Сегодня: 02.04.20 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

В Якутии хотят особых условий для ЕГЭ по русскому языку

23.12.2015

YKTIMES.RU – Оживленное обсуждение проекта концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации состоялось 21 декабря на очередном заседании совета по языковой политике при главе республики, передает ЯСИА.

Свои мнения выразили члены совета в лице экспертов, уважаемых преподавателей, филологов, представителей общественности, а также представителей органов государственной власти.

В самом начале обсуждения первый заместитель министра образования Якутии Эдуард Кондратьев ввел собравшихся в курс дела. Он объяснил, что последние полтора года в стране разрабатывалась концепция преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях. Некоторое время назад проект концепции был получен от первого заместителя минобрнауки России Натальи Третьяк и сразу же направлен к местным специалистам-филологам и педагогам. Они тщательно изучили проект и выдвинули свои предложения. В прошлую пятницу данные предложения были отражены в едином отзыве, общий объем которого составил 22 страницы. Документ был отправлен в федеральное министерство 17 декабря.

По словам Эдуарда Кондратьева, республиканские специалисты не были согласны сразу с несколькими ключевыми положениями проекта концепции. Наибольшее число вопросов оказалось по разделу “Проблемы изучения русского языка и литературы”, где в третьем пункте обозначены особенности преподавания русского языка, как неродного и иностранного. “Там указано, что более 4 тысяч школ России дают образование не на русском языке, что ставит граждан в неравные условия. В отзыве на этот пункт четко изложена позиция многонациональной Республики Саха (Якутия), где как минимум в третьей части школ обучение проходит на языках коренных национальностей”, – заметил Эдуард Кондратьев.

Он добавил, что экспертную группу не устроил пункт 4.1, где в седьмом подпункте говорится о необходимости введения базового и профильного уровня при сдаче ЕГЭ по русскому языку. “От имени республики специалисты попросили разработчиков подойти к этому моменту более детально, чтобы не поставить детей, обучающихся на родном языке, в неравное положение ко всем остальным”, – сообщил первый замминистра образования.

“Эксперты указали, что в проекте концепции не выдерживается методологическая основа, практически отсутствует опора на фундаментальные научные работы в области литературоведения, лингвистики, педагогики и методики преподавания русского языка и литературы. Нет опоры на действующие законы об образовании и языках Российской Федерации, а также какие-либо другие нормативно-правовые акты. В целом, они считают, что концепция нуждается в серьезной доработке”, – закончил своё выступление Эдуард Кондратьев.

Председатель языкового совета, зампред правительства Якутии Алексей Дьячковский заметил, что гораздо более важным является вопрос изучения якутского языка. “Мы не должны говорить, что концепция преподавания русского языка плоха там, там и там. Наоборот, благодаря этому документу наши дети будут лучше знать русский язык – это повысит их коммуникабельность и при этом расширяется платформа для межнационального общения. Концепция и так будет еще дорабатываться, но она хорошая. По примеру этого документа нам также необходимо тщательно учить детей родному языку, а для этого можно принять и концепцию преподавания якутского языка в республике. Считаю, что в рамках языковой политики у нас должен быть именно такой подход”, – отметил он, обращаясь к собравшимся.

Однако не все разделяли его точку зрения. Главный редактор издательского дома “Бичик” Валерий Луковцев привел примеры, когда благодаря масштабным обсуждениям тех или иных федеральных инициатив, они в итоге принимались с учетом интересов регионов. При этом он добавил, что намеченные в концепции положения напоминают реформы в 1960-х годах, когда в национальных республиках РСФСР уменьшили внимание к изучению родных языков. “Тогда только три республики не стали придерживаться этого курса. Сейчас только в трех этих регионах и сохранилось обучение на национальных языках, в их число входит Якутия. При этом, есть примеры, когда ограничения в изучении родных языков вели к росту напряженности в обществе. Один из последних таких случаев – Украина, где после прихода к власти майданщиков в восточных областях стали притеснять русскоговорящих жителей этой страны”, – заметил он.

В ответ Алексей Дьячковский попросил учесть выступившего, что нигде в мире национальным образованиям в составе государства не уделяется столько внимания, как в России. “Эта страна дает беспрецедентные условия для развития культуры, языка и идентичности народам, которые проживают на её территории”, – заметил вице-премьер.

Выступавшие затем филологи отметили, что концепция поднимает актуальные темы, однако принимать её стоит с дополнениями. В частности, по их мнению, разработчикам стоит учитывать особенности регионов.

Председатель общественной организации “Союз родителей “Туймаада” Вилюяна Никитина сообщила собравшимся, что со стороны родителей школьников наблюдается обеспокоенность данным проектом концепции. “Да, несомненно концепция нужна, но название не соответствует содержанию. В тексте говорится не только о вопросах преподавания. В третьем разделе немало внимания уделено усвоению русского еще в дошкольном возрасте, даже упомянуто, что не русские языки в качестве языка семейного общения препятствуют дальнейшему развитию детей. Мы хотим, чтобы эти пункты были исключены из концепции”, – заявила общественница. Эти моменты, по её мнению, противоречат законодательству Российской Федерации. При этом Вилюяна Никитина отметила, что президент страны Владимир Путин совсем недавно на заседании совета по межнациональной политике призывал развивать межнациональное общение путем укрепления как русского, так языков иных народов страны.

Декан факультета филологии СВФУ Галина Жондорова вместе с заведующими кафедр Светланой Петровой и Евдокией Дмитриевой отметили отсутствие четких определений в концепции, при этом отмечая актуальность и своевременность её разработки. “Принимать концепцию такой нельзя, она очень зыбкая. Наша республика самодостаточна и она должна твердо заявить, что концепция нуждается в доработке и при этом приложить усилия, чтобы якутские эксперты тоже приняли участие в разработке итоговой версии документа”, – высказалась Светлана Петрова. К их мнению присоединилась завкафедры стилистики якутского языка и якутско-русского перевода факультета якутского языка и культуры СВФУ Саргылана Васильева.

“В третьем разделе действительно сделано довольно спорное заявление об угрозе национальной безопасности. Исторический опыт и современные реалии как раз говорят, что национальной безопасности угрожают ликвидация и сокращение национальных школ, ограничения языка. Мы должны настаивать на переработке документа”, – также выразил свое мнение первый заместитель руководителя департамента по делам печати и телерадиовещания республики Николай Молчанов.

По результатам обсуждения заместитель председателя правительства Алексей Дьячковский попросил присутствующих четко сформулировать свои предложения и отразить их на бумаге. “Это очень сложный вопрос и здесь торопиться нельзя. Условимся, что ещё раз обсудим проект концепции, где конкретно по пунктам пройдемся и сформулируем конкретные решения. Ваши официальные письменные предложения должны быть готовы до пятницы”, – сообщил он собравшимся.

Отметим, что по словам руководителя рабочей группы, разрабатывающей проект концепции, председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Сергея Нарышкина, работа со всеми замечаниями и предложениями должны завершиться к концу декабря, чтобы в январе будущего года утвердить окончательный вариант единой концепции школьного преподавания русского языка и литературы.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question