Сегодня: 20.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Как стряпают “чернуху” на АЛРОСА

18.06.2017

YKTIMES.RU – Каждому из нас иногда хочется почувствовать себя богом. Ну или хотя бы проповедником. Произносить пламенные речи, полные истины, вдохновлять окружающих и клеймить недостойных. И наслаждаться тем, как люди слушают тебя с открытым ртом и безоговорочно верят каждому твоему слову, пишет Rough&Polished.

Раньше с этим было сложно. Не каждому везло родиться в семье пастора или дипломата, не каждому везло стать суперзвездой или отучиться в Гарварде на дорогостоящего адвоката. Большинству приходилось довольствоваться только вниманием друзей и коллег по работе. Теперь-то, конечно, гораздо проще – теперь же есть интернет. Стать проповедником в интернете может каждый (да вот даже я), достаточно только писать интересные тексты и не скупиться на продвижение.

Вот, например, моя младшая сестра. Она фрилансер, пишет обзоры на рестораны и ночные клубы, в которых она никогда не была, потому что зарплата фрилансера не позволяет туда ходить. Ее обзоры всегда саркастичны и холодны, как будто их писала не 25-летняя хохотушка, а пожилая и разочарованная жизнью женщина.

«Как же ты это делаешь?» – спрашиваю я.

«Очень просто! – отвечает она. – Я прочесываю отзывы в интернете, беру три негативных, один позитивный, и еще смотрю на описание меню».

«Зачем так много негативных?» – спрашиваю я.

«Очень просто! – отвечает она. – Во-первых, люди не верят хорошим отзывам – им сразу кажется, что их обманывают. А во-вторых, если ресторан будет сильно задет моим плохим обзором, они позовут меня на бесплатный обед, чтобы исправить впечатление».

Или вот Майкл Фрид. Вместе с командой единомышленников он создал портал Diamonds.Pro, на котором абсолютно бесплатно дает потребителям рекомендации о том, как выбирать бриллианты и в каком магазине покупка будет самой выгодной. До какого-то момента обзоры на Diamonds.Pro касались только описания преимуществ и цен ритейлеров, но пару недель назад что-то изменилось. Майкл написал потрясающе разгромный «Обзор компании Brilliant Earth» (“Brilliant Earth Review”), где изрядно оттоптался и на их проблемах с отслеживанием сырья, и на общем несовершенстве алмазодобывающего сектора. Досталось всем: и ботсванские-то алмазы плохи, потому что, оказывается, добываются рабским детским трудом. И канадские-то алмазы хороши далеко не все. А уж русские – вообще квинтэссенция зла.

Одна проблема, Майкл. Если человек выступает перед людьми как эксперт, ему неплохо было бы потрудиться над сбором фактов. Ложь, небрежность и сбор слухов в интернете непозволительны даже для ресторанного фрилансера, но это уж точно плохие качества для эксперта.

Я никогда не была в Ботсване, поэтому не считаю себя вправе говорить о ней. Но я абсолютно точно могу говорить о российской алмазодобыче, в которой, смею надеяться, разбираюсь лучше многих других людей в мире.

«Правительственные структуры владеют 77% акций АЛРОСА». И ссылка на Википедию, подтверждающая эти слова. Действительно, зачем пользоваться официальным сайтом компании, на котором по требованию биржи размещается корректная информация, если можно пользоваться Википедией, которую заполняют все, кому не лень? На официальном сайте, конечно, все не так интересно – там-то написано, что властям принадлежит всего 58% акций: 33% федеральным и 25% – республике Якутия. Согласна, это все равно правительственный контроль, но сам ваш подход к цифрам выдает в вас некоторую заинтересованность в плохом результате.

Впрочем, бог с ними с цифрами. Аргументация, к которой Diamonds.Pro прибегает дальше, куда прекраснее.

Майкл полагает, что российские алмазы не могут быть названы неконфликтными, потому что президент России Владимир Путин «попирает права человека», и сама добыча алмазов в Якутии «тоже не обходится без нарушения прав человека».

Оставим в стороне политику – каждый человек волен сам решать, нравится или не нравится ему та или иная политическая система. А вот обвинения в нарушении прав человека при добыче алмазов – это уже интересно. Тут уже нужны аргументы. Давайте повнимательнее посмотрим, какие факты Майкл Фрид приводит в качестве доказательства нарушения прав человека в Якутии.

«В АЛРОСА работает около 40 тысяч человек. Во многих сибирских горнодобывающих поселениях (где температура достигает -50 градусов по цельсию) люди работают долгими сменами без своих семей, которые остаются на юге страны».

Как говорят современные подростки, это просто «аргументация уровня «Бог».

Первое нарушение прав человека – это, видимо, температура в -50 градусов по Цельсию. Интересно, виноваты ли в этом тоже власти страны? Прямо как белые ходоки из Игры Престолов, изводят холодами несчастных работяг!

Майкл, у меня для вас плохие новости: средняя температура в Канаде (к которой у вас нет претензий по нарушению прав человека) ненамного лучше температуры в Якутии. А температурный минимум Канады – минус 63 градуса по Цельсию.

В своем ужасающем рассказе Майкл ссылается на известного отраслевого аналитика Хаима Эвен-Зохара, но почему-то не приводит ссылку на его публикацию. Естественно, не приводит: потому что слова Хаима вырваны из контекста. Единственный визит Tacy в Якутию за последние 10 лет состоялся в 2013 году, и мы знаем это, потому что Rough&Polished тоже принимали в нем участие и слышали все то же самое, что слышал корреспондент Tacy.

«Долгие одинокие вахты вдали от семьи» – это стандартная 15-дневная вахта, после которой рабочий имеет минимум 15 дней отдыха. Точно такими же сменами работают сотрудники канадских алмазных месторождений – по ссылке, например, описываются условия работы на Ekati. Более того: вахтой в Якутии работают только сотрудники Нюрбинского ГОКа – 1533 человека. Остальные предприятия АЛРОСА находятся в непосредственной близости от городов, построенных компанией, поэтому рабочие не летают туда на две недели на вертолете, а едут утром 30 минут на автобусе, как миллионы обычных клерков. Еще более того: как вы справедливо заметили, этот труд хорошо оплачивается: средняя зарплата рабочих в Якутии – около 110 тыс. рублей в месяц, тогда как средняя зарплата в России – порядка 35 тыс. Вероятно, тройная оплата труда – это тоже нарушение прав человека?

Но это еще не все!

«Посмотрите на очень подробный годовой отчет АЛРОСА – вы не увидите никакой статистики по происшествиям и смертельным случаям на рудниках. Информация в России жестко контролируется. Нападки Кремля на гражданское общество, медиа и интернет в последние годы принимают все более зловещий характер».

Ох, Майкл. Очевидно, Кремль и только Кремль виноват в том, что вы не разбираетесь в предмете и не умеете читать. Статистика по происшествиям крайне редко дается в годовом отчете – для этого существует Социальный отчет, который АЛРОСА публикует каждый год, как и любая другая компания. Вот вам отчет за 2015-й год и «тщательно скрываемая» статистика несчастных случаев: две смерти, а всего – 17 происшествий, в которых в разной степени пострадали 23 человека. Примерно такую же статистику имеют другие алмазодобывающие компании – теперь, когда вы знаете о существовании социальных отчетов, вы можете самостоятельно в этом убедиться, и я надеюсь, что русские хакеры вам не помешают.

Описание «нарушений прав человека в России» занимает у Майкла 2 абзаца. И, как я доказала выше, на эти два абзаца приходится 4 фактических ошибки. Это – как бы помягче выразиться? – вызывает некоторые сомнения относительно качества всей остальной его экспертизы.

Впрочем, многие вопросы отпадут, если повнимательнее посмотреть на деятельность Diamonds.Pro. Итак, портал пишет «независимые» обзоры о бриллиантах и ритейле, а также совершенно бесплатно дает любому желающему консультацию. Схема работает так: вы задаете консультанту желаемые параметры камня и бюджет, а он предлагает вам несколько вариантов украшений в разных магазинах на выбор.

Звучит прекрасно, но в такую филантропию очень сложно поверить. Труд нескольких экспертов на телефоне плюс труд по созданию текстов требуют денег, которые должны откуда-то взяться. Видимо, понимая, что эта схема вызывает вопросы, Diamonds.Pro даже упомянули это в своих официальных FAQ:

«Самый частый вопрос, который мы слышим – почему вы предоставляете такой полезный и дружественный сервис бесплатно? В чем подвох? Это резонный вопрос. Ответ очень прост: мы не делаем это бесплатно. Сервис бесплатен для вас, читателей, но не волнуйтесь – мы получаем компенсацию».

В другом ответе эта схема раскрывается чуть подробнее.

«Нас спрашивают: «Вы как-то связаны с ювелирным ритейлером James Allen»? На самом деле, мы регулярно сотрудничаем с 6-8 онлайн-ритейлерами, со всеми в равной степени. А чаще всего рекомендуем James Allen просто потому, что они действительно лучшие».

«Потому что они лучшие» – это снова очень аргументированный тезис. Что ж, видимо они действительно хороши: James Allen упоминается практически на каждой (!) странице сайта Diamonds.Pro. Ни одна другая компания не удостоилась такой чести.

Осталось только выяснить, как же так получилось, что специалисты по сравнению цен разных магазинов внезапно заинтересовались правами человека в разных странах?

Дайте-ка я угадаю, как все было. Сначала некто открывает сайт для «помощи потребителям». Выбирает нескольких крупных ритейлеров, и – за определенную комиссию, конечно – обещает отправлять потребителей именно в их магазин. Магазины выбирает строго по очереди, чтобы не создавалось впечатления, что вы работаете только на одну ювелирную фирму. Кроме того, гораздо выгоднее было бы взять деньги с нескольких ритейлеров сразу, а не только с одного. Так можно работать достаточно долго, к вашей схеме все привыкают, вас рекомендуют друзьям. В общем-то, это даже неплохой бизнес, если вы освобождаете потребителя от долгих поисков в интернете и выбираете действительно самый выгодный вариант.

Но тут, предположим, у одного из ключевых спонсоров случается Событие: этот самый спонсор подписывает соглашение об эксклюзивных продажах бриллиантов, происхождение которых можно отследить. Это новая многообещающая схема, но сами камни достаточно дороги, ведь маркировка и гарантии происхождения стоят денег. Не каждый потребитель будет готов отдать их просто так. Значит, потребителя нужно убедить. Рассказать ему о том, что алмазы из Ботсваны копают несчастные темнокожие дети, и что русские бриллианты поддерживают тиранию. Что только CanadaMark избавляет покупателя от этических терзаний. И, конечно, подкинуть потребителю ссылку на правильный магазин.

В недавнем интервью Робу Бэйтсу директор James Allen Одед Эдельман рассказал, что «компания готова вложить много денег» в раскрутку бренда CanadaMark. James Allen известна своим агрессивным маркетингом, и в теории такое вот продвижение через «независимого эксперта» вполне вписывается в стоящую перед компанией задачу. Оно, прямо-таки, убивает двух зайцев сразу: тут тебе и текст на заданную тему, и увеличение прямых продаж. А потребители восторженно слушают: им же совершенно бесплатно помогают сделать этичный выбор.

«Я искренне верю, что мы, потребители, морально ответственны за то, чтобы задумываться: какое воздействие на окружающий мир оказывают товары, которые мы покупаем, – с гордостью пишет Майкл Фрид, начиная ту самую статью. – Я, как и все остальные люди, всегда выбираю то, что приносит дополнительную ценность в нашу жизнь и компенсирует негативное воздействие».

Заказные материалы действительно добавляют определенную дополнительную ценность на банковскую карту. И эта добавленная стоимость, наверное, даже компенсирует этические неудобства, которые испытывают все люди, когда им приходится искажать факты.

Елена Левина, Rough&Polished


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question