Сегодня: 16.12.19 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

«Рука Путина» или время ли радоваться мосту через Лену?

19.11.2019

YKTIMES.RU – Известие о поддержке Владимиром Путиным планов по строительству моста через Лену в районе Якутска буквально взорвало информационное пространство республики, вызвав эмоциональную реакцию общества, пишет сетевое издание Sakhalife.ru.

Кто-то кинулся танцевать осуохай. Кто-то сел за руль машины, чтобы принять участие в автопробеге по улицам столицы. Кто-то просто поделился своей радостью в соцсетях.

Но много и тех, кто, внутренне надеясь на скорое начало строительства моста, тем не менее выражает только сдержанный оптимизм. Не более.

А все потому, что для такой сдержанности есть свои веские причины.

Замечено – ни один крупный проект современной Якутии не имел легкой судьбы. Каждый сталкивался с множеством объективных и субъективных трудностей. По каждому приходилось преодолевать те или иные сложности.

Самый свежий пример: железнодорожная ветка Беркакит – Томмот – Якутск. Начатая строительством в далеком 1985 году свое логическое завершение она получила лишь в июле этого года.

С советских же времен тянется освоение Нежданинки – одного из крупнейших в России месторождений рудного золота.

И таких примеров можно вспомнить великое множество. Та же Эльга далась как минимум со второй попытки.

Отдельная большая тема – появление в Якутии полноценного нефтегазового комплекса. Тут и приснопамятный ЮКОС, и перетрассировка нефтепровода ВСТО, и споры вокруг маршрута «Силы Сибири»…

И за каждой из этих историй стоит труд множества самых разных людей. Чьи-то нервы и бессонные ночи…

Не является исключением и проект моста через Лену. Если брать только наше время, начало XXI века, то считается, что впервые данный проект появился в знаменитой Схеме-2020 Вячеслава Штырова.

Однако на самом деле, еще в период работы над Схемой-2020, а именно 3 февраля 2006 года, проект моста через Лену был включен в государственную программу РФ «Модернизация транспортной системы». Это стало плодом усилий республиканских властей, которые вели работу по мосту параллельно во всех возможных направлениях.

Прошло время. В Якутии сменилась власть. Президентом республики стал экс-председатель правительства Егор Борисов. Который и на новом посту продолжил лоббировать вопросы строительства моста через Лену.

Многие якутяне помнят слова Дмитрия Медведева, когда он, будучи Президентом России, заявил 15 ноября 2011 года на торжественном митинге по случаю укладки «золотого звена» на железнодорожной станции Нижний Бестях: «Обязательно нужно соединить магистраль с Якутском, пройти через Лену, чтобы все было по-человечески».

Но немногие знают, что следом вышло президентское поручение: «Министру транспорта РФ И.Е.Левитину – Проработайте все возможные варианты. Переход через Лену должен быть построен».

И снова прошло время. Теперь уже в России сменилась власть. Конечно, кто-то может ухмыльнуться, что в тот момент произошла всего-навсего рокировочка. Но эта рокировка означала главное – преемственность в федеральных органах власти.

И 2 апреля 2013 года на свет появляется распоряжение Правительства РФ «О заключении концессионного соглашения в отношении искусственного дорожного сооружения – автодорожного мостового перехода через р.Лена в районе г.Якутска».

Уже в июле того же года Росавтодор объявил открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения на строительство и эксплуатацию автодорожного моста через реку Лену в районе Якутска. Конкурсное рассмотрение завершилось в марте 2014 года.

Но тут вмешалась большая внешняя политика. Срочно потребовалось строительство Крымского моста. И было принято тяжелое для всех решение о переносе срока реализации проекта строительства моста через Лену с привлечением федеральных средств за 2020 год.

Тем не менее никто в республике рук не опускал. Уже в июле 2016 года тема моста вновь актуализируется. Президент Путин накладывает резолюцию на письме Егора Борисова: «И.И.Шувалову: Прошу доложить имеющиеся наработки».

Еще через год, в августе 2017 года, Путин накладывает краткую визу на письмо Секретаря Совета Безопасности Н.П.Патрушева о даче согласия на изыскание возможности строительства моста через Лену к 2022 году: «Согласен».

На этом основании Минтранс России направляет письмо руководству Правительства РФ о рассмотрении реализации проекта на основе концессии с финансированием за счет федерального бюджета при формировании государственной программы «Развитие транспортной системы» (на 2020-2030 годы).

А время идет. В Якутии вновь меняется власть. Однако 1 августа 2018 года на письме теперь уже Айсена Николаева появляется стремительный росчерк главы государства: «Тема моста обсуждается давно. Вернуться к рассмотрению и доложить».

Результатом явно непростых переговоров с потенциальными инвесторами и федеральными ведомствами становится письмо Минвостокразвития РФ о целесообразности рассмотрения включения моста через Лену в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.

Как итог Ленский мост включен в проект Национальной программы развития Дальнего Востока до 2025 года с перспективой продления до 2035 года.

14 августа 2019 года на совещании у первого заместителя министра транспорта России Иннокентия Алафинова отмечена позиция Аналитического центра при Правительстве РФ по отнесению проекта строительства моста через Лену к категории «мероприятие жизнеобеспечения».

23 августа 2019 года Правительством Якутии направлены в Росавтодор предпроектные технико-экономические параметры проекта Ленского моста.

Наконец, 19 сентября этого года Проектным комитетом транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры мост через Лену отнесен к категории «мероприятие жизнеобеспечения» и включен в лист ожидания с возможностью реализации при выделении дополнительного финансирования.

Но тут произошла какая-то накладка. Минтранс РФ представил в Проектный комитет не те данные. Пришлось Правительству Якутии в спешном порядке направить в Минтранс и Росавтодор дополнительные материалы с актуальной информацией.

И такое в нашей жизни бывает. Неудивительно, что многие якутяне при новостях о планах по строительству моста через Лену испытывают лишь сдержанный оптимизм.

Но оптимизм. Мы же помним, в чьих руках был карандаш, передвинувший трассу нефтепровода ВСТО к якутскому Талакану. Одним росчерком сделав нашу республику нефтяным регионом.

Помним, по чьему поручению в 2010 году прилетал в Нерюнгри тогда вице-премьер Правительства России Игорь Сечин. Чтобы дать старт освоению уникального по своим запасам Эльгинского месторождения коксующихся углей.

И таких решений, когда по воле Владимира Путина в Якутии начиналась реализация крупнейших проектов, за последние десятилетия накопилось множество. Наверное, поэтому мы и не теряем оптимизма.

Будет у нас мост через Лену. Обязательно будет.

Афанасий ЕГОРОВ.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question