Сегодня: 24.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Актуальные темы Общественного Совета при Госкомцен РС(Я)

3.08.2017

YKTIMES.RU – 14 июля состоялось расширенное совместное заседание Коллегии Государственного комитета по ценовой политике РС(Я) и Общественного совета при Государственном комитете по ценовой политике РС(Я), с опозданием сообщает пресс-служба Госкомцен РС(Я).

В повестку заседания были включены актуальные резонансные вопросы в сфере тарифной политики. Это выравнивание тарифов на электрическую энергию, цены на газ, новый подход к регулированию тарифов на речные перевозки по социально-значимым маршрутам, достаточность тарифов на тепловую энергию МУП «Теплоэнергия». Учитывая важность и общественный интерес рассматриваемых вопросов, для их рассмотрения собрались члены Коллегии и Общественного совета Госкомцен РС(Я), а также представители депутатского корпуса, органов государственной власти, муниципальных образований, делового сообщества, общественности, СМИ.

О выравнивании тарифов на электрическую энергию со среднероссийским уровнем

Напомним, впервые в истории России, Дальнего Востока и Республики Саха (Якутия) произошло значимое событие – снижение тарифов на 58 % на электрическую энергию с 1 июля 2017 года (с перерасчетом с 01.01.2017 г.) для основной массы прочих потребителей, кроме населения. Механизм выравнивания тарифов предполагает переложение ценовой нагрузки энергетики Дальнего Востока на центральную часть РФ. Кроме того, снизились регулируемые тарифы коммунального комплекса: на тепловую энергию, водоснабжение, канализацию. Это позволит потребителям в полной мере ощутить эффект от выравнивания тарифов на электрическую энергию до среднероссийского уровня.

В связи со снижением тарифов на электроэнергию Госкомцен РС(Я) принял решение по корректировке всех экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги. Всего пересмотру подверглись 1608 тарифов, в т.ч. в сфере теплоснабжения 1182 тарифа, в сфере водоснабжения 318 тарифа, с сфере водоотведения 108 тарифа.

Из них по 32 тарифам на холодное водоснабжение, включая АО «Водоканал» города Якутска, по 21 тарифам на тепловую энергию и 6 тарифам на горячую воду мелких предприятий города Якутска население платит экономически обоснованный тариф без субсидирования разницы тарифов, поэтому снижение этих тарифов на различные величины коснется и населения. По АО «Водоканал» города Якутска снижение тарифа составило 14%. По этим 59 коммунальным тарифам населению тоже будет сделан перерасчет с 1 января 2017 года.

Наибольший эффект от снижения тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги получат крупные предприятия, малый и средний бизнес. В целом эта сумма для предприятий республики составит почти 10 млрд. руб. из 14,5 млрд. рублей (69%). Из них затраты обществ с ограниченной ответственностью и индивидуальных предпринимателей сократятся на 2,6 млрд.руб.

Такое историческое решение не могло не обрадовать общественность, ведь снижение затрат у крупных промышленных предприятий, субъектов малого и крупного бизнеса позволит снизить себестоимость продукции и услуг, даст толчок для развития местного производства.

О новом подходе к формированию тарифов на речные перевозки

Правительством Республики Саха (Якутия) в целях обеспечения транспортной доступности населения, проживающего в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, осуществляется государственное регулирование тарифов на перевозку пассажиров речным пассажирским транспортом по социально значимым маршрутам республики согласно постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Сложившийся порядок ценообразования на речные перевозки не заинтересовывал потребителей пользоваться услугами официальных сертифицированных перевозчиков из-за высоких тарифов. Потребители, рискуя своей жизнью, пользовались услугами частных перевозчиков на маломерных судах, так как их услуги были на порядок ниже. Сложившаяся ситуация соответственно уменьшила пассажиропоток у официальных перевозчиков и стала причиной их финансовых убытков. В связи с этим, Главой Республики Саха (Якутия) Борисовым Егором Афанасьевичем было дано прямое поручение увеличить субсидии на пассажирские речные перевозки в 2 раза на 2017 год, что и было сделано. Это позволило снизить тарифы практически по всем маршрутам, некоторые действующие коммерческие рейсы перевести в разряд субсидируемых, а также добавить новые маршруты. Количество рейсов в эту навигацию планируется увеличить на 20% по сравнению с 2016 годом (до 338 рейсов) при одновременном снижении тарифов.

Это позволило, кроме того, ввести в навигацию 2017 года новый унифицированный подход, который заключается в классификации действующих линий на 2 типа в зависимости от скорости судов: водоизмещающие (скорость до 20 км/ч) и скоростные (скорость свыше 20 км/ч). Установлены единые тарифы по типам судов на пассажиро-километр пути, т.е. стоимость 1 км пути по разным направлениям одинаковая. Стоимость проезда отличается только в зависимости от расстояния маршрута и типа судна. Например: тариф на скоростном «Метеоре» по маршруту Якутск-Олекминск (627 км) составит 5900 рублей, а тариф по такому же маршруту на грузопассажирском судне «Емельян Ярославский» обойдется пассажиру в 4600 рублей.

К примеру, тариф по маршруту Якутск-Сангар снизился на 27% от прошлогоднего уровня и составил 3200 рублей. Также существенно снизился тариф по рейсу Якутск-Олекминск, в прошлом году данный маршрут не дотировался и тариф составлял 7500 рублей. На 10% снизятся тарифы по маршрутам Усть-Куйга- Казачье и Усть-Куйга – Усть-Янск.

На основании информации, представленной Министерством транспорта и дорожного хозяйства РС(Я), выполнен анализ эффективности перехода на новый принцип формирования тарифов. За июнь 2017 года выполнено 80 рейсов, что на 17 рейсов больше, чем в июне прошлого года (рост 27%), а также перевезено 5 884 пассажира, что на 1282 пассажира больше, чем в 2016 году (рост 28%).

Преимущества нового подхода к формированию тарифов на социально значимые речные перевозки: четкая зависимость размера тарифа от дальности перевозок, снижение тарифов для населения, повышение конкурентоспособности водного транспорта (по сравнению с другими видами транспорта), увеличение пассажирооборота за счет доступности транспортных услуг для наименее обеспеченных слоев населения и повышение качества и безопасности услуг за счет вытеснения нелегальных перевозчиков.

Присутствующие отметили положительный социально-экономический эффект (снижение тарифов, повышение пассажиропотока) от перехода на новый принцип формирования тарифов на социально значимые речные пассажирские перевозки в Республике Саха (Якутия).

О достаточности тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую МУП «Теплоэнергия»», по итогам 2016 года

МУП «Теплоэнергия» выступило с докладом о своей деятельности за 2016 год. На территории города Якутска и пригородов эксплуатируются 42 котельные, обслуживаются более 168 км. тепловых сетей. За 2016 год предприятием получена прибыль в размере 4,3 млн. рублей. В связи с программой переселения населения города Якутска МУП «Теплоэнергия» теряет рынок сбыта тепловой энергии. Кроме этого, в связи с большим износом оборудования котельных и тепловых сетей недостаточно тарифных источников для выполнения ремонтных программ. Поэтому предприятие разрабатывает инвестиционную программу, которую должен согласовывать Госкомцен РС (Я). И при расчете тарифов на тепловую энергию на 2018 год просит учесть эти факторы.

С вводом в эксплуатацию ЯГРЭС-2 планируется оптимизация трех самых мощных и экономически эффективных котельных МУП «Теплоэнергия», что приведет к снижению полезного отпуска на 156,5 тыс.Гкал. или 25% и НВВ на 402,7 млн.руб. или на 26%, при этом расходы предприятия снизятся всего на 348 млн.руб., что может привести к опережающему росту тарифов для оставшихся потребителей на до 17,3%.

У общественности возникло много вопросов к руководству предприятия, но камнем преткновения сторон стал вопрос разработки инвестиционной программы МУП «Теплоэнергия». А именно включение в тариф инвестиционной составляющей сверх амортизации. Предприятие настаивает на необходимости такого шага, а Госкомцен РС(Я) предлагает повременить с таким решением, так как в скором времени запускается ГРЭС-2, в связи с этим планируются структурные преобразования и внесение соответствующих изменений в схему теплоснабжения.

По итогам совещания приняли решение корректировать источники инвестиционной программы путем исключения инвестиционной составляющей, корректировки полезного отпуска и учета амортизации на уровне фактического начисления. А к инвестиционной составляющей вернуться после решения структурных преобразований. А также рекомендовали руководству МУП «Теплоэнергия» подготовить план оптимизации общепроизводственных, цеховых затрат и затрат по содержанию АУП, которые включаются в регулируемые тарифы.

О ценах на газ в Республике Саха (Якутия)

Цены на газ в республике с учетом большого расстояния транспортировки и малых объемов реализации являются невысокими. Средняя цена на газ для населения составляет 4,7 руб./куб.м., что ниже цен в Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской области, Ханты –Мансийском автономном округе, Камчатском и Приморском краях.

Утверждение цены на природный газ полностью регулируется на федеральном уровне и включает в себя не только добычу, но и затраты на магистральный газопровод, на распределительные сети внутри поселений и снабженческо-сбытовые услуги. Тремя последними работами занимается АО «Сахатранснефтегаз», ОАО «ЯТЭК» занимается только добычей. Все расчеты производятся в соответствии с утвержденными федеральными нормативными документами, обосновывающие материалы проходят тщательную проверку в ФАС России. Цены на газ утверждаются ФАС России 1 раз в год и не подлежат пересмотру в течение года.

Средняя цена на газ, утвержденная Федеральной службой по тарифам, включая все виды вышеуказанных работ, составляет с июля 2017 года 3921 руб. Далее этот тариф разбивается по группам потребителей. Согласно федеральной методике цена добычи и цена транспортировки газа по магистральным газопроводам одинаковая для всех групп, а транспортировка по распределительным сетям и снабженческо-сбытовые услуги варьируются. Чем крупнее потребитель и чем больше газа он потребляет, тем меньше для него цена. Таких групп у нас восемь. Если средняя цена 3921 руб., то для первой группы эта цена меньше на 126 руб. и составляет 3795 руб. Для восьмой группы – населения, средняя цена составляет 4140,9 руб. Госкомцен РС(Я) устанавливает только разбивку цен на газ для населения по направлениям использования (пищеприготовление и отопление) для городского и сельского населения.

Руководитель рабочей группы по тарифам естественных монополий координационного совета при Главе Якутии Ирина Высоких ссылаясь на стандарты раскрытия информации потребовала предоставить Госкомцен РС(Я) информацию о составляющих тарифообразования на природный газ.

Но дело в том, что все составляющие цены на газ утверждаются Федеральной антимонопольной службой России, поэтому раскрытие информации тарифообразования на газ – это полномочия только этой службы. А в полномочия Госкомцен РС(Я) входят только утверждение тарифов на присоединение и разбивка тарифов для населения, и раскрытие информации осуществляется только по этим данным.

Для полноценного ответа на этот вопрос представители ФАС России были приглашены на заседание, но от участия отказались. Но, несмотря на это, в повестку заседания Общественного Совета, по многочисленным просьбам потребителей и предпринимателей, этот вопрос был внесен. Для обсуждения были приглашены представители ОАО «ЯТЭК» и АО «Сахатранснефтегаз». Руководство ОАО «ЯТЭК» от участия тоже отказалось, хотя у компании составляющая в тарифах равна 42%. АО «Сахатранснефтегаз» дал ответы на многочисленные вопросы общественности, касающиеся его компетенции.

По стандартам раскрытия информации за деятельностью АО «Сахатранснефтегаз» должен следить ФАС России, но так как оно является государственным предприятием Госкомцен РС(Я) на заседании Общественного Совета попросил раскрыть, что именно со стороны АО «Сахатранснефтегаз» заложено в тариф на газ. Кстати, ОАО «ЯТЭК» на такую же просьбу ответил отказом.

Первый заместитель генерального директора АО «Сахатранснефтегаз» Галина Адамова выступила с докладом о деятельности предприятия и предоставила подробный отчет обо всех материальных затратах предприятия и что конкретно входит в каждую статью расходов. Объяснила, какие расходы не учитываются в тарифе, в связи с чем у предприятия возникают убытки, и в каком не самом лучшем состоянии сейчас у них находится имущество.

Член Общественного совета при Госкомцен РС(Я) Сергей Синяев выразил мнение, что газовый монополист лукавит с данными о находящемся на балансе имуществе, а также по ремонту и реконструкции, поскольку сам он газовые сети не строит, а только обслуживает.

Действительно предприятие транспортировщик газа в республике не строит газопроводы, потому что денег от амортизации инвестиционной составляющей едва хватает на обновление действующих газопроводов. Известно, что срок службы у газопроводов небольшой, и на данный момент 42 % газопроводов изношены и требуют ремонта или полной замены. А для этого необходимы миллиарды рублей, которых не хватает.

На строящееся имущество выделяются деньги из бюджета республики, после завершения строительства оно поэтапно передается транспортировщику газа. Чтобы повышение тарифа не сказалось на потребителе, делается поэтапная передача имущества. К тому же Правительство РС(Я) для транспортировщика сделала льготный налог на имущество. Благодаря этим мерам экономия затрат составляет 1 млрд. 310 млн. рублей. Всё это делается для того, чтобы облегчить нагрузку на предприятие. Ведь если отдать сразу все имущество, то амортизация на инвестиционную составляющую вырастет в несколько раз, а если еще и отменить льготный налог на имущество, тогда тариф повысится – аж на 32%.

Из доклада стало ясно, что предприятие остро нуждается в финансовом вливании на реконструкцию действующих газопроводов. Так, денег на инвестиции не хватает, АО «Сахатранснефтегаз» вынужден брать кредиты, а погашать их уже за счет амортизации. Идти на такие меры они вынуждены, потому что реконструировать и делать плановые замены надо в настоящем времени, не дожидаясь лучших времен.

Эмоциональную дискуссию сторон по поводу тарифов на газ прервала председатель Госкомцен РС(Я) Антонина Винокурова и прокомментировала заявления некоторых потребителей, считающих, что в Якутии тарифы на газ завышены:

– У нас не высокие тарифы на газ, они наоборот низкие. И это несмотря на огромную протяженность газовых сетей и очень маленький объем потребления, в отличие от других субъектов Российской Федерации, у которых огромный объем потребления и небольшие территории. Проблема в том, что оплата за газ у нас взимается по фактическим показаниям приборов учета. Тогда как за центральное отопление мы платим в месяц только 1/12 часть, то есть цена за отопление в зимнее время разбивается пропорционально на все 12 месяцев в году. За газ потребители рассчитываются по факту использования, что, конечно, же, сказывается на оплате в зимний период. Возможно, стоит что-то менять во взаиморасчетах, например, ввести 1/12 часть или предоставлять рассрочки зимних платежей, для тех кто в этом нуждается. Ведь все дело не в завышенных тарифах, а в его объеме потребления. Это особенность наших суровых якутских зим, когда потребление газа значительно увеличивается на 1 кв.м., чем в средней половине России.

Также было высказано мнение, что тарифы на газ тоже надо снижать в связи с выравниванием тарифов на электроэнергию. Специалисты Госкомцен РС(Я) определили параметры изменения оптовой цены на газ на 2018 год и показали экономию затрат за 2017 год от выравнивания тарифа на электроэнергию со среднероссийским уровнем, в том числе по ОА «Сахатранснефтегаз», и по АО «ЯТЭК». После подсчетов пришли к выводу, что доля экономии незначительная, и в тарифах снижение будет минимальное. Но несмотря на это Госкомцен РС(Я) все равно будет настаивать на учете снижения тарифов на электроэнергию в ценах на природный газ в ФАС при утверждении тарифов на 2018 год.

В целом информация всех докладчиков на совместном совещании Коллегии и Общественного Совета Госкомцен РС(Я) вызвала интерес и множество вопросов. После оживленных многочасовых дискуссий по вопросам повестки участники заседания одобрили установленные Госкомцен РС(Я) тарифы и приняли к сведению порядок формирования тарифов на электроэнергию с учетом механизма выравнивания.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question