Сегодня: 25.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Две трети закупок ВЭБа заключались неконкурентным способом

31.12.2016

YKTIMES.RU – Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка и анализ деятельности государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как института развития и осуществления ею функций государственной управляющей компании по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, средствами выплатного резерва, средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата в 2010-2015 годах и истекшем периоде 2016 года», сообщает пресс-служба СП РФ.

На данный момент в стратегических документах страны упоминание Внешэкономбанка (Банк) связано только с развитием финансовой, инновационной инфраструктуры, а также с поддержкой экспорта. Внешэкономбанк не включен в систему формирования государством стратегических решений как самостоятельный субъект. Для Банка не были определены государственные стратегические ориентиры по долгосрочным приоритетам развития в части отраслевой структуры и товарной номенклатуры, поэтому они не заложены в собственные стратегии ВЭБа. Как следствие, Банк не имеет возможности адекватно планировать свою деятельность в соответствии с общегосударственными стратегическими целями.

Проверка показала, что ни одна из действовавших с 2008 г. стратегий Внешэкономбанка не была завершена в установленный срок. Стратегии обновлялись в связи с существенными изменениями условий внешнеэкономической ситуации и неактуальностью установленных плановых показателей. В связи с этим отсутствовала возможность адекватной оценки выполнения среднесрочных показателей, установленных в стратегиях ВЭБа.

В проекте стратегии развития Внешэкономбанка до 2021 г. предусмотрены такие области инвестирования, как инфраструктура, промышленность, инновации, экология и экспорт. Это не в полной мере соответствует действующей редакции Закона «О банке развития», в соответствии с которым цели Банка – это также развитие особых экономических зон, поддержка малого и среднего предпринимательства.

Недостатки действующей схемы выполнения ВЭБом функций института развития

ВЭБ сформировал уставный капитал ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» (далее – ФЦПФ) в объеме 4,9 млрд рублей. На 1 января 2016 г. значительная часть средств находились на депозитных счетах, процентные доходы от которых формировали доход общества и обеспечивали положительный годовой финансовый результат. По состоянию на 1 января 2016 г. остаток свободных денежных средств и денежных эквивалентов на депозитах и расчетных счетах ФЦПФ составил 3,55 млрд рублей, или более 72% уставного капитала. Таким образом, не было обеспечено эффективное использование средств, внесенных в уставный капитал ФЦПФ.

В законах о федеральном бюджете в 2014-2016 гг. суммарно было предусмотрено 15,414 млрд рублей субсидий для финансирования деятельности НКО «Фонд развития моногородов» (далее – ФРМ).

В 2015 г. ФРМ осуществлял софинансирование на безвозвратной и безвозмездной основе расходов регионов и муниципальных образований в целях реализации мероприятий по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов в моногородах на общую сумму 1,459 млрд рублей. Средства поступили на финансирование инфраструктуры проектов в 8 моногородах (в 7 регионах) из существующих 319 моногородов. Административно-хозяйственные расходы составили 18,5% от суммы средств перечисленных бюджетам регионов в 2015 г.

Фактически схема работы ФРМ базировалась на безвозмездной передаче средств в моногорода через бюджеты регионов, что не соответствовало принципам проектного возвратного финансирования и не создавало финансовую основу для деятельности ФРМ после распределения всех выделенных бюджетных средств.

Банком с дочерней компанией ООО «ВЭБ-Инжиниринг» был заключен договор на разработку методологии проведения экологической и социальной оценки инвестиционных проектов на сумму 7,2 млн рублей. При этом ВЭБ Инжиниринг, воспользовавшись услугами ООО «Эрнст энд Янг – оценка и консультационные услуги» по разработке указанной методологии, оплатило их в размере 3,2 млн рублей. Таким образом, услуги ВЭБ Инжиниринг обошлись Внешэкономбанку более чем в два раза дороже стоимости услуг непосредственного исполнителя работ.

Стратегия развития ОАО «ВЭБ-лизинг» (Далее – Общество) на период 2011-2015 гг. и Стратегия развития Внешэкономбанка на период 2011-2015 гг. в части, связанной с деятельностью ВЭБ-лизинг, были содержательно не согласованы и содержали разные числовые показатели. При этом Стратегия Внешэкономбанка не содержала принципиальных положений (стратегические цели, основные ориентиры и показатели деятельности), определяющих уставную деятельность ВЭБ-лизинг, специализированной структуры Внешэкономбанка, выполняющей законодательно установленные функции Банка развития в качестве «инструмента лизинговой поддержки субъектов российской экономики».

Анализ лизингового процесса в ВЭБ-лизинг показал, что в нарушение нормативных актов ВЭБ-лизинга, решения по сделкам принимались в основном без рассмотрения Финансовым комитетом Общества. Данная политика являлась рисковой, поскольку не проводился предварительный анализ сделок, как в части рисков Общества, так и с точки зрения платежеспособности лизингополучателей.

Результатом стало существенное снижение объема новых сделок в 2014 и 2015 гг. на 66% при значительном росте заимствований (157%).

Развитие кредитного портфеля и снижение задолженности

В условиях существенного изменения курса рубля результативность выполнения показателей роста объема кредитного портфеля была достигнута за счет переоценки валютной части портфеля. Сформированный в начале 2014 г. в Стратегии-2020 плановый показатель роста кредитного портфеля банка по консервативному сценарию к 2020 г. до 1,8-2 трлн рублей перевыполнен уже к 1 апреля 2016 г., достигнув показателя 2,3 трлн рублей за счет курсовых разниц валютной части портфеля. Так с января 2014 г. до 1 апреля 2016 г. рост рублевой части портфеля составил 35,6% (с 769,5 млрд рублей до 1 043,6 млрд рублей), объем валютных кредитов изменился на 13%, но в рублевом эквиваленте вырос в 2,34 раза (с 549,2 до 1 271,4 млрд рублей).

Результаты финансово-хозяйственной деятельности

Согласно отчетам о финансовых результатах за отчетные годы проверяемого периода в 2010-2013 гг. Внешэкономбанком была получена прибыль: в 2010 г. – 28,85 млрд рублей, в 2011 г. – 19,79 млрд рублей, в 2012 г. – 5,41 млрд рублей, в 2013 г. – 20,58 млрд рублей. В 2014-2015 гг. Банк получил убытки: в 2014 г. – 147,59 млрд рублей, в 2015 г. – 87,37 млрд рублей, а в I полугодии 2016 г. – 17,1 млрд рублей.

Анализ предстоящего погашения активов и пассивов Внешэкономбанка показал, что потребность Банка в финансировании своих обязательств составляет около 401,5 млрд рублей, в том числе: во втором полугодии 2016 г. – около 98,8 млрд рублей, в 2017 г. – около 126,3 млрд рублей, в 2018 г. – около 146 млрд рублей, в 2019 г. – около 30,3 млрд рублей.

Основной объем данных ресурсов был запрошен Внешэкономбанком из федерального бюджета.

Так, в 2016 г. Внешэкономбанку уже предоставлены средства федерального бюджета в сумме 150 млрд рублей на компенсацию части затрат по исполнению в 2016 г. обязательств по внешним заимствованиям на рынках капитала. В законе «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в рамках подпрограммы «Формирование института развития проектного финансирования» госпрограммы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» Внешэкономбанку предусмотрены бюджетные ассигнования по 150 млрд рублей ежегодно в целях недопущения дефолта по внешним заимствованиям, а также компенсации убытков, возникающих в результате безвозмездной передачи активов в государственную казну.

Осуществление закупочных процедур

Общий перечень условий, при которых закупка может осуществляться у единственного поставщика, то есть неконкурентным способом, утвержден Положением о закупках Внешэкономбанка и насчитывает 42 позиции.

В проверяемый период процентное соотношение контрактов, заключенных неконкурентным способом, по отношению к общему количеству заключенных контрактов, составило от 80,5% в 2012 г. до 66,9% в 2015 г.

В ходе проверки установлено нарушение Внешэкономбанком Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части отсутствия информации о закупке у единственного поставщика в единой информационной системе по четырем договорам, заключенным Внешэкономбанком в 2013 г.

Внешэкономбанком принято неэффективное управленческое решение о заключении Договора возмездного оказания услуг от 20 сентября 2013 г. с ЗАО «Финансовый резерв» по проверке и анализу документов, связанных с выдачей и исполнением госгарантий (далее – Договор) на сумму 84,96 млн рублей (расчетно).

В соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» Внешэкономбанк является агентом Правительства РФ. За выполнение функций агента Правительства выплачивается вознаграждение в общей сумме до 630 млн рублей. Для выполнения указанных функций, включая проверку и анализ документов, связанных с выдачей и исполнением госгарантий, Банк располагает штатом сотрудников Дирекции государственных и корпоративных финансов (далее – ДГКФ).

Однако Банком без учета возможности выполнения данных работ силами штатного персонала ДГКФ, а также без учета вознаграждения, выплачиваемого из федерального бюджета, произведены расходы на оплату указанных услуг в размере 84,96 млн рублей. При этом стоимость услуг, оказываемых исполнителем по Договору, определялась исходя из почасовой ставки в размере 14,16 тыс. рублей в час и фактического количества затраченных часов, которое не должно превышать 6 000 часов в год.

Норма рабочего времени в 2013 г. (при 40-часовой рабочей неделе) составила 1970 часов. Услуги по Договору, исходя из максимального количества часов в год (6000), могут быть оказаны за год силами трех человек. При этом средние расходы на оплату труда трех сотрудников ДГКФ в 2013 г., составили 6,46 млн рублей.

При таких обстоятельствах заключение данного Договора и осуществление расходов на оплату услуг в размере 84,96 млн рублей не является экономически обоснованным.

Управление средствами пенсионных накоплений

В проверяемый период Внешэкономбанк обеспечивал выполнение требований инвестиционных деклараций в части прироста инвестиционного портфеля, формируемого за счет средств пенсионных накоплений, переданных ему в доверительное управление.

Инвестиционный портфель ГУК с 1 января 2010 г. по 1 января 2016 г. увеличился на 1, 537 трлн рублей, минимальный прирост портфеля (2%) пришелся на 2014 г., что было обусловлено кризисными явлениями в экономике, значительным снижением цен рублевых облигаций, ростом ключевой ставки Банка России.

По итогам 2012-2013 гг., а также 2015 г., доходность инвестирования средств расширенного инвестиционного портфеля и портфеля государственных ценных бумаг была выше показателя годовой инфляции.

По итогам 2014 г. была зафиксирована отрицательная доходность по портфелю выплатного резерва и портфелю срочных пенсионных выплат на уровне 2,96% или 77,85 млн рублей и 2,69% или 6,09 млн рублей соответственно.

Наличие в расширенном инвестиционном портфеле непереоцениваемых активов (ГСО и отдельных выпусков облигаций корпоративных эмитентов) позволяет снизить влияние отрицательной переоценки на полученный доход от инвестирования средств пенсионных накоплений.

В целях обеспечения выполнения обязательств перед ПФР и управления краткосрочной ликвидностью Внешэкономбанк активно использовал размещение средств пенсионных накоплений в депозиты и на счета доверительного управления в банках с государственным участием.

Коллегия приняла решение направить представление Внешэкономбанку.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question