Сегодня: 28.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Доклад министра финансов Якутии Валерия Жондорова

30.01.2021

YKTIMES.RU – Публикуем текст доклада министра финансов Якутии Валерия Жондорова «О сбалансированности местных бюджетов муниципальных образований Республики Саха (Якутия)», сделанный на круглом столе на тему: «Актуальные вопросы местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)».

Уважаемый Петр Васильевич, Главы муниципальных образований!

Уважаемые участники круглого стола!

Разрешите вкратце представить итоги исполнения местных бюджетов за 2020 год. По оперативным данным на 01 января 2021 года общий объем поступивших в местные бюджеты доходов составил 114 млрд. 985 млн. рублей при годовом плане 115 млрд. 193 млн. рублей или 99,8%. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года общее поступление доходов снизилось на 4 млрд. 572 млн. рублей или 96,2% в связи со снижением налоговых и неналоговых доходов на 3 млрд. 465 млн. рублей и безвозмездных поступлений на 1 млрд. 295 млн. рублей.

Поступления налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов составили 24 млрд. 539 млн. рублей или 102,3 % к плановым назначениям на год в сумме 23 млрд. 986 млн. рублей. Произошло существенное снижение неналоговых поступлений в сумме 3 млрд. 309,5 млн. рублей (дивиденды).

В доходы местных бюджетов поступило безвозмездных поступлений в сумме 90 млрд. 656 млн. рублей или 99% от планового показателя (91 млрд. 025 млн. рублей), в том числе межбюджетных трансфертов от других бюджетов бюджетной системы в общей сумме 89 млрд. 535 млн. рублей при плане 90 млрд. 109 млн. рублей (99 %).

При этом, остатки средств на счетах по учету средств местных бюджетов на 01 января 2021 года составили 4 млрд. 846 млн. рублей, в том числе по целевым средствам – 387 млн. рублей. Из данных остатков на бюджеты муниципальных районов и городских округов приходится 3 млрд. 608 млн. рублей, на бюджеты городских и сельских поселений – 1 млрд. 238 млн. рублей. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года остатки средств на счетах местных бюджетов уменьшились на 4 млрд. 541 млн. рублей.

Расходная часть бюджета в муниципальных образований исполнена на сумму 117 млрд. 810 млн. рублей, что составляет 96,4% к годовому плану. В сравнении с прошлым годом общая сумма расходов снизилась и составила 97,8%.

Расходы муниципальных районов и городских округов исполнены на сумму 102 млрд. 432 млн. рублей или 97% от плана и 98% от прошлого года. Наибольшее исполнение наблюдается по отраслям «Образование» – 62%, «Национальная экономика» – 10%, «Общегосударственные расходы» – 7% в удельном весе расходов.

Расходы городских и сельских поселений составили 15 млрд. 378 млн. рублей или 93% к плановым показателям и 97% к уровню прошлого года. В удельном весе преобладают расходы по отраслям «Культура» – 30%, «Общегосударственные расходы» – 29%, «Жилищно-коммунальное хозяйство» – 20%.

Из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2020 году были предоставлены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в общей сумме 1 млрд. 913 млн. рублей, из них на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и МРОТ 933 млн. рублей, выпадающие доходы муниципальных образований – 500 млн. рублей, осуществление расходов местных бюджетов, вызванных изменениями объективных факторов (обстоятельств), существенно влияющих на объемы расходных обязательств и доходных возможностей местных бюджетов 480 млн. рублей. Дотации на сбалансированность выделены бюджетам муниципальных районов и городских округов в сумме 1 млрд. 688 млн. рублей, городских и сельских поселений в размере 225 млн. рублей.

В целом, если сравнивать нецелевые межбюджетные трансферты из государственного бюджета РС(Я) местным бюджетам на исполнение вопросов местного значения, то необходимо отметить, что за 2020 год было выделено всего нецелевых межбюджетных трансфертов на сумму 31 млрд. 058,2 млн. рублей, а на 2021 год предусмотрено в государственном бюджете РС (Я) 31 млрд. 496,6 млн. рублей.

Необходимо отметить, что при определении общего объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и субвенции на осуществление переданных отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления муниципальных районов по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений на 2021 год не учтены следующие расходы местных бюджетов:

– повышение уровня минимального размера оплаты труда с 1 января 2020 года до величины прожиточного минимума трудоспособного населения с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок (484 млн. рублей);

– досчет фонда оплаты труда прочих и «указных» работников бюджетной сферы, в связи с повышением заработной платы в 2019 году (448 млн. рублей);

– индексация фондов оплаты труда категорий работников бюджетной сферы, которые не попадают под действие Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 01 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на прогнозный индекс инфляции (ИПЦ) с 01 января 2021 года в размере 3% (ок. 460 млн. рублей).

На 2021 год в резервированном источнике на реализацию мер по повышению заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия) предусмотрено 3 млрд. 586 млн. рублей, в том числе по местным бюджетам предварительная оценка составляет около 1 млрд. 392 млн. рублей.

При получении указанных средств муниципальные образования могут направить их на возмещение произведенных расходов по оплате труда, а высвобождаемые средства использовать на приоритетные направления расходов.

Слайд 4. В рамках ежегодно проводимой Министерством финансов Республики Саха (Якутия) работы по совершенствованию нормативной правовой базы, применяемой для межбюджетного регулирования, в 2020 году создана межведомственная рабочая группа с привлечением исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) (11 участников) и представителей муниципальных образований (55 участников) по внедрению методики расчета на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия) по принципу «модельного бюджета».

В течение 2020 года, проведена работа по внесению изменений в законы РС(Я) от 13 июля 2005 года 258-З N 523-III «О выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» и от 26 декабря 2007 года 523-З N 1091-III «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений».

В ходе работы Межведомственной рабочей группы поступили 10 предложений, например:

– включение в расчете дотации расходы местных бюджетов на содержание гидротехнических сооружений;

– определение корректирующих коэффициентов при оценке модельных расходов по группе расходов «Прочие расходы».

– оценка затрат на создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Все поступившие предложения были рассмотрены.

Законы РС(Я) по внесению изменений в методики были приняты 5 ноября 2020 года на 20 очередной сессии Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

По муниципальным районам и городским округам методика распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности была изменена в 2019 году и в течение 2020 года по предложениям муниципальных районов были внесены изменения, которые показаны на слайде.

  • в расчете доходного потенциала и модельных расходов дополнительно учтены:
  • неналоговые доходы, установленные статьей 138 БК РФ;
  • экономия средств местных бюджетов, полученная в результате реализации мероприятий по повышению эффективности муниципальных расходов;
  • изменения расходных обязательств, вносимые при изменении законодательства.
  • из расчета доходного потенциала и модельных расходов исключены:
  • единый налог на вмененный доход, в связи с его отменой с 1 января 2021 года;
  • из прочих видов расходов исключены расходы на осуществление капитальных вложений, так как отдельно рассчитываются расходы на укрепление материальной базы;
  • внесены изменения в формулы расчета по модельным расходам:
  • по прочим расходам расчет среднего арифметического значения расходов разделено на 2 группы: арктические (за исключением2 минимальных и максимальных значений) и остальные районы (за исключением 3 минимальных и максимальных значений);
  • по проезду в отпуск вместо норматива на 1 работника используется фактическое пользование проездом в среднем за 3 последних отчетных лет;
  • по городским округам изменен корректирующий коэффициент по направлению расходов «Благоустройство»;
  • изменен показатель приведения по направлению расходов «Дорожная деятельность».
  • по льготному питанию школьников изменен расчет расходов из местного бюджета, в связи с поступлением из федерального бюджета субсидий на обеспечение горячим питанием обучающихся в начальных школах. На 2021 год дополнительно из федерального бюджета поступит 1 млрд. 062 млн. рублей.

На данном слайде видно, как по дотационным муниципальным районам и городским округам меняются параметры расчета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. В 2021 году видно, что уменьшились расходы по проезду в отпуск (на 40 млн. рублей), льготному питанию школьников (на 289,6 млн. рублей), прочим расходам (на 73,4 млн. рублей), коммунальным услугам (на 439,1 млн. рублей). По остальным расходам идет рост, а также увеличивается и доходный потенциал.

Таким образом, модельные расходы увеличились от уровня 2020 года на 367,8 млн. рублей. При этом на льготное питание школьников (1062 млн. руб.) и на повышение оплаты труда (1392 млн. руб.) дополнительно будет поступление из государственного бюджета РС(Я) на общую сумму 2 млрд. 454 млн. рублей.

В целом рост дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) произошел по 22 муниципальным районам и городским округам из 33-х дотационных районов и округов, снижение наблюдается у 11 муниципальных районов: из них за счет снижения контрактов и тарифов по коммунальным услугам – 7 районов, уменьшения расходов по проезду в отпуск – 4, льготному питанию – 5, роста доходного потенциала – 4 района.

По районам, где идет снижение дотации, будет проведен анализ сбалансированности местных бюджетов, при необходимости оказана дополнительная помощь в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.

Закон РС (Я) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов РС (Я) отдельными государственными полномочиями по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений» был принят 26 декабря 2007 года. Начиная с 2008 года, муниципальные районы наделены полномочиями по расчету распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности между поселениями внутри района. В Закон были внесены изменения 7 раз (в 2008, 2009, 2011, 2013, 2015, 2018, 2020 годах).

Таким образом, в республике осуществлен полный переход к распределению дотации с использованием исполнения расходных обязательств муниципальных образований, т.е. «модельного бюджета»:

  • по муниципальным районам и городским округам с 2020 года,
  • по городским и сельским поселениям с 2021 года.

Хочу напомнить, что необходимость перехода к распределению дотации с использованием результатов исполнения расходных обязательств муниципальных образований, т.е. «модельного бюджета» была указана также и в ходе круглого стола Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2019 года, где были рассмотрены бюджеты 4-х сельских поселений в сравнении с минимальными финансовыми затратами, принятыми распоряжением Правительства РС(Я) №29-р от 24 января 2012 года.

Данный анализ, проведенный народными депутатами, членами постоянного комитета Государственного собрания (Ил Тумэн) РС (Я) по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации, а также постоянного комитета по вопросам местного самоуправления показал существенные отличия между фактическими и нормативными расходами поселений. Таким образом, Правительству РС(Я) было рекомендовано провести оценку расходных обязательств местных бюджетов на основе их инвентаризации в целях пересмотра действующих нормативов минимальных финансовых затрат с учетом реальной экономической ситуации.

Закон Республики Саха (Якутия) устанавливает методику расчета субвенции из государственного бюджета РС(Я) в бюджеты муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (далее – субвенции), а также методику расчета дотации из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (далее – дотации из бюджета района).

На слайде представлена схема распределения субвенций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений. Здесь более наглядно видно, по каким показателям производится оценка модельных расходов для распределения субвенции.

Распределение субвенции между бюджетами муниципальных районов производится по консолидированным бюджетам сельских и городских поселений, входящих в состав муниципального района.

Общий объем субвенции, согласно ст.137 Бюджетного кодекса РФ, определяется исходя из необходимости достижения критериев выравнивания финансовых возможностей городских поселений, сельских поселений по осуществлению органами местного самоуправления указанных муниципальных образований полномочий по решению вопросов местного значения, установленных законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Доходный потенциал поселений для расчета субвенции определяется с учетом основных налоговых доходов: налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, земельного налога и единого сельскохозяйственного налога, а также неналоговых доходов в соответствии со статьей 137 БК РФ.

Оценка расходных обязательств по решению вопросов местного значения консолидированных бюджетов городских и сельских поселений производится по итогам исполнения реестра расходных обязательств в среднем за 3 последних отчетных лет, за исключением расходов на оплату труда. Фонд оплаты труда рассчитывается на очередной год с учетом штатной численности, согласованной с министерствами и ведомствами Республики. Также учитывается экономия расходов, полученная по итогам реализации мероприятий по повышению эффективности муниципальных расходов и изменения расходных обязательств, вносимых при изменении законодательства РФ и РС(Я).

Оценка расходных обязательств по решению вопросов местного значения консолидированных бюджетов городских и сельских поселений, за исключением расходов на оплату труда, производится с применением повышающих коэффициентов, направленных на стимулирование органов местного самоуправления. Повышающие коэффициенты применяются в связи:

– с наличием в поселении 2 и более населенных пунктов с численностью населения более 100 человек,

– при выполнении функций местной администрации поселения местной администрацией района,

– на административные центры муниципальных районов.

Источниками дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджетов муниципальных районов, согласно статье 142.1 Бюджетного кодекса РФ, является полученная субвенция и собственные доходы муниципальных районов, направляемых для выравнивания бюджетов городских и сельских поселений. Данную методику применяют органы местного самоуправления муниципальных районов.

Распределение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района производится с учетом достижения критерия выравнивания бюджетной обеспеченности поселений, размер которого устанавливается решением о бюджете муниципального района, но не ниже уровня, установленного на текущий год. На 2021 год критерий выравнивания бюджетной обеспеченности поселений был установлен всеми муниципальными районами на уровне, не ниже 0,9.

Доходный потенциал поселений для расчета дотации определяется также, как и по субвенции, с учетом основных налоговых доходов: налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, земельного налога и единого сельскохозяйственного налога, а также неналоговых доходов в соответствии со статьей 137 БК РФ.

Оценка модельных расходов производится по 5 видам расходов: это фонд оплаты труда, который определяется с учетом штатных единиц, согласованных министерствами и ведомствами, а также принятых решений по повышению заработной платы; оплату коммунальных услуг, который определяется по единым нормативам, утвержденным распоряжением Правительства РС(Я) №29-р от 24.01.2012 года.

По прочим расходам – решением местной администрации должны быть установлены нормативы расходов городских и сельских поселений на осуществление расходов местных бюджетов по каждому направлению расходных обязательств в расчете на показатели приведения по итогам инвентаризации реестра расходных обязательств за отчетный год, а также корректирующие коэффициенты i-го городского и сельского поселения на осуществление расходов местных бюджетов по каждому направлению расходных обязательств.

Данный подход позволяет учесть особенности каждого поселения. К примеру, в корректирующих коэффициентах можно учесть 3 коэффициента, которые применяются при расчете субвенции, также было рекомендовано применить коэффициент удаленности, коэффициент расселения и т.д.

Рассмотрим основные показатели, которые применяются при распределении субвенции на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в сравнении с исполнением за 2019-2020 годы. Это такие показатели, как доходный потенциал (ранее налоговый потенциал), модельные расходы (в 2020 году это были нормативные расходы).

Как видно, на 2021 год доходный потенциал поселений уменьшился на 402 млн. рублей, что связано с принятием решения по отмене земельного налога и налога на имущество физических лиц для районов, входящих в Арктическую зону. По расходам в целом идет небольшое снижение на 146 млн. рублей. По оплате труда рост на 204 млн. рублей связан с принятием новой сети.

Обращаю внимание, что при расчете субвенции на 2021 год нет разделения на коммунальные услуги и прочие расходы. Данный подход был обоснован тем, что экономия расходов по коммунальным услугам используется на прочие расходы. Поэтому в целях учета использованной экономии эти виды расходов объединены в единый расчет, исходя из среднего значения за 3 последних отчетных лет (т.е. на 2021 год используются данные за 2017, 2018, 2019 годы). Также в расчете субвенции учтены изменения расходных обязательств, такие как расходы на содержание площадок по ТКО, содержание гидротехнических сооружений в муниципальной собственности, перенос расходов на район по сельским библиотекам.

При расчете доходного потенциала городских и сельских поселений, учитываются изменения федерального законодательства по статье 137 Бюджетного кодекса РФ, в части учета при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности городских поселений, сельских поселений, неналоговых доходов бюджетов поселений за счет:

– платы за негативное воздействие на окружающую среду;

– платы за передачу в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также средств от продажи прав на заключение договоров аренды указанных земельных участков;

– платы за передачу в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также средств от продажи прав на заключение договоров аренды указанных земельных участков (за исключением земельных участков, предоставленных муниципальным предприятиям, в том числе казенным, муниципальным бюджетным и автономным учреждениям).

На 2021 год сумма учтенных при распределении субвенции на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений доходного потенциала составила 3 млрд. 250 млн. рублей, в том числе неналоговые доходы составили 77,4 млн. рублей. При этом для сравнения, сумма поступивших за 2020 год налоговых и неналоговых доходов в бюджеты сельских и городских поселений составила 3 млрд. 892,1 млн. рублей, в том числе неналоговых доходов – 471,5 млн. рублей, т.е. 84% неналоговых доходов не учитывается при расчете субвенции на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений.

Необходимо отметить, что в течение 2020 года, несмотря на сложный период, были проведены следующие совещания по рассмотрению методики:

  • 23 марта 2020 года совещание с финансовыми органами МР(ГО) о выравнивании бюджетной обеспеченности поселений по принципу «модельного бюджета»;
  • 13 августа 2020 года одобрен на заседании Координационного совета по совершенствованию межбюджетных отношений;
  • с 31 августа по 02 сентября 2020 года – проведены Круглые столы с Главами муниципальных районов (городских округов) и финансовыми органами муниципальных образований посредством видеоконференцсвязи;
  • 13 октября 2020 года рассмотрен на заседании Совета по местному самоуправлению.

Методические рекомендации по принятию Порядка расчета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений района были доведены Министерством финансов 16 ноября 2020 года. В целях оказания методической помощи после принятия закона Министерством финансов 14-15 декабря 2020 года проведены 17 рабочих совещаний с руководителями финансовых органов по вопросам распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности между поселениями района, выявлены проблемные вопросы, даны разъяснения методики распределения дотации, расчета корректирующих коэффициентов, а также формирования местных бюджетов.

По субвенции на выполнение переданных полномочий по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений в 21 районах из 34-х произошел рост объемов субвенции в сравнении с 2020 годом, снижение наблюдается в 13 районах: Верхневилюйском, Верхоянском, Горном, Мегино-Кангаласском, Мирнинском, Намском, Нижнеколымском, Нюрбинском, Таттинском, Томпонском, Усть-Алданском, Усть-Майском, Чурапчинском районах.

Основной причиной снижения является снижение тарифов на коммунальные услуги, рост доходного потенциала, снижение объемов модельных расходов по другим расходам и отдельным направлениям расходных обязательств.

Для понимания покажем показатели по поселениям по 3 муниципальным районам: Горный, Момский, Намский районы.

По Горному району снижение субвенции на выравнивание бюджетной обеспеченности поселениям обусловлено снижением среднего значения прочих расходов за три года для расчета модельного бюджета от объема минимальных финансовых затрат, применяемых на 2020 год. При этом исполнение бюджета по прочим расходам показывает, что выделенные средства фактически используются поселениями в меньшем размере, средства остаются в остатках бюджета. На 2021 год также дополнительно на повышение ФОТ поселения Горного района получат более 2,5 млн. рублей.

По Момскому району – наоборот, при минимальных финансовых затратах 76 млн. рублей, среднее исполнение бюджета за три года составило 90,6 млн. рублей. Таким образом, видно, что поселения Момского района ежегодно тратят больше на прочие расходы, чем им было предусмотрено по минимальным финансовым затратам.

По Намскому району ситуация такая же как у Горного района. Исполнение бюджета за 3 года по прочим расходам меньше, чем было ранее предусмотрено по минимальным финансовым затратам. На 2021 год также дополнительно на повышение ФОТ поселения Намского района получат более 9,2 млн. рублей.

На 2021 год перед Министерством финансов РС (Я) и муниципальными районами предстоит задача по проведению анализа распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и оценки расходных обязательств, для решения вопросов местного значения.

Также по итогам представления информации по принятым бюджетам муниципальных образований будет проведен анализ сбалансированности местных бюджетов. При этом будут проверены условия предоставления дотации. При необходимости, будет оказана необходимая финансовая помощь.

Органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) предлагаем:

1. Принять активное участие в работе межведомственной рабочей группы по совершенствованию методики распределения субвенции на выравнивание бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений.

Срок – до 1 апреля 2021 года

2. Предоставить обоснованные предложения в Министерство финансов Республики Саха (Якутия) по изменению методики распределения субвенции на выравнивание бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений.

Срок – до 1 марта 2021 года

3. В целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов обратиться в Министерство финансов Республики Саха (Якутия) по выделению дополнительной финансовой помощи местным бюджетам в Порядке, установленном постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2020 года № 42.

Срок – по мере необходимости

Спасибо за внимание!


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question