Сегодня: 24.04.19 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Суд обязал “артель старателей Новая” провести этнологическаую экспертизу

16.04.2019

YKTIMES.RU – Якутский природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Артель старателей Новая» о возложении обязанности провести этнологическую экспертизу на территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское», говорится в сообщении на сайте суда.

В обоснование заявленных требований, указал, что по обращению ООО «Труд» проведена проверка акватории руч. Нижняя Амунакта, правый приток р.Тимптон, Нерюнгринский район и участка горных работ ООО «Артель старателей Новая». В ходе проверки выявлено, что на данном участке артелем ведутся работы по разведке и добыче полезных ископаемых на основании лицензии на пользование недрами. При этом ответчиком в нарушение закона не произведена обязательная этнологическая экспертиза с целью оценки влияния намечаемой деятельности.

Прокурором в адрес руководства ООО «Артель старателей Новая» внесено представление с требованием устранения допущенного нарушения закона, причин и условий ему способствовавших, но в ответе на представление ответчик указал об отказе в проведении этнологической экспертизы ввиду расположения месторождения руч. Нижняя Амунакта за пределами границ территории поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района.

Данный отказ ответчика влечет нарушение прав и законных интересов коренных малочисленных народов севера, проживающих и использующих территорию традиционного природопользования «Иенгринское» для ведения хозяйства. Просил суд возложить на ООО «Артель старателей Новая» обязанность по проведению обязательной этнологической экспертизы в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судом 1 инстанции иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе представитель ответчика просит отменить его ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильного применения норм материального права. Указывает, что ответчик не планирует и не ведет хозяйственную и иную деятельность в месте традиционного проживания и традиционной хозяйственной коренных малочисленных народов севера в с.Иенгра, в связи с чем оснований для проведения этнологической экспертизы не имеется.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Статья 69 Конституции РФ установила, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международных соглашений.

Определение коренных малочисленных народов дано в ст.1 Федерального закона от 30 апреля 1999г. N 82-ФЗ “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации”, согласно которой коренные малочисленные народы Российской Федерации – народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Конституция РС(Я) в п.1 ч.2 ст.42 закрепляет положение, в соответствии с которым “Республика Саха (Якутия), уважая традиции, культуру, обычаи коренных народов РС(Я) и коренных малочисленных народов Севера, защищает и обеспечивает их неотъемлемые права на владение и пользование в соответствии с законом землей и природными ресурсами, в том числе родовыми сельскохозяйственными, охотничьими, рыбопромысловыми угодьями”.

Закон РС(Я) “Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)” принят 14 апреля 2010г. № 820-З N 537-IV.

Настоящий Закон регулирует отношения в области этнологической экспертизы в целях социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.

Этнологическая экспертиза – научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса.

Данная экспертиза проводится для предупреждения возможных негативных последствий влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации в результате намечаемой хозяйственной и иной деятельности на развитие этноса.

До принятия решений о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов предусмотрено проведение в обязательном порядке проведение этнологической экспертизы.

Согласно ст.8 Федерального закона от 07 мая 2001г. N 49-ФЗ “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации” образование территорий традиционного природопользования местного значения осуществляется решениями органов местного самоуправления на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

В соответствии со ст.11 указанного Федерального закона правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей. Земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Земли и земельные участки в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности могут также использоваться указанными лицами и общинами на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, выданного в случае и в порядке, которые установлены земельным законодательством.

Пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.

В соответствии с Перечнем мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и Перечнем видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009г. N 631-р, такими местами в РС(Я) является, в том числе Нерюнгринский муниципальный район (улус) (с. Иенгра Иенгринского сельского поселения (наслега)).

Таким образом, этнологическая экспертиза обязательно проводится в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.

Судом установлено, что ООО «Артель старателей Новая» основании лицензии от 22 января 2018г. ведет работы по разведке и добыче россыпного золота на участке недр руч. Нижняя Амунакта, правый приток р.Тимптон на территории Нерюнгринского района, срок действия лицензии до 31 января 2023г.

Якутской природоохранной прокуратурой на основании обращения директора ООО «Труд» о нарушении законодательства об охране окружающей среды и природопользования, лесного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «Артель старателей Новая» проведена проверка с привлечением специалистов Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я), ГБУ РС(Я) «РИАЦЭМ» и ФГБУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» на лицензионном участке руч. Нижняя Амунакта, правый приток р.Тимптон, Нерюнгринский район.

По результатам проведенной проверки выявлено, что работы по разведке и добыче полезных ископаемых ведутся в границах территории традиционного природопользования «Иенгринское» при отсутствии обязательной этнологической экспертизы, о чем составлен акт проверки от 03 августа 2018г.

01 августа 2018г. природоохранной прокуратурой республики в адрес генерального директора ООО «Артель старателей Новая» внесено представление об устранении нарушения законодательства по выявленным нарушениям.

25 сентября 2018г. природоохранной прокуратурой в адрес ответчика направлено требования в порядке статей 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» о предоставлении информации о результатах рассмотрения и принятых мерах по устранению допущенных нарушений законодательства.

Письмом ООО «Артель старателей Новая» от 08 октября 2018г. отказано в проведении этнологической экспертизы ввиду расположения месторождения руч. Нижняя Амунакта за пределами границ территории поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района.

Решением 12 сессии депутатов Иенгринского наслежного Совета №3-12 от 22 апреля 2014г. на территории Иенгринского эвенкийского национального наслега образована территория традиционного природопользования местного значения «Иенгринское», а также утверждено Положение о территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское» (ТТП «Иенгринское»).

В соответствии с п.1.4 Положения ТТП «Иенгринское» относится к зонам с особыми условиями использования территорий.

В силу п.1.5 Положения территория традиционного природопользования «Иенгринское» находится в ведении муниципального образования «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района, которое осуществляет управление и контроль на территории традиционного природопользования «Иенгринское».

Земли ТТП «Иенгринское» находятся в административном ведении муниципального образования «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района (п.4.1 Положения).

В соответствии с п.6.2 Положения любая хозяйственно-экономическая деятельность, не связанная с традиционным природопользованием коренных малочисленных народов Севера, может осуществляться на ТТП «Иенгринское» только после проведения государственной экологической и этнологической экспертизы, с обязательным согласованием такой деятельности с главой сельского поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района.

Согласно информации филиала Роскадастра по РС(Я) граница территории традиционного природопользования «Иенгринское» внесена в государственный кадастр недвижимости с учетным номером 14.19.2.53.

При этом часть земельного участка, предоставленная обществу в аренду, расположена в границах земельного участка ТТП «Иенгринское», что подтверждается материалами дела. Факт осуществления хозяйственной деятельности ответчиком на данной территории при отсутствии обязательной этнологической экспертизы представителем ответчика в ходе судебного заседания не оспаривался. Ответчик в нарушение закона не принял меры для проведения данной экспертизы.

В связи с тем, что земельный участок, где ведет свою деятельность ООО «Артель старателей Новая», расположен в границах земельного участка ТТП «Иенгринское», проведение этнологической экспертизы, обязательно, о чем суд пришел к правильному выводу, удовлетворяя исковые требования природоохранного прокурора.

Сроки исполнения ответчиком приведенных обязанностей определены судом исходя из заявленных требований и принципа разумности.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.

Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст.67 ГПК РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

Доводы жалобы повторяют позицию ответчика, основанную на ошибочном применении норм материального права, не опровергают выводы суда первой инстанции. Эти доводы направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств, когда как они были предметом судебного следствия, получили правовую оценку. Оснований для переоценки судебная коллегия не усматривает. Таким образом, оснований для отмены судебного постановления не имеется.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question