Сегодня: 28.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Бриллианты АЛРОСА: как надежнее продавать камни?

16.05.2018

YKTIMES.RU – Российская алмазодобывающая компания АЛРОСА недавно объявила о намерении выйти на рынок прямой купли-продажи бриллиантов – в том числе для частных инвесторов. Предполагается, что торговля пойдет на площадке Московской биржи, где АЛРОСА готова выставить камни на сумму до $1 млрд, это четверть всей продукции компании, пишет издание “Деловой Петербург”.

Продавать будут стандартные камни весом 0,5 – 1 карат. Помимо того, в планах – организация спот-рынка и торговля фьючерсами на бриллианты. Одномоментный выход на открытый для частного инвестора рынок такого количества драгоценных камней, безусловно, станет заметным событием. Тем более, если оно поможет решить множество вопросов, накопившихся в отечественном обороте драгоценных камней.

Инвестиционные бриллианты – тема, скользкая настолько, что неподготовленному человеку зачастую не разобраться, где кончается честная сделка и начинается махинация. Инициатива компании АЛРОСА – это попытка вывести рынок из тени, создать прозрачный и легальный бизнес. И первое, во что упрется это намерение, – природа оценки бриллианта. И тем интереснее, как будет реализована идея спот-рынка на Московской бирже, которая уже презентовала ее своим брокерам для обсуждения.

На проекте Rough&Polished идут дискуссии о тенденциях на рынке, индексах цен (кстати, по данным одной из крупнейших международных площадок по торговле бриллиантами IDEX, индекс за пять лет упал на 5,5%). Палитра мнений – самая разнообразная, есть и общие места, скажем, стабильность цен на этот драгоценный камень в среднем (колебание цены не превышает 5% в год) и бешеные скачки цен на уникальные бриллианты (троекратное увеличение за пару лет – вполне реальный сценарий, примеров полно). Теперь появилась новая благодатная тема: перспективы торговли на Московской бирже фьючерсами.

РБК цитирует заместителя начальника управления клиентской политики и маркетинга АК «АЛРОСА» Александра Тихомирова:

«камень размером 1 карат стоит около $8 тыс., а бриллиант размером 0,5 карата — около $2,5 тыс. Фьючерсы будут привязаны к 1/100 бриллианта. Соответственно, фьючерс на 1/100 камня размером 1 карат будет стоить около $80, а цена фьючерса на 1/100 камня размером 0,5 карата составит около $25».

Казалось бы, картина мира прозрачна и ясна. Однако, дело в том, что в конечном счете бриллиант оценивает конкретный человек, и даже в случае со стандартным камнем не избежать известной доли субъективизма. Ситуацию никак не улучшает синтетика, вбросы которой на рынок вперемешку с натуральными алмазами и бриллиантами сильно подрывает доверие потребителей. А в итоге – и саму идею инвестиций в бриллианты как в надёжный, перспективный, растущий (особенно в исторической ретроспективе) инструмент.

В настоящее время предпринимаются попытки нивелировать субъективизм оценки и повысить доверие потребителей. Для этого разрабатываются и внедряются на рынок как различные виды нормативного регулирования, так и “механического” или “инструментального” контроля. Разработано множество приборов контроля натуральности камня, его цвета, чистоты и прочих характеристик системы оценки бриллиантов “4С”. Придумали даже прибор, который будет оценивать “игру бриллианта”, его сверкание, или сцинтилляцию.

Но проблема еще и в том, что алмазо-бриллиантовый комплекс (АБК) испытывает серьезный дефицит специалистов, обладающих геммологическими знаниями и навыками – практически на всей цепочке движения продукта от алмаза до ювелирного украшения с бриллиантами. Особенно отличается этим розница. Продавцы, порой не обладая базовыми знаниями в “4С”, буквально втюхивают корявые камни покупателю, который понимает и того меньше.

Иногда покупатель прозревает, рассказывает знакомым, и доверие опять на нуле. Розница – и ломбард. Почему в ломбардах так дёшево оценивают ювелирное изделие с камнями? Потому что не умеют, не знают, как этот бриллиант оценить (особенно в составе украшения). А между тем методика такая существует. Ведь недостатки камня тоже можно скрыть (не для обмана, а для эстетики), просто особым образом закрепив камень в изделии.

Вот ещё одна трагедия АБК: наличие нескольких систем классификации алмазов и бриллиантов: система GIA, система HRD, наш ГОСТ. Камень, меняя владельца, мигрируя из одной системы в другую, “меняя прописку”, обязательно потеряет в стоимости… Но может и прибавить! И, возвращаясь к биржевой торговле бриллиантами на спот-рыке и фьючерсами на них, многовариантность, многофакторность – это же рай для спекуляций, а не основа для более или менее надёжного прогноза по цене. АЛРОСА обещает опубликовать формулу для расчета цены камней, к которым будут привязаны фьючерсы. Обещают учесть мировые цены, прейскурант Минфина и собственные продажи компании. Мировые цены, судя по всему, будут определяться индексами, такими как IDEX, и ценами крупнейших компаний, такими как The Rapaport Group.

Возможно, инициатива компании АЛРОСА поможет решить все или большинство из перечисленных проблем на российском рынке. Или, по крайней мере, задать какую-то эталонную оценку (и методику), от которой можно будет отталкиваться всем остальным, включая рядового покупателя в магазине.

Роман Бизюков.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question