Сегодня: 28.10.20 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Перспективы экспорта Эльгинского угля вызывают сомнения

12.08.2020

YKTIMES.RU – В фейсбуке наш читатель поделился крайне любопытным мнением о перспективах Эльгинского угольного проекта группы “А-Проперти” (Авдолян), пишет telegram-канал “Грузопоток“. Мнение не бесспорное (уж слишком большая цена была уплачена за Эльгу), но заслуживает интереса. Особенно в свете противостояния за угольный порт Вера в Приморье. Приводим комментарий почти без купюр:

“Эльга это чёрная дыра. Она сожрёт все деньги. Любой частный инвестор в Эльгу неизбежно побежит клянчить из госбюджета.

Круглогодичное обогащение угля в условиях Якутии проблематично само по себе. Тем более, с таким планируемым объёмом добычи. Ну, и плюс частная железная дорога, содержание которой нужно оплачивать тарифом с этого же угля. Стоимость перевозки на 300 км по таким дорогам примерно соответствует стоимости перевозки по оставшимся 3000 км [Восточного полигона]. Возможное решение рентабельности – в очень большом объёме добычи угля. Но лично мне такой объём видится настолько большим, что у частного инвестора в лесотундру пупок развяжется, пока он на него выйдет.

Инвестора, вполне возможно, интересует именно порт в Приморском крае, как результат обозначения его “участия в Эльгинском проекте”. Как только он получит контроль над портом, про якутский проект он забудет. Вы знаете, сколько раз различные организации уже просчитывали этот проект в предыдущие годы? Кроме того, под коксующийся уголь нужно внутрироссийское доменное металлургическое производство где-то рядом. На Дальнем Востоке его нет. Все огромные риски инвестора будут зависеть от прихоти иностранных потребителей. А порт – это всегда надёжно. Тем более в южной части Приморья”.

И про строящийся угольный терминал “А-Проперти” в Ванино как альтернативу Вере:

“Перед Ванино, в районе Многовершинного есть довольно крутой перевал, и зимой тяжелые угольные маршруты на него чуть-ли не пятью локомотивами тянут. Три спереди, два сзади. Графики движения, конечно, все летят. Пробки образуются из тысяч вагонов, и это всё стоит брошенное месяцами. Уголь в брошенных маршрутах смерзается так, что его выгрузка из полувагонов тяжелее, чем сама добыча. По-хорошему, на том участке нужно бить туннель. Но такие расходы никакая “А-Пропети” не согласится нести. Ну, и зачем им Ванино? А вот порт под Владивостоком – это круто. Там и фрахт дешевле, и есть желающие свой уголь с Кузбасса поотгружать”.

***

С этой точкой зрения полемизирует telegram-канал “Барахло“.

Коллеги, при всем уважении, но в вашем посте невероятная путаница, пишет автор канала.

По пунктам. «Перед Ванино, в районе Многовершинного…». Многовершинное находится за много сотен километров от Ванино. Это район Николаевска-на-Амуре. Там золото добывают. Туда жд вообще нет – северный завоз морем, можно по воздуху добраться, можно по плохой грунтовой дороге. То, о чем вы пишете – Высокогорный.

Теперь о «крутом перевале» перед Высокогорным, где состав тянут «пятью локомотивами». Было. Кузнецовский перевал действительно очень крутой. Был еще старый Кузнецовский тоннель, построенный в годы войны. Но 25 декабря 2012 года был введен в эксплуатацию новый (второй) Кузнецовский тоннель (24,9 км), что позволило водить там составы весом до 5,5 тыс. тонн.

Внедрение ОАО РЖД новых локомотивов 3ТЭ25КМ, получивших имя «Пересвет», на участок работ между станциями Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре – Ванино позволило водить поезда на участке от Комсомольска-на-Амуре до Ванино весом в 7100 тонн – 71 вагон. Ранее весовая норма была установлена в 6200 тонн.

При этом учитываем, что на побережье Татарского пролива построены и развиваются современные морские перегрузочные комплексы (СУЭК, КОЛМАР). Там тоже и новые тепловозы, свои жд-мощности, самое современное оборудование.

Проблема брошенных поездов остро стояла еще несколько лет назад, пиковым был 2013, как все помнят. Но современные технологии делают свое дело. Весной 2020 года на побережье была самая тяжелая ледовая обстановка за последние 15 лет. Вы слышали что-нибудь о брошенных поездах, простоях портов и жд? И мы нет. Не было. Ни дня простоя.

Причина отставления поездов от движения – не в «крутом перевале», а в смерзшихся углях. Но в современных портах есть на вооружении инфракрасные размораживатели, СМРК (разработан на терминале СУЭК), круговое движение вагонов, построены собственные жд-мощности (Терминал-2), что позволило разгрузить станцию Токи, и так далее.

Теперь вернемся к «А-Проперти». Эта компания собирается строить порт не в Ванино, а в соседней Советской Гавани. И в чем мы с вами полностью согласны, так в том, что выбор места очень странен.

В отличие от развитого Ванино, в Советской Гавани практически нет жд. Пассажиры, следующие из Владивостока или Хабаровска в Советскую Гавань, высаживаются на вокзале в Ванино и по автодороге едут 40 км до Советской Гавани. Нет, какая-то хилая веточка туда ведет, какие-то вагоны они принимают, но это «слёзы». В планах РЖД, конечно, есть развитие жд и на Совесткую Гавань. Но, как все мы понимаем, РЖД ориентируется, в первую очередь, на Ванино, где портов как грибов и они строятся, развиваются. Сравните: грузооборот морского порта Ванино (где работают стивидоры СУЭК, КОЛМАР, ОАО Порт Ванино, Трансбункер, итд) в 2019 году составил 31,4 млн тонн. И эта цифра обусловлена недостаточной пропускной способностью жд – было бы больше. Грузооборот морского порта Советская Гавань в 2019 году – 548 тыс. тонн.

Но главная проблема порта Советская Гавань даже не в ж/д. Дело в том, что в отличие от Ванино, Советская Гавань – замерзающая. Толщина льда у береговой линии достигает 2 метров. Двух метров, Карл!)) В советское время, когда там без остановки работали два мощных судоремзавода, База океанического рыболовства (БОР) огромная, стояли мощные подразделения ВМФ, включая подводников, судозаход был столь интенсивным, что лед просто не успевал образовываться. Суда в три борта к пирсам становились. Но ничего этого давно нет. А лед, способный раздавить судно, есть. Нужен ледокол. Но с ледокольным флотом у нас, увы, не очень все хорошо. Имеющиеся в этих краях два ледокола большую часть времени законтрактованы на газовых и нефтяных проектах Сахалина. В Ванино они на подмогу приходят. Но как быть с Советской Гаванью – вопрос. Готова ли “А-Проперти” строить еще и ледокол? Тоже вопрос.

Поэтому нам, как и вам, непонятно: зачем «А-Проперти» строить порт в Советской Гавани, если есть готовый, шикарный проект ТЭПК в Ванино, на мысе Бурный. Там терминал привязан, напомним, к Тувинскому проекту (Элегест), который заморожен на 10 лет. Однако, как вы справедливо заметили, порт всегда хорош сам по себе. Вот почему мы и задавались вопросом: почему бы «А-Проперти» не купить проект у ТЭПК и не начать сразу строить, не тратя время на проектирование, экспертизы, согласования и общественные слушания с разъяренным населением? Вот это нам не понятно.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question