Сегодня: 16.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Что нужно знать, чтобы грамотно инвестировать в драгоценные камни

20.02.2020

YKTIMES.RU – Цветные камни, соперничающие по красоте и прозрачности с бриллиантами, могут составить им конкуренцию и в инвестиционном поле. Но чтобы рассчитывать на прибыль, нужно разбираться в предмете не хуже профессионала или найти знающего проводника, пишет журнал “Robb Report”.

Инвестиции в драгоценные камни последние пять лет — одна из самых популярных тем для обсуждения, когда речь идёт о том, куда бы ещё вложить деньги, если не в недвижимость и ценные бумаги. А дальше идут рассуждения бытового уровня: «Вкладывать надо в бриллианты». Мало кто рассматривает в качестве инвестиции даже сапфиры и рубины, а об инвестиционных портфелях из полудрагоценных камней я вообще не слышала.

Это объяснимо — оценка бриллиантов проста и прозрачна, еженедельно цены на них публикуются в уважаемом прейскуранте Rapaport и всем доступны для сравнения и анализа. На цветные камни (как драгоценные, так и полудрагоценные) в силу сложности их оценки единого прейскуранта не существует. С другой стороны, цены только на танзаниты за последние два года выросли в два раза. А не это ли реальная возможность заработать, то есть главное, что должно волновать инвестора?

Однако не всё так просто. Драгоценные камни, как и многие другие нестандартные инструменты инвестиций, не привлекают людей, которыми руководит исключительно коммерческий интерес. В коллекционные сумки, редкие гитары, дорогие вина люди вкладывают средства, потому что хотят стать частью этого мира, а не просто получить прибыль. Люди покупают вино, потому что любят вино и хотят досконально разбираться во всём, что с ним связано. Они готовы ездить на виноградники и читать отзывы Роберта Паркера (этот парень самый авторитетный винный критик в мире, чьё мнение действительно влияет на рыночную цену бутылки).

То же самое с драгоценными камнями — со временем (примерно к пятому купленному камню) клиенты начинают разбираться в геммологии на близком к профессиональному уровне, а некоторые даже идут на специальные курсы. Именно поэтому я сейчас открываю Академию Darvol — сначала у меня спрашивают «В какие камни лучше инвестировать?», а потом возвращаются с совсем другими вопросами: сколько цветных подтонов у серой шпинели и как научиться их различать, сколько алюминия содержит жёлтый бриллиант и не купить ли розовый «просто потому что красиво», а не потому что шахта Аргайл в Австралии (крупнейшее месторождение редких, дорогих и постоянно растущих в цене розовых бриллиантов) закрывается и это будет означать неминуемый рост цен. Но если случилась любовь, цифры волнуют всех в последнюю очередь.

Как и все нестандартные инвестиционные инструменты, драгоценные камни — это волатильный продукт: они могут быть высокодоходными, а могут достаточно быстро падать в цене в зависимости от внешних обстоятельств.

Этот рынок довольно чётко сегментирован. Вы можете выбрать «вечную классику» — бесцветные бриллианты, у которых за последние 50 лет наблюдается неуклонное повышение цен. А можете рискнуть и выбрать «трендовые вещи»: полудрагоценные камни вроде рубеллита, вьетнамской кобальтовой шпинели или турмалина параиба, которые внезапно стали модными, и спрос на них (а следовательно, и цены) резко пошёл вверх. У винных инвесторов это называется парадоксом Веблена, когда дорожает продукт, имеющий повышенный спрос у узкого круга ценителей. Сейчас, например, это происходит с серой «грозовой» шпинелью, которая выросла в цене за последний год в пять раз — если в прошлом году камень от 10 карат можно было купить за 150−200 долларов за карат, то сейчас на редкие крупные образцы цены доходят до 3 тысяч долларов за карат. Но, скорее всего, этот рост кратковременный.

На рынок камней (как и на рынок вина) нужен проводник — геммолог, разбирающийся в ценах не хуже, чем в минералогии. Любитель, пришедший в эту область со стороны, обречён на финансовые потери и разочарования.

И последняя хитрость от бога инвестирования Уоррена Баффета — вам понадобится терпение. В большинстве случаев драгоценные камни — это длинные инвестиционные инструменты со сроком возврата минимум год, а лучше рассчитывать на шаг в три-пять лет. Если и дальше проводить аналогию с вином, ящик Château Latour в 1996 году стоил тысячу фунтов, в 2008-м — уже 6,4 тысячи, а в 2009-м упал до 4,6 тысячи (это вообще был сложный год для всех инвестиционных инструментов сегмента роскоши), зато в 2011-м вырос до 8,2 тысячи. А рубеллиты, которые десять лет назад были никому не нужны и стоили меньше 50 долларов за карат, сегодня на пике популярности. Средняя цена за крупный камень красивого малинового цвета — 2−3 тысячи долларов за карат, и его ещё нужно отыскать, потому что крупный рубеллит насыщенного цвета — это большая редкость.

Однако все эти рассуждения не имеют по большей части никакого значения, потому что, как показывают исследования инвестиционных банкиров, коммерческая сторона вопроса интересует лишь 3% инвесторов, которые приходят на рынок столь сложных финансовых инструментов. Остальные просто хотят жить рядом со своей «инвестицией» — вставить камень в кольцо или серьги, пить редкое вино и каждый день в гостиной любоваться гитарой Джими Хендрикса. Потому что это история не про деньги, а про любовь.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question