Сегодня: 19.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Сокращать нельзя откладывать – где ставить запятую

14.05.2019

YKTIMES.RU – Как известно, бюджетную сферу нашей республики ждут большие перемены – введение новых стандартов структуры и параметров минимальной сети объектов социальной инфраструктуры, а также модельных штатных расписаний согласно постановлению правительства РС(Я) № 202 от 25 июня 2018 года. К октябрю будет известна всеобъемлющая картина всех нововведений, но как это будет происходить, когда начнутся реальные преобразования сказать трудно. Известно только одно – изменения неизбежны. По каким причинам? Об этом журналист газеты “Ил Тумэн” на днях побеседовал с руководителем мандатной и регламентной комиссии Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), депутатом по Сунтарскому одномандатному избирательному округу № 13 Андреем Юрьевичем Николаевым.

Как опытный финансист и руководитель – производственник, Андрей Юрьевич привык решать вопросы с точки зрения экономики, сухих расчетов. Иначе успешное промышленное производство не наладить. Но, депутат убежден, что в социальной сфере руководствоваться одной экономикой и эффективностью бюджетных расходов нельзя и нужно уметь видеть за каждой цифрой реального человека и условия его жизни.

«Что такое постановление № 202? Это стандарты структуры и параметров минимальной сети объектов социальной инфраструктуры, который утвержден 25 июня 2018 года постановлением правительства Республики Саха (Якутия). Замечу, не постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), а именно исполнительной властью без рассмотрения и утверждения на пленарном заседании парламента Республики Саха (Якутия). Мы, народные депутаты, его не утверждали. Он был разработан согласно: «Комплексного плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов РС (Я) на 2014 год и на плановый 2015-2017 годы», утвержденного распоряжением президента РС (Я) от 31 марта 2014 года № 281-РП», – начинает беседу народный избранник. В целом постановление разработано Центром стратегических исследований РС (Я), учредителем которого является согласно распоряжения президента РС (Я) №678-РП от 4 октября 2012 года министерство экономики и промышленной политики и министерство имущественных и земельных отношений Республики.

– Андрей Юрьевич, сейчас в соцсетях идет активное обсуждение предстоящего сокращения штатных единиц, появились цифры предполагаемых школ, детских садов, больниц и других бюджетных учреждений, которых коснется реорганизация либо ликвидация. Откуда вообще возникло это постановление № 202?

– По школам и детским садам не только в соцсетях, это, как оказалось, официальный документ, прилагаемый к письмам главам муниципальных районов и городских округов РС (Я) от 6 мая 2019 года. По нему предлагается реорганизовать и ликвидировать некоторые из 135 детских садов, 203 школы по всей республике. На рассмотрение этого документа отведено время – до 16 мая.

Само постановление № 202 возникло в связи с тем, что федеральные органы власти внесли свои нормативы по всем сферам еще в 2016 году, и они начали действовать по всем регионам Российской Федерации, кроме нашей республики. Наше правительство отказалось слепо следовать указанным нормативам. К примеру, в приказе Министерства здравоохранения РФ от 27 февраля 2016 года № 132н «О требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения» четко расписано, что участковая больница должна быть в населенных пунктах, где «рекомендуемая численность обслуживаемого населения» от 5000 до 20000 человек. Если сравнить, в республиканском постановлении, прописано от 601 до 3000 человек. Это очень большая разница. Такие же приказы есть и по сфере образования и по культуре.

В то же время следует учитывать, что по постановлению № 202 есть отдельная категория – труднодоступные населенные пункты. Здесь норматив по требуемому количеству населения для наличия участковой больницы или врачебной амбулатории снижен от 501 до 1000 жителей. То есть постановление № 202 вводит менее жесткие нормативы и при этом упорядочивает существующий, не учитывающий никакие нормативы состояние дел в этих сферах. К тому же, если учесть, что территория республики почти вся труднодоступная, то есть возможность сохранить имеющиеся штаты и учреждения, вошедшие в норматив. В этом постановлении есть приложение № 3, где указано только 200 населенных пунктов, которые посчитали труднодоступными. С этой цифрой я не согласен. В республике 445 населенных пунктов и они почти все труднодоступные за исключением тех, где есть федеральная дорога, мосты и авиасообщение. Сами знаете, какие у нас дороги. Пройдет дождь и дороги нет. Растает лед, и нет построенного природой естественного моста.

– Вы хотите сказать, что постановление №202 нужно принимать?

– Дело в том, что республиканская исполнительная власть пытается защитить население этим постановлением. Как говорится, из двух зол нужно выбрать меньшее. Требования федеральных нормативов намного жестче. Они в разы больше, но их придется вводить, если мы не будем исполнять это постановление.

– То есть, нужно принять грядущее сокращение как данность?

– Финансирование, например, по медицине идет по ОМС, по федеральным стандартам. Соответственно, что не входит в стандарты, финансируется республиканским бюджетом. За счет него содержатся не подходящие стандартам больницы, школы, объекты культуры, спорта. Руководство нашей республики и дальше согласно финансировать, но пока есть деньги. Как известно, в 2018 году увеличился размер заработной платы работников бюджетных организаций, что увеличило эти расходы, также нет денег на материально-техническое содержание уже существующих объектов социальной сферы. И для того, чтобы обеспечить все, нужны эти сэкономленные деньги. Правительство вынуждено идти на 202-е постановление и его исполнение. Еще раз повторюсь, это намного лучше, чем федеральные нормативы. Но все нужно делать с умом. В этой части у меня есть конкретные предложения.

– Какие?

– Не зря я говорил выше о приложении № 3 к постановлению №202 о труднодоступных населенных пунктах. Так как я депутат Сунтарского района буду говорить на примере своего района. Первый вариант, по которому администрация Сунтарского района посчитало количество сокращаемых работников, составило свыше 500 человек по так называемому МШР№1 (минимальное штатное расписание). Потом появились варианты МШР №2 и МШР№3, где сокращение составит около 100 человек. Пока ни один из вариантов не утвержден. Но рано радоваться и думать, что обойдется «меньшей кровью» как вариант МШР№3.

При любом варианте встанет самый большой вопрос. Тот, который я ставлю перед правительством – «Куда пойдут работать эти люди?». Он остается открытым. Ни министерство предпринимательства, ни минтруд, ни минпром не могут дать ответ.

За каждым человеком стоит семья, дети, его родители, бабушки, дедушки. Пока внятно не получу ответ на этот вопрос, буду настаивать на приостановлении принятия постановления.

Для чего нужна отсрочка? Обосную. Возвращаемся к приложению №3 о труднодоступных, не имеющих круглогодичного автотранспортного сообщения, населенных пунктах. Доступность означает, что круглый год – все 365 дней, можно добраться на автомобиле до этой деревни. В Сунтарах в 20 км от районного центра есть п.Устье. Вроде бы близко и на федеральной трассе, но мы знаем, что с 15 апреля официально закрывается ледовая переправа, а паромная начинается в конце мая. Все эти дни дороги нет. В такой же ситуации оказывается поселок осенью – в октябре переправа закрывается, в начале декабря дорога открывается и начинается зимник.

Населенный пункт труднодоступным считается от доступности до районного центра. Это с.Сунтар – единственное село, где есть авиасообщение с Якутском, во всех остальных авиапортов нет, как и у всех сел в Якутии. То есть, начиная с Устья и до Тюбяй-Жархана, а также все села на другом берегу реки Вилюй и других речек от районного центра с.Сунтар должны считаться труднодоступными и должны войти в Приложение №3.

В связи с этим, необходимо добавить к 6 включенным в список труднодоступных, и другие села. Есть понятие труднодоступности, также в виде отдаленности. Но этого понятия нигде в наших законах не прописано. Что мы считаем отдаленностью от районного центра – 5,10,100 километров? Изучил законы других регионов России, там четко все прописано.

Давайте посчитаем, пожарная или скорая машина едет 50 км в час по гравийной дороге. Это час езды. Все у нас дороги гравийные в лучшем случае. Поэтому, если от районного центра будет свыше 50 км нужно считать их отдаленными. Это только мое мнение. Четкого, юридически обоснованного нет. Также есть нормативы. Например, у пожарных время прибытия к месту возгорания должна составить 15 минут внутри поселка. Со скоростью 50 км/час это 12,5 километров. Можно и так поставить вопрос, исходя от таких нормативов. Тогда свыше 90 процентов наших сел получат статус отдаленных и труднодоступных. Все это должно быть отражено в приложении № 3. Есть действующий закон республики, согласно которому принят перечень отдаленных и труднодоступных местностей. Нужно туда внести четкие понятия по отдаленности и принять любую обоснованную цифру.

– Кто будет заниматься вычислением реальной отдаленности всех населенных пунктов республики?

– Поэтому обращаюсь ко всем главам районов, городов республики проанализировать этот закон РС (Я) 47-З N 429-II от 4 октября 2002 года «О перечне труднодоступных и отдаленных местностей в РС (Я)» и внести свои предложения: какие села, населенные пункты вы считаете труднодоступными и отдаленными с обоснованиями. Затем нам надо включить их в постановление №202. Там есть понятие «труднодоступные», но они не соответствуют республиканским законам. Населенные пункты должны быть труднодоступными и отдаленными, то есть быть приравненными.

Например, в обычных селах – спутниках ФАПы должны быть с жителями от 201 до 600 человек. Пункты – спутники ограничены 6 километрами. В прочих населенных пунктах ФАПы должны быть с жителями от 101 до 600 человек. В труднодоступных от 51 до 500. В поселке, где есть 51 человек, должен быть ФАП. Есть также врачебные амбулатории либо участковые больницы. В труднодоступных населенных пунктах врачебные амбулатории могут быть с жителями от 501 до 1 тысячи, а в обычных от 601 до 2 тысяч, участковая больница может быть там, где жителей от 601 до 3 тысяч. Это означает, что если введем в Приложение №3 в «Перечень труднодоступных населенных пунктов, не имеющих круглогодичного автотранспортного сообщения» все такие села, то вошедшие могут пользоваться пониженными нормативами.

В моей родной Тюбяй-Жарханской школе, выпускником которого я являюсь, учатся 93 ученика. Село входит в перечень труднодоступных по закону, но в приложении № 3 его нет. Получается там, где есть от 108 детей и более, есть право оставить образовательное учреждение среднего общего образования, а в труднодоступных это же право возникает при количестве учащихся от 60 и более. То есть моя школа может остаться при имеющемся статусе при условии, что расширится перечень труднодоступных населенных пунктов. А если не войдет, так как не хватает около 20 детей, статус снизится до основного среднего образования – 9-летки. Помню, когда я учился в 9 классе, за год до окончания школу сделали средней. Это было в 90-х годах. Рады были все, и дети и родители. Уже не надо было ехать в Шею или в другой поселок, чтобы жить в интернате в отрыве от родителей и учиться до 11класса. Это очень многим помогло получить среднее образование и ехать поступать дальше. А до этого многие не могли продолжить обучение.

Сейчас мы снова лишим детей отдаленных сел права учиться у себя дома в поселке. К тому же в других селах попросту нет оборудованных общежитий и интернатов. Поэтому думаю, что, если принять постановление и враз ввести в исполнение, то это тяжело ударит в первую очередь по нашим детям, а также по всем маленьким селам, они попросту перестанут существовать. Тогда нужна отдельная программа переезда из сельской местности в города.

– А сейчас как обстоят дела с образованием в вашем районе?

– Проблемы есть. Малокомплектных школ достаточно. Если смотреть по Сунтарам, есть 33 школы. Из них типовых 11, а 22 размещаются в приспособленных зданиях, в нетиповых зданиях, говоря просто в зданиях клубов, интернатов, спортзалов наспех переоборудованных под школы. Требуется их заменить.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить председателя улусного совета Ульяну Дмитриевну Попову, главу района Анатолия Васильевича Григорьева, всех глав наслегов, работников администрации за содействие в моей депутатской работе. Чтобы защищать интересны населения необходима реальная картина с мест, точные цифры. Мы наладили двустороннюю постоянную и плодотворную связь. Наши главы населенных пунктов напрямую звонят мне и говорят, какие проблемы возникают, что надо сделать, чем помочь. Стараюсь работать по всем вопросам.

– И напоследок, с сентября прошлого года прошло совсем мало времени, но удалось ли решить какой-либо проблемный вопрос по Сунтарскому району?

– По трем молодежным поселкам существовала кредиторская задолженность за технологическое подключение к электроэнергии по договорам с Якутскэнерго 2013 года. 40 с лишним миллионов. Это Крестях, Тойбохой и Кюндяйя. За выполненные работы эти села должны были оплатить по республиканской программе Якутскэнерго из госбюджета. Но программа закрылась, Минстрой отказал оплачивать.

Я знал об этой проблеме и, как только стал депутатом, начал решать вопрос. Как оказалось, такая же проблема существовала и перед г. Олекминском и селами в Верхневилюйском и Усть-Алданском районах. Якутскэнерго подал на всех в суд, выиграл, и в итоге у муниципалитетов арестовали счета.

Да, все по закону, претензий нет, но надо было решать эту затянувшуюся проблему. Программа была республиканской. В итоге по моей инициативе мы собрались за круглым столом с депутатами вышеназванных районов и представителями Минстроя, Минжкх, Якутскэнерго. По итогам этот вопрос подняли и обсудили на совещании у Первого заместителя председателя Правительства РС (Я) Алексея Стручкова, потом на Комитете по бюджету, финансам, налоговой политике, вопросам собственности и приватизации. После, оформив вопрос в виде законодательной инициативы, внесли в корректировку бюджета этого года. На 6 пленарном заседании 20 марта он был принят. Пока деньги не поступили, но это дело времени. Бюджет принят. Уверен, задолженность по всем четырем районам будет закрыта.

Сардаана Сивцева.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question