Северный морской путь отстаёт от графика
YKTIMES.RU – Северный морской путь отстаёт от графика, пишет telegram-канал “Газ-Батюшка“. Ещё в 2018 различные ведомства строили планы по загрузке маршрута. Наиболее точными были прогнозы Минтранса, там прогнозировали 29 млн.тн в 2020, Минприроды и Минвостокразвития пророчили по 34 млн.тн в год.
По факту же, за 1 полугодие 2020 было перевезено 14,5 млн.тонн грузов. В тоже время, коридор хоть и тормозит, но показывает положительную динамику: +1,1% к первому полугодию 2019.
Все же есть и хорошие новости, из-за тёплого арктического лета «Новатэк» раньше запустил свои «дальние» поставки в Юго-восточную Азию. Уже четыре газовоза прошли вдоль рубежей России от Сабетты в Китай.
Радости экологам это не прибавляет: температура июня в Арктике была на 8 градусов выше среднестатистической, а арктическая «шапка» уменьшается до рекордных значений.
***
Telegram-канал “Капитан Арктика” напоминает, что 6 августа 2011 года в Нарьян-Маре тов. Патрушев-старший провел совещание с руководителями арктических регионов на тему развития СМП. До тогдашнего руководства субъектов еще не существовавшей АЗРФ были доведены планы центра по большому перезапуску Северов.
Интересно сейчас сравнивать ожидания и реальность, возникшую спустя 9 лет.
Флагманом «развития» была сразу и без обиняков избрана стратегия «качай и вези». В качестве основы грузовой базы СМП были взяты нефть и конденсат с Центрально-Харасавэйского, Новопортового, Штокмановского месторождений, шельфа Баренцева и Печорского морей и ямальский газ. Да и деньги на масштабное переоснащение СМП инфраструктурой и ледоколами должны были дать именно сырьевики — Газпром, Новатэк и Роснефть.
Так оно концептуально и получилось. Ничего другого, кроме добычи, у нас в АЗРФ толком и не развивается. Выстроена сырьевая экспортоориентированная модель. А вот степень участия бизнеса в финансировании всего этого в 2011-м переоценили: в итоге и ледоколы, и порты строятся за казенный счет, а и субсидии со льготами стали нормой.
Об узких местах тогда все было сказано верно: ледоколов все меньше, надо строить новые; навигационное оборудование магистрали частью устарело, частью отсутствует. С тех пор худо-бедно справились со строительством головной «Арктики» и довели до ума «Черномырдина», однако в целом первоначальные графики пополнения ледокольного флота были сорваны. Помогла предусмотрительная политика Росатома (https://t.me/caparctic/1059) по продлению ресурса «старичков». А вот с навигацией прорыва нет и спустя почти десятилетие.
Планы по грузообороту были озвучены масштабные — 50 млн тонн к нынешнему 2020 году. Пока непонятно, что там выйдет по итогам года, но вряд ли сильно больше прошлогодних 30 млн тонн — кризис помешал.
Кстати, именно с того совещания в стране пошла традиция путать теплое с мягким в отношении наполнения СМП: возить по нему собрались экспортный нефтегаз, но при этом стали позиционировать Севморпуть именно как коммерческую транзитную магистраль («удастся сократить срок доставки грузов из Европы в Азию в среднем на 10 суток»).
В целом, получилось (увы) ожидаемо: позже, меньше и не совсем так, как планировалось.
Также вас может заинтересовать:
- Над Белгородской облстью сбито 22 воздушных цели (25.03.2024)
- На западе Украины поражено ПХГ объемом 17 млрд м3 (25.03.2024)