Сегодня: 01.03.21 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Бюджет Якутии платит субсидий коммунальщикам больше начисленного

16.01.2021

YKTIMES.RU – Постановлением Коллегии Счетной палаты Республики Саха (Якутия) № 32-1 от 18 декабря 2020 года принят отчёт по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ влияния тарифов на коммунальные услуги на расходы государственного бюджета на 2017-2019 годы и 2020 год» за период 2017-2019 год, текущий период 2020 года, проведённого по поручению Главы Республики Саха (Якутия), говорится в сообщении ведомства.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее:

В ходе экспертно-аналитического мероприятия проведена оценка роста (снижения) расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в виде субсидий организациям коммунального комплекса в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг в части расходов на коммунальные услуги, а также расходов на оплату коммунальных услуг исполнительных органов государственной власти.

Анализ расходов государственного бюджета на предоставления субсидий организациям коммунального комплекса в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги показал, что доля субсидии юридическим лицам в общих расходах бюджета в анализируемом периоде имеет тенденцию к снижению, и составляет в 2017 году – 12%, 2018 – 11,6% , 2019 – 10,7%, 2020 – 8,7%.

Кассовые расходы государственного бюджета РС(Я) на предоставление субсидии в 2017 году составили 21 137 млн. рублей, в 2018 году – 24 762 млн. рублей, 2019 году 24 798 рублей, за 9 месяцев 2020 года 16 486 млн. рублей.

Фактически начисленная субсидия ресурсоснабжающим организациям в 2017 году составила 21 048 млн. рублей, в 2018 году фактически начисленная субсидия по сравнению с 2017 годом увеличилась на 8,9% и составила 22 912 млн. рублей, в 2019 году фактически начисленная субсидия увеличилась на 5% и составила 24 051 млн. рублей.

В соответствии с Порядком № 450-п на размер субсидии, предоставляемой ресурсоснабжающим организациям, влияют: объёмы фактически поставленных коммунальных ресурсов, экономически обоснованный тариф, льготный тариф. При этом на объёмы поставленных коммунальных ресурсов влияют: количество потребителей, уровень и типы благоустройства, размеры жилой площади, проведение энергосберегающих мероприятий, в том числе наличие приборов учёта.

При анализе факторов, влияющих на объёмы поставленных коммунальных ресурсов, установлено, что численность населения республики в анализируемом периоде существенно не изменилась (рост на 0,6% 2019 год к уровню 2017 года), при этом население г. Якутска с 2017 года увеличилось на 3,3 процента и составило 337,6 тыс. человек, доля жителей г. Якутска в общем количестве населения республики на конец 2019 года составляет 34,8 процента.

По данным статистики общая площадь жилых помещений республики в 2018 году по сравнению с 2017 годом увеличилась на 2,2%, в 2019 году по сравнению с 2018 годом на 3,7%.

Основной рост жилищного фонда произошел в г. Якутске, в 2018 году жилищный фонд по сравнению с 2017 годом увеличился на 4,6%, в 2019 году по сравнению с 2018 годом на 10,6%.

В анализируемом периоде наметилась положительная тенденция к сокращению аварийного жилищного фонда при росте общей площади жилищного фонда и степени его благоустройства. Вместе с тем, в 13 муниципальных образованиях по данным статистики отсутствует жилищный фонд, в котором имеются все виды благоустройства.

Анализ оснащенности жилищного фонда приборами учёта показал, что в отдельных муниципальных улусах (района) не в полной мере обеспечено соблюдение требований Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 №261-ФЗ в части обязательного учёта производимых, передаваемых, потребляемых энергетические ресурсы с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Так, из 36 муниципальных образований республики, объёмы поставленного (потребленного) коммунального ресурса определяются по нормативам: по тепловой энергии в 17 муниципальных образованиях (47,2%), по горячему водоснабжению в 25 муниципальных образованиях (69,4%), по холодному водоснабжению в 16 муниципальных образованиях (44,4%). При этом в республике значительная доля многоквартирных домов, в которых отсутствует техническая возможность установки общедомовых приборов учёта, составила: по тепловой энергии – 73,2%, по горячему водоснабжению – 43,9%, по холодному водоснабжению – 36,7%. Однако и те дома, в которых имеется возможность установки общедомовых приборов учёта, фактически неоприборены. По состоянию на 01 октября 2020 года процент оснащенности таких многоквартирных домов общедомовыми приборами учёта потребления энергетических ресурсов, принятых на коммерческий учёт, составляет: по тепловой энергии 55,3 %, по горячему водоснабжению – 45,9 %, по холодному водоснабжению – 33,9 %.

Основные причины непринятия приборов учёта на коммерческий учёт по многоквартирным домам, в которых впервые устанавливаются приборы учёта – это монтаж приборов учёта с нарушением установленных регламентов, отсутствие согласования проекта, несвоевременное предоставление технических условий, по многоквартирным домам в которых ранее были установлены приборы учёта – это нарушение сроков поверки.

Анализ тарифов на коммунальные ресурсы показал, что межтарифная разница сокращается только по водоотведению, по остальным коммунальным ресурсам межтарифная разница осталась неизменной. При этом наибольшая межтарифная разница сложилась по тепловой энергии в Эвено-Бытантайском, Верхоянском, Момском улусах. Превышение экономический обоснованного тарифа над льготным тарифом в Эвено-Бытантайскому улусе составляет от 21 до 22 раз, в Верхоянском улусе разница от 18,4 до 20,5 раз, Момском улусе от 16,7 до 18,6 раз.

Анализ плановой и фактически начисленной субсидии ресурсоснабжающим организациям показал, что в анализируемом периоде на размеры субсидии оказало влияние не только наличие межтарифной разницы, но и увеличение жилищного фонда республики, а также низкая оснащённость приборами учёта, что привело к определению объёмов поставленных коммунальных ресурсов на основании нормативов. При этом, в северных районах межтарифная разница оказывает существенное влияние на размер начисленной субсидии, но в остальных районах, особенно центральных, на размер субсидии влияет низкая оснащённость приборами учёта.

Анализ расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в виде субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в разрезе улусов (районов) республики показал что расходы государственного бюджета РС(Я) на данный вид субсидий сократились с 842 миллионов рублей в 2017 году до 651 миллиона рублей в 2020 году.

Получение данной субсидии носит заявительный характер. Количество заявлений, поданных гражданами для получения субсидий, за период 2017-2019 годы сократилось в 1,5 раза. При этом количество отказов в получении субсидии за этот же период увеличилось в 11,6 раза. Основные причины отказа – это не соблюдение доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, предоставление неполного пакета документов, недостоверных данных, наличие задолженности по уплате коммунальных платежей.

Количество получателей субсидий за период 2017 -2019 год сократилось на 20 процентов. Наибольшее количество получателей субсидии приходится на города Якутск и Нерюнгри. Наименьшее количество получателей субсидии до 100 получателей приходится на Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Верхнеколымский, Момский, Оленекский, Эвено-Бытантайский улусы, что объясняется меньшим количеством граждан, проживающих в них.

Анализ расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение государственных бюджетных и автономных учреждений расходов министерств, ведомств (с учётом казённых учреждений) на уплату коммунальных услуг показал, что кассовое исполнение расходов на эти цели составило за 2017 год 2 600 млн. рублей, за 2018 год 3 371 млн. рублей, за 2019 год 3 600 млн. рублей, за 9 месяцев 2020 года 2 207 млн. рублей.

Таким образом, кассовые расходы госбюджета РС(Я) на указанные цели в 2018 году увеличились в сравнении с 2017 годом на 29,7 % или на 771 млн. рублей, в 2019 году в сравнении с 2018 годом на 6,7 %. Проведённый анализ показал, что рост тарифов на коммунальные услуги является основным, но не единственным фактором, влияющим на рост расходов госбюджета РС(Я) на коммунальные платежи. На рост расходов повлияли также и объёмы потреблённых коммунальных ресурсов.

Наибольшую долю расходов на коммунальные услуги в общем объёме финансового обеспечения государственного задания имеют бюджетные и автономные учреждения, подведомственные Министерству образования, Министерству здравоохранения, Министерству труда. При этом доля расходов на тепловую энергию составляет в общей сумме коммунальных расходов указанных бюджетных и автономных учреждений в среднем 80 процентов.

Расходы государственного бюджета республики на оплату коммунальных услуг исполнительных органов государственной власти РС(Я) также имеют тенденцию к росту.

Так, по 4 министерствам и 2 ведомствам установлено, что объёмы потреблённых коммунальных ресурсов с 2017 года увеличились в 2019 году по тепловой энергии на 1,9% при росте экономически обоснованного тарифа на 11,5%, по холодному водоснабжению на 12,3 % при росте экономически обоснованного тарифа на 11,1%, по горячему водоснабжению на 12,7 % при росте экономически обоснованного тарифа на 3,9 %, по водоотведению на 12,3% при росте экономически обоснованного тарифа на 7%.

Экспертно-аналитическим мероприятием установлено ненадлежащее исполнение органами государственной власти республики требований Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 №261-ФЗ.

Оснащенность объектов бюджетного сектора приборами учёта по состоянию на 01.10.2020 составляет: по тепловой энергии – 46,5 процентов, по горячему водоснабжению – 55,4 процентов, по холодному водоснабжению -66,2 процента, электрической энергии- 88,8процентов.

Низкая оснащенность приборами учёта у Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по занятости населения, Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), Министерства здравоохранения, Департамента ветеринарии.

В качестве причины отсутствия приборов учёта большинство министерств указывали отсутствие средств для их установки и поверки.

По итогам контрольного мероприятия информационные письма направлены Главе Республики Саха (Якутия), Председателю Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Министру жилищно-коммунального хозяйства и экономики Республики Саха (Якутия), директору Государственного казённого учреждения Республики Саха (Якутия) «Агентство субсидий».


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question