индии замедлился в августе, оказавшись на 26% ниже уровня годичной давности, по сравнению с 19% в июле и суммарными 14% за восемь месяцев. Средняя экспортная цена упала на 18%, до $658 за карат, что стало самым низким уровнем с августа 2017 года. Импорт алмазов в Бельгию в сентябре оказался на 24% ниже уровня сентября 2018 года, а показатель чистого импорта за 9 месяцев на 38% ниже данных годичной давности.

Продажи в США обручальных и свадебных колец Tiffany и Signet упали на 3-4%. Крупнейшие китайские ювелирные ритейлеры Chow Tai Fook и Luk Fook, на которых приходится около 30% рынка КНР, в III квартале сократили продажи ювелирных изделий с драгоценными камнями на 14% и 25% соответственно. Как объемы продаж, так и цены на ювелирные изделия снизились на двухзначные величины, отмечал Luk Fook, что вызвано среди прочего снижением числа туристов в Гонконге из-за беспорядков, в то время как преградой увеличению производства, помимо всего, является высокая цена золота.

В январе-июне продажи в Азии тоже падали, но не так значительно. Слабые показатели продаж в Азии и их дальнейшее сокращение в США ставят под угрозу восполнение товарных запасов midstream в I квартале следующего года, считает «ВТБ Капитал».

Компания Stornoway, разрабатывающая месторождение Ренар (Renard) в Канаде, также ожидает, что конец этого года и следующий год будут сложными с точки зрения цены и состояния рынка.

«К концу 2020 года, когда запасы сократятся, а предложение алмазного сырья снизится с закрытием некоторых месторождений – мы окажемся в лучшем положении, рынок будет здоровым как для производителей, так и для midstream, огранщиков и ритейла. Сектор розничной торговли сейчас не так сильно затронут, но рынок должен оздоровиться на всех этапах. Я надеюсь, что мы все извлечем уроки из этого и постараемся найти баланс», – заявил глава Stornoway Патрик Годин в интервью The Diamond Loupe.

Перечисляя причины нынешнего состояния рынка, руководитель крупнейшего алмазодобытчика АЛРОСА деликатно умолчал о том, что высокий спрос прошлого года, а также нескольких предшествующих лет, активно подпитывался объемом предложения. Корни проблем алмазной отрасли во всплеске добычи, который произошел в 2016-18 годах и во многом был вызван политикой крупнейших игроков, АЛРОСА и De Beers, считает аналитик зарубежного банка, покрывающий сектор металлургии и горной добычи.

«В 2016-18 годах продажи были в среднем на 15% выше, чем в 2012-15 годах. На пике в 2017 году превышение было на 20%. Темпы роста реального спроса на алмазы в огранке этим цифрам явно не соответствовали. И сейчас добыча, как представляется, будет возвращаться к изначальному состоянию, на рубежи 2012-15 годов. Видимо, это справедливый уровень», – считает он.

Согласно оценкам Bain, резкий рост объемов предложения начался после 2015 года, когда отрасль преодолела последствия кризиса, в результате которого произошло 15-процентное падение цен на алмазы. В 2016 году АЛРОСА и De Beers увеличили продажи более чем на 20%, в основном за счет роста объемов, так как цены большую часть года оставались на прошлогоднем уровне. Значительная часть сырья поступила на рынок из стоков, но уже в 2017 году мировые алмазодобытчики достигли беспрецедентного роста производства на 19%, до 151 млн каратов.

Драйверами роста были в основном месторождения с низкокачественным ассортиментом, подчеркивает Bain, в тоже время наиболее значительной потерей для мирового рынка стал рудник «Мир», отличающийся большим содержанием дорогих алмазов в руде. Ухудшение ассортимента стало еще одной глобальной проблемой, тем более на фоне замещения части мелкоразмерного натурального сырья синтетическим.

Месторождений высококачественных камней все меньше, а развитие технологий делает более дешевой добычу на менее продуктивных месторождениях, содержащих камни низкого качества, писал в своем обзоре Пол Зимниски:

«Алмазная отрасль имела приток мелких камней в 2016-2018 годы за счет объемов, добытых на новых рудниках и усовершенствования технологии извлечения. Отрасль в настоящее время работает с этими чрезмерными складскими запасами».

Масштабные поставки сырья в 2016-2018 годы фактически поставили под сомнение политику price over volume, которой алмазодобытчики, по их собственным словам, неукоснительно придерживаются, считает Олег Петропавловский из BCS GM. По его мнению, лучшим решением тогда было бы поднять цены.

«Если бы они тогда не поднимали объемы, но повысили цены, рынок не пришел бы сейчас в такое состояние», – говорит Петропавловский.

В итоге сейчас спрос не оздоровит даже резкая коррекция цен – если алмазодобытчики решатся на это, забыв о важности поддержания стоимости стоков игроков midstream. В 2015 году, когда АЛРОСА и De Beers снизили цены на 10%, это не сразу привело к повышению спроса, наоборот, в моменте спрос почти исчез, напоминает Петропавловский.

«Зачастую, когда олигополист снижает цены, рынок совсем не спешит покупать; понимая тяжесть его положения, можно рассчитывать на новые послабления, а сейчас можно ничего не покупать», – говорит он.

Единственным действенным рецептом может стать сокращение добычи. За 9 месяцев этого года De Beers снизила добычу на 12%, до 23 млн каратов, объяснив это как запланированным закрытием некоторых проектов в Южной Африке и Канаде и переводом месторождения Венеция (Venetia) на подземную добычу, так и рыночными условиями. Годовой прогноз по добыче De Beers был снижен в связи с рыночной ситуацией еще в I полугодии – до 31 млн каратов с 31-33 млн каратов. Другим важным сокращением станет закрытие компанией Rio Tinto в 2020 году австралийского рудника Аргайл (Argyle), который удовлетворяет примерно 10% мирового спроса на алмазы.

По последним оценкам Сергея Иванова, АЛРОСА в будущем году может снизить добычу на 10-15%, что более радикально, чем таргет в 7%-10%, озвученный в начале сентября. В III квартале компания реализовала всего 6,4 млн каратов алмазов, что почти в два раза ниже уровня добычи за этот период (12,1 млн каратов). Результат оказался даже ниже показателя De Beers, которая в июле-сентябре продала 7,4 млн каратов, что совпадает с уровнем квартальной добычи.

В итоге запасы алмазов АЛРОСА к концу III квартала выросли до 21,7 млн каратов, что на 27% выше уровня начала года и более чем на 60% выше технологического минимума (алмазы в незавершённом производстве и сортировке, не готовые к реализации). Тенденция продолжится – исходя из показателей 9 месяцев, добыча по итогам года может превысить план 38,5 млн каратов, а продажи ожидаются на уровне 32–33 млн каратов.

Несмотря на накопление стока и неочевидность его быстрой реализации в 2020 году, аналитики пока не рассматривают ситуацию как опасную для компании. У АЛРОСА комфортная долговая нагрузка, net debt/EBITDA за девять месяцев не превысит 0,9x, что обеспечит гибкость в ограничении поставок на рынок, считает Renaissance Capital.

Повторения ситуации 2009 года, когда АЛРОСА пришлось продавать сырье в Гохран, не будет, – тогда у компании был очень большой долг (net debt/EBITDA 5,9x), согласен Олег Петропавловский из BCS GM. Поддержку компании, зарабатывающей в долларах, окажет по-прежнему низкий курс рубля.

«АЛРОСА будет последней, кто начнет закрывать рудники. Гипотетически АЛРОСА сможет терпеть пару лет, привлекая заимствования, чтобы продолжать работать. И в итоге – заместит на рынке De Beers, которой быстрее придется пойти на радикальные меры, как и случилось в 2009 году», – говорит Петропавловский.

«Мы позитивно расцениваем готовность компании сократить производство, так как это должно замедлить темпы увеличения оборотного капитала и ослабить давление на денежные потоки в период слабого спроса», – отреагировал на новость о грядущем снижении добычи АЛРОСА Sberbank CIB, уже заложивший в прогноз 2020 года коррекцию приблизительно на 10%, до 34,5 млн каратов.

Речь, вероятно, пойдет о масштабировании производства на аллювиальных месторождениях, где работа носит сезонный характер, то есть сокращений персонала удастся если не совсем избежать, то минимизировать, считает аналитик секторов металлургии и горной добычи из зарубежного банка, попросивший об анонимности. Помимо «Алмазов Анабара», на которые пришлось порядка 15% добычи АЛРОСА, есть еще россыпные месторождения при ГОКах, которые приносят около 9% по группе.

«Я думаю, что мы близки ко «дну». Более мелкие майнеры с активами похуже испытывают огромные проблемы, и еще одного такого года они могут не пережить. В любом случае, падение производства АЛРОСА на 10-15% – это очень значительное снижение, которое, наряду с закрытием Argyle и некоторых других рудников, может вернуть рынок к балансу в течение ближайших двух лет. Эта мера призвана привести производство в соответствие с продажами и избежать дальнейшего накопления запасов. Не более того. Совершенно не факт, что за этим последует бурный рост», – считает он.

Игорь Лейкин.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question