Сегодня: 23.05.19 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

ТПП РФ: Ювелирный бизнес борется за выживание

10.04.2019

YKTIMES.RU – 3 апреля в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялся круглый стол Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, посвященного обсуждению проекта федерального закона № 638854-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней», сообщает Ювелир.INFO.

В работе круглого стола приняли участие представители Государственной Думы, Минфина России, Минпромторга России, Гохрана России, Пробирной палаты России, отраслевых предприятий, профессиональных объединений и экспертного сообщества.

На рассмотрение Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству поступил проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней» (Законопроект № 638854-7).

В части 1 статьи 19.14 КоАП перечислены все виды операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, за исключением незаконного аффинажа и самовольной добычи, и установлена административная ответственность за нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета, хранения, торговли, перевозки, пересылки драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий их содержащих.

Председатель Комитета ТПП РФ Игорь Тихов, открывая круглый стол, отметил, что увеличение размера штрафов, в случае вступления закона в силу, будет происходить на фоне ряда других нововведений в отраслевом законодательстве, вступивших в силу или готовящихся к принятию, каждое из которых призвано усилить контроль за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней.

На повестке дня обсуждение законопроекта, устанавливающего неожиданно высокое, в 20 раз, повышение штрафов, не дифференцированных по тяжести, последствиям и общественной опасности правонарушений, в связи с чем возникают риски налогового и неналогового преследования предпринимателей.

Более подробно остановился на нововведениях в законодательстве, регулирующем рынок драгоценных металлов и драгоценных камней, и их возможных последствиях генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин. Учитывая, что традиционно проведение контрольных мероприятий предполагает окончание проверки обязательным привлечением проверяемого к административной ответственности, принятие предлагаемых законопроектом мер потребует существенных, а зачастую – непосильных, затрат на ведение бизнеса и приведёт к утрате конкурентоспособности российских предпринимателей. Также Гильдия ювелиров России считает необходимым до введения нормы в действие разработать единый свод правил с исчерпывающим перечнем обязательных требований в сфере оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и ювелирных изделий, их содержащих.

Заместитель председателя Комитета Олег Пелевин в своем выступлении выразил мнение аффинажных заводов и производителей технических изделий из драгоценных металлов – участников возглавляемого им Межрегионального объединения производителей драгоценных металлов, которые считают безосновательным утверждение разработчиков законопроекта о том, что ужесточение уже имеющихся санкций является своевременным, необходимым и обязательным в связи с тем, что последнее изменение размера штрафных санкций в соответствующей сфере датируется 2011 годом.

Следуя этой логике, все кодексы следует пересматривать с периодичностью 8-10 лет в сторону их ужесточения. Также Олег Пелевин обратил внимание, что авторами законопроекта не учтено то обстоятельство, что у аффинажных заводов, а также производителей технических изделий из драгоценных металлов отсутствует розница, используется исключительно безналичный расчет, за которым стоит банковский контроль, органы Росфинмониторинга, инспекции Пробирной палаты. Эти уже имеющиеся способы контроля и надзора в ряде случаев являются дублирующими и избыточными. Может стоять вопрос об их упорядочивании, но никак не об ужесточении.

Авторы законопроекта, по мнению Олега Пелевина, вольно обращаются с понятиями и определениями, мера наказания отдаётся на субъективное решение конкретных представителей компетентных субъектов (органов, должностных лиц) административной юрисдикции, не обязывая их воспринимать и толковать эти нормы в неразрывном единстве с регулятивными нормами, непосредственно закрепляющими те или иные правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Законопроектом предусматривается административная ответственность за осуществление деятельности по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов юридическими лицами, не включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень, а также индивидуальными предпринимателями и гражданами. При этом не учтено, что в Федеральном законе посредством указанной деятельности определяется аффинаж драгоценных металлов и постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 1998 года № 972 утвержден Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов.

Завершая свое выступление, Олег Пелевин заключил, что законопроект, предусматривающий широкий диапазон наказаний без конкретизации тяжести последствий от каждого деяния, носит откровенно коррупционный характер.

Заместитель директора Департамента государственного регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и валютного контроля Минфина России Юлия Гончаренко пояснила, что обсуждаемый законопроект был разработан в соответствии с поручением Президента России Владимира Путина об усилении административной ответственности. Вместе с тем, доводы бизнеса представляются конструктивными и убедительными, и в этой связи Минфин России поддерживает мнение о необходимости доработки законопроекта.

Согласились с заявлением Минфина России и подтвердили готовность участвовать в работе по внесению поправок в законопроект заместитель руководителя Пробирной палаты России Дмитрий Замышляев, первый заместитель руководителя Гохрана России Андрей Кутепов и заместитель начальника отдела стратегического планирования и материаловедения Департамента металлургии и материалов Минпромторга России Степан Коваленко.

Участвовавший в работе круглого стола депутат Государственной Думы Виктор Зубарев, в свою очередь, подтвердил готовность содействовать работе по внесению поправок, предлагаемых бизнесом, в текст законопроекта.

Член Комитета ТПП РФ, исполнительный директор Комитета по драгоценным металлам, драгоценным камням, ювелирному искусству и народно-художественным промыслам Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Владимир Збойков обратил внимание собравшихся на то, что проектируемое введение в законодательстве понятия «полудрагоценные камни» окажется губительным для представителей малого бизнеса, использующих в своей деятельности полудрагоценные камни, народных художественных промыслов, коллекционеров и даже простых туристов, которым «повезёт» найти янтарь на берегу Балтийского моря в Калининградской области.

В ходе дискуссии участники круглого стола затрагивали и другие темы, касающиеся сферы драгоценных металлов и драгоценных камней.

Об особенностях и возможностях онлайн-торговли ювелирными изделиями рассказал член Комитета, президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артём Соколов.

Член Комитета, председатель Союза золотопромышленников Сергей Кашуба проинформировал участников мероприятия о взаимодействии с Минпромторгом России по вопросу экспорта российскими недропользователями концентратов упорных руд ввиду отсутствия необходимых технологических компетенций у аффинажных заводов страны.

Участники круглого стола пришли к единодушному мнению, что принятие законопроекта в рассматриваемой редакции не решит проблему эффективности системы государственного контроля (надзора) в указанной сфере, повлечет необоснованное увеличение финансовой нагрузки на предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в правовом поле, а также в связи с некорректностью используемых в тексте формулировок, создаст предпосылки к необоснованному привлечению к административной ответственности.

Бизнес-сообщество подчеркивает, что увеличение административных штрафов в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней на предполагаемый законопроектом уровень имеет для отрасли критическое, жизненно важное значение, способное оказать очень существенное влияние на условия ведения бизнеса в отрасли.

По итогам принято решение подготовить обращение к Президенту Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергею Катырину с просьбой о направлении в Государственную Думу резолюции круглого стола с предлагаемыми поправками к тексту законопроекта.

Комитет ТПП РФ по поддержке предпринимательства драгоценных металлов и драгоценных камней, О.Герасимова.

***

Министерство экономического развития Российской Федерации
№ 29575-ВЖ/Д26и от 12.10.2018 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металловm и драгоценных камней»

Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 (далее – Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней» (далее – проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Министерством финансов Российской Федерации (далее – разработчик), и сообщает следующее.

Проект акта подготовлен в соответствие с поручениями Президента Российской Федерации В.В. Путина от 25 октября 2017 г. № Пр-2167 и Правительства Российской Федерации от 30 октября 2017 г. № ИШ-П13-7283. Проектом акта предлагается ужесточить административную ответственность за нарушение обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области производства, использования и обращения драгоценных металлов, а также добычи (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки), использования и обращения драгоценных камней.

Проект акта представлен для подготовки настоящего заключения повторно. Ранее Минэкономразвития России на проект акта было подготовлено отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия от 4 апреля 2018 г. № 8709-СШ/Д26и. Замечания, содержащиеся в указанном заключении об оценке регулирующего воздействия, учтены разработчиком частично.

Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее – сводный отчет) с 29 декабря 2017 г. по 26 января 2018 г., с 18 июня 2018 г. по 29 июня 2018 г., а также доработанной редакции проекта акта и доработанного сводного отчета с 4 сентября 2018 г. по 15 сентября 2018 г. посредством их размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.regulation.gov.ru/projects#npa=77204.

По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, замечания и предложения по доработанной редакции проекта акта и доработанному сводному отчету не поступали.

В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта и сводному отчету в сроки с 24 сентября 2018 г. по 27 сентября 2018 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования.

По результатам дополнительных публичных консультаций были получены положительные отзывы по проекту акта от АК «АЛРОСА» (ПАО) и АО «Алмазы Анабара», а также замечания и предложения от Гильдии ювелиров России, ОАО «Красцветмет», АО «Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов» и АО «Производственное объединение «Кристалл».

Не учтенные замечания и предложения указанных экспертов приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведения публичных консультаций. Минэкономразвития России рекомендует разработчику рассмотреть данные замечания и предложения и по возможности учесть их при доработке проекта акта.

По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что процедуры проведения оценки регулирующего воздействия разработчиком были соблюдены.

Вместе с тем по проекту акта имеются следующие замечания.

1. Статьей 19.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) в настоящее время уже предусмотрены меры ответственности для юридических лиц и должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, за нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих. В частности, указанные нарушения влекут наложение административного штрафа на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, а на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Проектом акта указанные размеры штрафных санкций предлагается увеличить в несколько раз. Однако разработчиком ни в сводном отчете, ни в прочих прилагаемых к проекту акта пояснительных материалах не приведено убедительных обоснований недостаточности существующих мер административной ответственности за нарушения требований законодательства в области производства, использования и обращения драгоценных металлов, а также добычи (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки), использования и обращения драгоценных камней, основанных на верифицированных статистических и аналитических данных, подтверждающих масштабность и значимость заявленной в сводном отчете проблемы, на решение которой направлено предлагаемое проектом акта регулирование.

2. Частью 1 проектируемой статьи 15.43 КоАП устанавливается ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц – в размере от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей за нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на специальный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями или об изменении сведений, содержащихся в карте специального учета в государственное учреждение, наделенное функциями в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов.

При этом частью 2 проектируемой статьи 15.43 КоАП предлагается установить административные штрафы за то же правонарушение, но сопряженное с ведением деятельности без постановки на специальный учет, в размере от восьмидесяти до ста тысяч рублей – на должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей, в размере от ста двадцати до ста сорока тысяч рублей – на юридических лиц.

Как следует из приведенных выше норм проекта акта, должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, осуществляющих деятельность без постановки на специальный учет и нарушивших установленные сроки подачи заявления о постановке на специальный учет, предлагается привлекать к административной ответственности в виде штрафов в размерах, превышающих в среднем в два раза размеры штрафов, предусматриваемых за то же правонарушение, но совершенное указанными лицами, не приступившими к осуществлению своей деятельности.

По мнению Минэкономразвития России и участников публичных консультаций, осуществление указанными лицами операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями без постановки на специальный учет действительно имеет высокую общественную опасность, поскольку является незаконной предпринимательской деятельностью, и, соответственно, требует адекватных мер административной ответственности.

В отношении же положений части 1 проектируемой статьи 15.43 КоАП считаем необходимым отметить, что предусматриваемый ими состав правонарушения имеет, по нашему мнению, значительно меньшую степень общественной опасности, поскольку касается исключительно тех лиц, которые при государственной регистрации заявили о своем намерении, в том числе осуществлять операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, но фактически после получения документов, подтверждающих их государственную регистрацию, так и не приступили к осуществлению указанных операций и, следовательно, до момента доказательства иного не могут рассматриваться в качестве лиц, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность.

В этих условиях считаем, что предусматриваемые частью 1 статьи 15.43 КоАП размеры административных штрафов существенно завышены и нуждаются в корректировке до оптимальных размеров, соответствующих степени общественной опасности совершенного указанными лицами правонарушения.

3. В соответствии с частью 1 проектируемой статьи 15.44 КоАП самовольная добыча драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до однократного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией орудия административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей – от однократного до двукратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией орудия административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц – от двукратного до четырехкратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения либо без таковой.

Вместе с тем из указанных положений проекта акта не ясно, в каком порядке и в соответствии с какими нормативными правовыми актами в указанном случае будет исчисляться стоимость драгоценных металлов и (или) драгоценных камней при определении размера административного штрафа.

Данное замечание касается также и положений частей 2 и 3 проектируемой статьи 15.44 КоАП, а также части 1 проектируемой статьи 15.45 КоАП.

С учетом изложенного указанные положения проекта акта нуждаются в доработке путем установления подходов к исчислению стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней при определении размера административного штрафа, либо путем установления абсолютных размеров административного наказания.

4. Частями 1 и 2 проектируемой статьи 15.45 КоАП предлагается установить административную ответственность за незаконный аффинаж драгоценных металлов, а также за изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при производстве драгоценных металлов, обработке (переработке) драгоценных металлов и драгоценных камней с нарушением установленных законодательством обязательных требований.

Минэкономразвития России разделяет позицию участников публичных консультаций, что указанные формулировки составов административных правонарушений являются неопределенными.

В настоящее время законодательство Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты не определяют таких понятий как «незаконный аффинаж драгоценных металлов» и «изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах».

В этих условиях могут возникнуть риски двоякого толкования норм частей 1 и 2 проектируемой статьи 15.45 КоАП и необоснованного в связи с этим привлечения граждан, должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц к административной ответственности за допущенные ими, по мнению должностных лиц контролирующего органа, нарушения технологии производства и обработки (переработки) драгоценных металлов и драгоценных камней или ведение незаконной деятельности.

В связи с изложенным проектируемая статья 15.45 КоАП в этой части нуждается в доработке.

На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточности обоснования решения проблемы, заявленной разработчиком, способом, предложенным проектом акта, а также о наличии в проекте акта положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

———–

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона ”О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней“

Проект федерального закона ”О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней“ (далее – законопроект) разработан во исполнение подпункта ”а” пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 октября 2017 г. № Пр-2167.

Законопроект направлен на совершенствование системы государственного контроля (надзора) за добычей, производством, переработкой, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней и предусматривает усиление административной ответственности за нарушение обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в соответствующей сфере.Применяемые в настоящее время размеры штрафных санкций, установленные статьей 19.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются несоразмерной мерой наказания за совершаемые правонарушения.

Сложившаяся ситуация создает благоприятные условия для легализации ювелирных изделий, незаконно изготовленных на территории Российской Федерации либо ввезенных из-за рубежа, а также ведет к ухудшению криминогенной обстановки. Как результат – недобросовестным участникам рынка драгоценных металлов и драгоценных камней выгоднее заплатить штраф за невыполнение обязательных требований, чем соблюдать их.

Согласно статистике 800/0 нарушений связаны с учетом, хранением и инвентаризацией драгоценных металлов и драгоценных камней, а также недостоверной отчетностью по их движению и чаще всего являются показателями контрафактной и контрабандной деятельности.2По данным ФКУ ”Пробирная палата России”, за период 2017 – 2018 годов составлено 997 протоколов об административных правонарушениях, в результате рассмотрения которых судами вынесены решения о наложении штрафов на общую сумму 26 млн. рублей.Таким образом, средний размер штрафа составил 26 тыс. рублей и является несопоставимо низким в сравнении с доходами от противоправной деятельности с учетом высокой удельной стоимости предмета правонарушения.

Кроме того, по данным ФСБ России ежегодный ущерб федеральному бюджету от незаконной торговли ювелирными изделиями только в СевероКавказском и Южном федеральных округах составляет более 1 млрд. рублей. Также по информации, поступившей от ФСБ России, МВД России, ФТС России, Следственного комитета Российской Федерации и Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в среднем в год возбуждается порядка 200 уголовных дел по признакам преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней.

По результатам рассмотренных в судебном порядке уголовных дел изъято и обращено в доход государства драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму более 30 млрд. рублей.

Следует отметить, что последнее изменение размера штрафных санкций в соответствующей сфере датируется 2011 годом.

В связи с этим законопроектом предусматривается увеличение размеров штрафных санкций за нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, содержащих, а также возможность в отдельных случаях конфискации предмета и орудий административного правонарушения.

Принятие предлагаемых изменений будет способствовать повышению эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности, сокращению правонарушений в отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней и, как следствие, сокращению теневого сектора рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.

Статьей 19.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена в том числе ответственность для граждан, должностных лиц организаций и юридических лиц за нарушение правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий из них.

По данным Гохрана России, за последние 10 лет в его адрес не поступило ни одного обращения о сдаче лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней в Госфонд России. В связи с этим, а также принимая во внимание отсутствие обязательных требований в части сдачи лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней в Госфонд России, законопроектом не предусматривается соответствующая ответственность.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question