Сегодня: 25.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Бензиновая шарада

3.11.2018

YKTIMES.RU – Что в сухом остатке после совещания по ценам на бензин у Козака?

Есть обещание нескольких крупных нефтяных компаний, владеющих НПЗ, не повышать цены на топливо на бирже, пишет telegram-канал “Политджойстик”.

Правительство не стало повышать экспортную пошлину на нефть при сохранении ставок налога на добычу полезных ископаемых.

Есть обращение Роснефти к Правительству с целой серией регуляторных новаций.

А какие узелочки не развязаны?

Во-первых, многие зря считают, что нефтяные компании выступают сплоченным фронтом. Это не так. Конкуренция между ними, конечно, не прямая, то есть они не конкурируют за сбыт ГСМ или нефти за рубеж – это удел их менеджмента “на земле”. Стратегическая конкуренция идет за доступ к месторождениям, за льготный НДПИ, за выгодную транспортировку через трубопроводную систему Транснефти и цистернами по путям РЖД.

То есть вся конкурентная среда между ними – в Правительстве и в АП, если не удается продавить вопрос в Правительстве (именно по этому так важна Комиссия по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности).

Вторая линия водораздела – это баланс поставок ГСМ на внутренний рынок. У одних внутренний рынок занимает 2/3, у других 50 на 50. Третье различие в сбалансированности активов и кредитной нагрузке. Сами понимаете у кого она самая большая. Четвертое – зарубежные проекты, которые, как правило, находятся в инвестиционной фазе и пока не генерят прибыль, которую можно было бы вернуть для инвестиций в России.

К чему это я? Любое положение в Соглашении Козака счетное, оно отражается на финансовом положении компании и что одним – благо, другим – убыток. Вспомните историю весны этого года, когда глава “Роснефти” Игорь Сечин обратился к Президенту Путину с просьбой ввести налоговые льготы на сумму в 145 миллиардов рублей в год, так как, по его словам, заводы, находящиеся внутри страны и вблизи границы, находятся в неравном положении. А ещё до этого Богданов, Алекперов и Дюков выступили с письмом против индивидуальных льгот для Роснефти (на решение правительства РФ предоставить льготу по НДПИ обводненным месторождениям только “Роснефти”).

Второй узелок – это налоговый маневр Силуанова, который предусматривает постепенное повышение ставок на НДПИ и снижение на экспортную пошлину. В итоге маневра пошлина должна была через шесть лет исчезнуть, а повышенный НДПИ заставить нефтяные компании разрабатывать новые месторождения и применять новейшие технологии добычи – иначе рентабельность работы нефтяников становилась отрицательной. Но, красивая идея опять натолкнулась на … льготы (читай выше) и в нынешних условиях непонятно стоит ли продолжать исполнять налоговый маневр в прежнем виде или он требует корректировки.

Третий узелок, это стандарты для НПЗ. Кто-то перешел на Евро – 5, а кто-то остался на старом. То есть, кто-то вложил деньги в модернизацию под давлением Правительства, а кто-то нет и ему за это ничего не было. Вроде про тему забыли, но сейчас все карты бросаются на стол, потому что нефтяные компании справедливо говорят о том, что нельзя топливный кризис рассматривать по частям, потому что каждое решение Правительства отражается на их бюджете и инвестпрограммах.

И последнее – это доминирование на рынках в регионах независимых АЗС, которые не имеют проектов ни добычи нефти, ни её переработки и вся их деятельность связана только с розницей ГСМ. Это очень простой бизнес. Никаких запасов, никаких долгосрочных инвестиций, что позволяет им быстро открываться и быстро закрываться. Но, у них очень низкая маржа. Поэтому они так чувствительны к росту оптовых цен. И пока их сила в доминировании. А их подписей в этом соглашении нет и их согласие может быть выражено только при сохранении приемлемой доходности. А вот её как раз никто не учитывает и не считает.

Ситуация дошла до предела – это факт, игры Правительства с точечными решениями для нефтяных компаний окончательно всё запутали и как теперь разрубить узелки не знает никто. Лично я не верю в сбалансированное решение по ценам на топливо, кто-то должен в итоге “умереть”. И похоже, что решение окончательно стало “политическим”. Правительство может только отсрочить очередную фазу кризиса, но не нивелировать. Поэтому и звучат революционные предложения об обнулении не ставок, акцизов или пошлин, а самого существования частного предпринимательства на рынке добычи/переработки нефти и продажи ГСМ.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question