Сегодня: 17.07.19 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Бюджетные деньги делят между «кремлевскими олигархами»

14.03.2019

YKTIMES.RU – На строительство новой автодороги в Краснодарском крае уйдет столько же, как и на подготовку к сочинской Олимпиаде. Похоже, подрядчик уже известен — это компания «Мостострой», которая уже освоила в Кубани почти 100 млрд. рублей именно на олимпийских стройках, пишет “Свободная Пресса“.

Губернаторы — в очереди за деньгами

Строительство новой автодороги вдоль Черноморского побережья может быть включено в «Комплексный план модернизации развития магистральной инфраструктуры», который разрабатывает Минэкономики России вместе с отраслевыми министерствами. Этот документ, разработанный по поручению президента Владимира Путина, рассчитан до 2024 года (то есть на время действия нацпроектов): в него включены все более-менее значимые объекты.

Сейчас губернаторы насмерть бьются за то, чтобы их мегапроекты попали в «Комплексный план»: ведь это гарантия федерального финансирования. Челябинский и свердловский губернаторы Борис Дубровский и Евгений Куйвашев ратуют за то, чтобы в документ был вписан проект строительства высокоскоростной железной дороги «Челябинск — Екатеринбург», а Андрей Никитин видит в нем проект строительства абсолютно нового аэропорта в Великом Новгороде.

Драфт «Комплексного плана» был разработан ведомством Максима Орешкина еще летом прошлого года: тогда в нем было более семисот проектов общей стоимостью 6,8 трлн. рублей. Но учитывая амбиции губернаторов, количество проектов наверняка снизится — в пользу более дорогостоящих.

И вряд ли какая-то иная стройка может соперничать по стоимости с автотрассой вдоль Черноморского побережья. Речь идет не о реконструкции существующей автодороги А-147, как поначалу пытался было представить кубанский губернатор Вениамин Кондратьев, а о строительстве совершенно новой магистрали. Она будет проходить в горах, иметь две полосы движения в каждую сторону и скорость движения 120 км/ч.

Как бы то ни было, по словам кубанского губернатора, новая дорога «жизненно необходима» Краснодарскому краю, поскольку серпантин работает на пределе: при пропускной способности 6 тысяч автомобилей в час по ней в дни пиковых нагрузок проезжает до 30 тысяч автомобилей ежечасно.

На дороге, которая местами сужается до одноколейки районного значения постоянно возникают многочасовые пробки. Двигаться по серпантину протяженностью 120 километров приходится порой в условиях ограниченной видимости, дорожное полотно постоянно повреждают сходящие с гор оползни и сели. Все это, несомненно, говорит о необходимости строительства новой дороги. Но главный вопрос вовсе не в том, нужна ли она — а в том, сколько будет стоить.

Даже у Козака влиятельности не хватило

По оценкам Вениамина Кондратьева, новая дорога будет стоить не менее 1,2 трлн. рублей, а по оценкам Минтранса России — никак не менее 1,6 триллионов. Да и то это крайне приблизительные цифры, ведь проектно-сметной документации нет и в помине. Новая автотрасса будет включать в себя, по предварительной задумке, автомобильные обходы Туапсе, Сочи и поселка Лазаревское, 43 моста и 27 тоннелей.

Стоит напомнить, что еще на этапе подготовки к сочинской Олимпиаде по поручению вице-премьера Дмитрия Козака был разработан проект строительства новой автотрассы. Институт «Минскметропроект» предложил те же проектные решения, о которых говорят и сейчас: создать обходы Туапсе, поселка Лазаревское и Сочи, между которыми были бы «спрямляющие» скоростные участки.

Но даже тогда, когда в развитие Сочи правительство инвестировало более чем щедро (более 1,5 трлн. рублей), денег на реализацию мегапроекта не нашлось. Реализовать удалось лишь небольшую его часть — был построен обход центральной части Сочи. Но он проходит в черте города и освободил от транзитного движения лишь часть курорта. Теперь же, по задумке Кондратьева, надо строить полноценный обход всего города протяженностью около 15 километров (он почти полностью должен состоять из мостов, тоннелей и путепроводов).

Сметная стоимость проекта растет, а вот сроки его реализации, напротив, сдвигаются. Так, если еще в прошлом году заместитель руководителя Росавтодора Игорь Астахов уверенно заявил, что сдать дорогу можно уже к 2028 году… то теперь речь идет уже о 2024−2026 годах.

На мостах тоже зарабатывают… миллиарды

Так нужно ли строить автодорогу, стоимость которой сопоставима с многолетней подготовкой к Олимпиаде, давшей второе дыхание курорту?! Даст ли это такой же экономический стимул для развития всей Сочинской агломерации? Но, похоже, вопрос экономической целесообразности для инициаторов проекта — вовсе не самый главный, учитывая, что претендует на получение подряда компания «Мостотрест», которую контролирует «король госзаказов» Аркадий Ротенберг.

Именно «Мостотрест» строил в ходе подготовки к Олимпиаде дублер курортного проспекта в Сочи стоимостью (83 млрд. рублей) и «Адлерское кольцо» (5 млрд. рублей). Также в активе у этой компании — строительство Крымского моста (228 млрд. рублей) и еще множества объектов по всей стране (в первую очередь, конечно, мостовых и автодорожных).

— Эффект от мегастроек в большей степени смогут оценить генеральные подрядчики… если в дальнейшем не будут реализованы риски по уголовному преследованию за неэффективность трат, — объясняет «Свободной прессе» глава люксембургского офиса консалтинговой компании KRK Group Никита Рябинин. — А данный момент такие риски высоки: вспомните истории братьев Магомедовых, «Ингеоком», «Мостовика» и других крупнейших подрядчиков Олимпиады в Сочи.

Почти каждая мегастройка заканчивается огромным количеством уголовных дел — это тоже говорит о качестве таких инвестиций. Сам отбор мегапроектов не прозрачен, и в большей степени зависит от возможностей лоббистов, при этом эффективность для пространственного развития России явно не на первом месте. По этой же причине с критическим взглядом на мегапроекты выступал глава Счетной палаты Алексей Кудрин.

Я бы лично провел аналогии с мегастройками в конце 80-х в СССР: начали большое количество проектов «пространственного развития», многие не закончили, экономика просто не выдержала. Пример — ховринская больница в Москве.

Антон Чаблин.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


Один комментарий к “Бюджетные деньги делят между «кремлевскими олигархами»”


  • Отправил владимир (14.03.2019 )

    Если один , один трамплин на олимпиаде в сочи , какая то сраная горка с 1 милиарда вдруг стала стоить 8 милиардов, а что сказал путин похвалил сказал молодцы, не удевительно что эта олимпиада стала такой самой дорогой в мире, или стадион зенит по оценке экспертов 1,38 милиарда ДОЛАРОВ, и так можно продолжать бесконечно, уневерсиада в казани,чм по футболу, строительство газнефтепроводов , мостов , дорог которые почему то стоят намного дороже чем во всем мире.На поддержку растовщиков грабителей банкиров с какого хрена потратили1,5 трилиона , которые в итоге оказались переведены в офшоры .милиарды из бюджета типа пострадавшему от санкций сша олигархам типа дерипаски , который только за 2 месяча 2019 стал богаче на 670 МИЛИОНОВ ДОЛАРОВ , подачка от сша за сдачу русского алюминия , который должен принадлежать и когда то принадлежал народу россии и был просто отобран, украден Да если переиначить слова советского генерала (теперь чинуша )есть такая профессия сынок родину грабить.А это время пенсионеры , рядовые( не бывшие депутаточинуши, )вымирают, особенно одинокие попробуй проживи хоть на 8 , хоть на12 тысяч , перед смертью роясь в помойках пятерочки, детям по центральному тв собирают на операции смэсками.За 18 лет россия превратилась в ад, в концлагерь для народа, для тех кто честно работал во благо родины , кто живет по человеческим законам и в рай для подонков, грабителей. Для военых пенсионеров своей бывшей опоры , теперь то они списаны , толку от них, кремль не нашел ,смех да и только каких то 11 милиардов для мизерной индексации пенсий,если только кучка менеджеров газпрома выписали себе премий на такую же сумму.Великая держава бл.дь , лутче французы бы захватили в 1812 году эту богом проклятую страну.
    ё

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question