Сегодня: 28.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Пенсионная реформа ставит крест на президентском рывке

27.07.2018

YKTIMES.RU – Власти выбрали неудачное время для обсуждаемой пенсионной реформы. Сейчас она входит в противоречие с другими задачами: модернизацией и строительством цифровой экономики. По оценкам, которые приводит Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), технологический рывок может привести к высвобождению на рынке труда за период до 2035 года 9–11 млн человек. Из них от 2 млн до 4 млн человек «спишет со счетов» плохая демография. Оставшимся придется искать работу в новых условиях. Если к этому ежегодно добавлять почти по миллиону несостоявшихся пенсионеров, не исключена социальная катастрофа, считает “Независимая газета”.

Подняв пенсионный возраст, власти обеспечат оптимальное соотношение работников и пенсионеров в стране. Об этом сообщил в телеэфире глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов. «Если взять 80-е годы, то (тогда – «НГ».) соотношение лиц трудоспособного возраста к пенсионерам было 3,7 к 1, почти 4. В настоящее время это примерно 2 к 1. Если мы не меняем систему, то к 2030 году соотношение будет уменьшаться – 1,8; 1,7 и так далее», – приводит ТАСС слова Дроздова. «Если мы изменим возраст, то к 2030 году это соотношение будет опять приближаться к 3–3,1. Это оптимальное соотношение, когда трое работающих содержат одного пенсионера», – пояснил он.

Правительственные экономисты – инициаторы пенсионной реформы учитывают в своих прогнозах влияние негативных демографических тенденций. Но учитывают ли они еще и влияние технологических преобразований, которые должна проводить Россия, тот рывок, о котором говорил президент Владимир Путин, – вопрос.

Пока создается впечатление, что авторы обсуждаемой пенсионной реформы не ждут от российской экономики особых инноваций, не верят в обещанную цифровизацию и давно поставили крест на модернизации. Возможно, по их мнению, в отечественной экономике будет высока доля примитивного ручного труда и те задачи, которые в развитых странах может выполнить на специальном оборудовании один работник-оператор, в России будут выполнять бригады из 10 человек.

«Нужно иметь в виду, что численность населения в трудоспособном возрасте сокращается и будет сокращаться. По прогнозам, до 2025 года численность населения в трудоспособном возрасте уменьшится на 2,2 млн человек. Граждане старшего возраста с их опытом и знаниями как раз смогут восполнить нехватку рабочей силы в условиях повышения возраста выхода на пенсию», – сообщили вчера «НГ» в пресс-службе Минтруда.

«Утверждение, что повышение пенсионного возраста ставит крест на планах модернизации, цифровизации и роста производительности труда, в корне неверно. На российском рынке труда работники разных возрастов заняты в разных сферах. Цифровизацией занимается в основном молодежь, граждане старшего возраста заняты в более традиционных сферах», – добавили в ведомстве Максима Топилина.

Похожие оценки ранее давали специалисты Экономической экспертной группы (ЭЭГ), работающие в тесном контакте с финансовыми властями. Они сообщали, что дефицит работников на рынке труда составит к 2030 году 2,1–3,8 млн человек.

«Повышение пенсионного возраста – не только желательное, но и необходимое условие стабильного развития страны в ближайшие годы», – делали вывод в ЭЭГ.

Правда, есть одно «но». О нем предупредил в эфире телеканала «Царьград» руководитель направления ЦМАКП Дмитрий Белоусов. Проблема не просто в том, что российские власти опоздали с повышением пенсионного возраста (реформу лучше было проводить в середине нулевых), а в том, что сейчас эта обсуждаемая мера вступает в противоречие с другими государственными целями.

Президент поставил перед страной задачу повысить производительность труда. Кроме того, Владимиром Путиным сформирована новая почти что национальная идея – построить в России цифровую экономику. Но и то, и другое приведет к высвобождению миллионов работников. Белоусов считает, что лучше отложить повышение пенсионного возраста до 2025 года.

Как он пояснил вчера «НГ», 3,3 млн человек – это потенциал высвобождения работников с учетом доведения производительности труда в России до текущего уровня развитых стран. А с учетом тех ориентиров по цифровизации, которые ставят себе сегодня развитые страны на ближайшие десятилетия, потенциал высвобождения суммарно составит уже от 9 млн до 11 млн человек за период до 2035 года.

«При этом около 1,5 млн человек могут быть заняты в малом бизнесе, – говорит Белоусов. – а вот остальные…» Вспомним оценки дефицита из-за ухудшения демографических показателей: они составляют от 2 млн до 4 млн работников. Но останутся еще от 3,5 млн до 7,5 млн человек (показатель меняется из-за разных оценок демографического влияния), которым придется искать работу в новых условиях.

В случае же повышения пенсионного возраста мы получим еще больше потенциально безработных. Например, как сообщает пенсионный аналитик компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский, если реформе дадут старт, то в течение ближайших 4–5 лет на рынок труда будут выходить ежегодно почти по миллиону новых работников: «Сейчас выходит на пенсию с учетом смертности 700 тыс. человек в год».

К слову, в Минтруде вчера оставили без внимания вопрос «НГ» о том, есть ли у министерства оценки, сколько ежегодно будет получать рынок труда дополнительных работников в случае обсуждаемого повышения пенсионного возраста с 2019-го.

«Бухгалтерский подход не позволяет оценить потери экономики от повышения нагрузки за счет увеличения обязательств перед молодыми семьями (бабушки и дедушки не помогут в полной мере), пенсионерами (те, кто доживут, должны будут получать крупные выплаты), работниками (молодые не смогут устроиться на работу, где сидит старшее поколение, а старшее поколение не может работать на большинстве работ с физической нагрузкой)», – перечисляет Звенигородский.

Помимо этого, по его словам, у инициаторов реформы не видно понимания будущих изменений, связанных с дальнейшей модернизацией и цифровизацией, что требует переоценки не только требуемых кадровых ресурсов, но и планов на их развитие.

Как полагает Дмитрий Белоусов, инициаторы пенсионной реформы хотели снять пенсионную нагрузку с экономики, «просто социальные риски не просчитаны». По его мнению, эти две задачи – модернизация и повышение пенсионного возраста – «надо хотя бы рассинхронизировать: получится этакий экономический «план Шлиффена» – последовательное решение задач за счет энергичного маневра ресурсами».

«Но если эта рассинхронизация не получится, риски двух реформ, и так немаленькие, реализуясь и накладываясь друг на друга, могут нас просто завалить. Как при войне на два фронта получается. Причем попытка отказа от форсированной модернизации экономики и роста производительности способна привести к быстрой утрате ее конкурентоспособности и тяжелейшим последствиям и для экономики, и для общества», – предупреждает Белоусов.

Похоже, властям придется делать выбор, что им нужно в первую очередь: пенсионная реформа или технологический рывок.

В Минтруде расставляют другие акценты: «Повышение производительности труда – это рост компетентности работников, а не сокращение рабочих мест». Как показали пилотные проекты по поддержке занятости, предприятия сохраняют работников после их переобучения.

Обсуждение пенсионной реформы продолжается. Уже видны попытки ее авторов и апологетов несколько смягчить первое впечатление от предложенных мер. Например, как пишут на сайте Московского центра Карнеги старший научный сотрудник Института Гайдара Иван Любимов и директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров, «найти альтернативу повышению пенсионного возраста практически невозможно, однако параметры пенсионной реформы могут быть смягчены».

Анастасия Башкатова, заместитель заведующего отделом экономики “Независимой газеты”.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question