Сегодня: 29.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Газа нет, но вы держитесь

8.09.2016

YKTIMES.RU – После закрытия газовых заправок компании «Сахатранснефтегаз» в социальных сетях активно обсуждается ситуация с возникшими очередями на газовых заправках ОАО «ЯТЭК». Люди, пишет YAKUTIA.INFO, задаются вопросами, как возникла эта ситуация, как долго она продлится и не станет ли хуже?

Причину сложившейся ситуации мы описали в предыдущей статье, а вот на остальные вопросы попытались ответить в нынешней. Так сложилось, что на протяжении многих лет жители Якутии вынужденно переплачивают за топливо. Топливная нагрузка сказывается на всей экономике нашей республики. Она делает невыгодным вывоз продукции и делает золотым всё, что завозится в наш суровый край. В чём причина – недальновидность или корыстный умысел?

После ухода с рынка газомоторного топлива компании «Сахатранснефтегаз» возник вопрос: а есть ли будущее у данного направления производства в республике? В настоящее время практически весь сбыт пропан-бутана сконцентрирован в Якутске. Поскольку продвигать моторное топливо в улусы весьма проблематично.

В создавшейся ситуации, потребителю в принципе неважно, что теперь «ЯТЭК» практически стал монополистом на рынке. Но будет ли это способствовать развитию отрасли и снижению цен на газомоторное топливо в республике?

Три года назад, в 2013 году, правительству России было поручено принять комплексный план по использованию газа в качестве моторного топлива. Поскольку низкая стоимость газтоплива позволила бы существенно сократить издержки на горючее и тем самым серьезно поддержать многие отрасли экономики.

В Якутии поручение взяли под козырек и провели первую научно-практическую конференцию «Газ в моторах Якутии». На конференции были подняты вопросы повышения топливной эффективности автомобильного транспорта, снижения стоимости автоперевозок и улучшения экологической ситуации. Особенно это актуально в зимнее время, когда выхлопы от машин не только загрязняют воздух, но существенно снижают видимость, накрывая туманом города республики.

В мероприятии принимали участие Министерство транспорта Якутии, АО «Сахатранснефтегаз», ООО «Сахаметан», Торгово-промышленная палата республики, Якутский научный центр СО РАН и приглашенные из разных регионов страны специалисты. Тогда ученые и специалисты предложили правительству разработать проект закона об использовании газа в качестве моторного топлива и разработать программу развития газозаправочной сети и парка автомобилей.

Но после завершения конференции интерес к теме дешевого топлива быстро прошел. Соответствующего закона и программы по-прежнему нет.

В июне 2015 года из федерального бюджета распределяли по регионам России три миллиарда рублей субсидий на переоборудование автотехники на газ. Тогда Татарстан получил на реализацию своей программы 500 миллионов рублей. Всего средства получили 23 региона, разработавшие и принявшие комплексный план по переводу машин на газ. Якутия в их число не вошла.

Хотя в истории республики имеется положительный опыт по этой части. Еще в 1998 году Михаил Николаев подписал распоряжение о переводе автотранспорта на газ и дело пошло. Исполнение данного мероприятия поручено ОАО «Якутгазпром». Были построены в Якутске первые автомобильные газозаправочные станции (АГЗС) и началась большая работа по переводу автотранспорта на газомоторное топливо. Собственно, с этого началось становление якутской газомоторной отрасли. Однако со временем старая программа себя исчерпала – требуется новая. Но в республике программа еще не утверждена.

На сегодняшний момент в республике имеется проект программы «О расширении использования природного газа в качестве моторного топлива на территории Республики Саха (Якутия) на 2016-2020гг». В рамках программы разработана «Схема размещения строительства сети новых газозаправочных станций с планом строительства до 2020 года». Ведущая роль её реализации отведена ООО «Газпром газомоторное топливо», с которым подписано соглашение.

Министр промышленности Якутии Андрей Панов заявил, что газовая отрасль нуждается в поддержке, и эта поддержка со стороны органов власти будет оказана.

«Проектная программа «О расширении использования природного газа в качестве моторного топлива на территории Республики Саха (Якутия) на 2016-2020 гг.» находится на согласовании и в зависимости от экономической ситуации будет редактироваться. Мы будем вести работу по налоговым послаблениям для предприятий, которые оказывают услуги по заправке автотранспортной техники природным газом», – были слова Панова.

Почему республиканское правительство решило привлечь ООО «Газпром газомоторное топливо» – неясно. Ведь есть и свои участники рынка, имеющие желание и возможности развивать рынок применения газомоторного топлива. Поскольку программа в любом случае подразумевает финансовое участие, почему бы потенциально прибыльную отрасль доверить местной компании, которая могла бы развиваться и платить налоги у себя дома?

Своим мнением по поводу развития рынка газомоторного топлива «Якутия.Инфо» прокомментировал руководитель ООО «Якутская газомоторная компания», член Некоммерческого партнерства «Национальная газомоторная ассоциация России» Максим Черемкин.

– Что мешает продвижению газомоторного топлива в районы республики?

– Отсутствие чёткой программы развития данного направления. Развитый рынок газомоторного топлива у нас есть только в городе. А ведь есть близлежащие районы – Вилюйский, Хангаласский, Намский, Мегино-Кангаласский, Чурапчинский, Амгинский улусы. Там люди с радостью перешли бы на газ. Возникают абсурдные ситуации. Есть федеральная программа Министерства транспорта России по приобретению автотехники, работающей на метане. Участвовать в ней могут все регионы. От администрации Намского улуса в наш республиканский Минтранс приходит письмо с просьбой отправить заявку на приобретение автобусов и грузовиков. И что в итоге? От нашего Минтранса приходит ответ: мол, зачем вам машины на метане? У вас же газовых заправок в районе нет. Заявку отклоняем.

Но ведь это рынок: есть спрос – будет предложение. Если бы Намская администрация закупила технику на метане, не было бы проблемы установить там передвижную газовую заправку. Появился бы спрос на газовое топливо.

Больше местных организаций стали бы переходить на газ. И тогда бы уже был решен вопрос с установкой постоянной АГЗС (газовые заправки). Складывается впечатление, что на перспективу в этом направлении почему-то не думают. Понимаете, есть федеральные программы, в которых предусмотрены деньги, но мы в них не участвуем во всю силу.

– А есть хорошие примеры?

– Да, есть хороший пример. Администрация Якутска методично из года в год переводит муниципальную технику на газ, приобретая автотранспорт с газобаллонным оборудованием заводской комплектации. Недавно на газ перешла «АЛРОСА», да и вообще все, кто хочет экономить, переходят на газтопливо. А у нас до сих пор вся государственная автотехника и автомобили муниципальных образований и учреждений работают на бензине.

– Три года назад в республике запустили пилотную программа субсидирования по переводу сельхозтехники на газ, что с ней теперь?

– Да, в 2013 году Минсельхоз запустил пилотную программу для сельхозпроизводителей, желающих переоборудовать технику на газ – им компенсировали половину расходов на установку газобаллонного оборудования (ГБО). Программу запустили в Намском и Хангаласском улусах, она пошла очень хорошо. В первый год люди получили компенсацию за переоборудование в полном объеме. Появился интерес населения. Мы тогда завозили газ на передвижной станции. Но видя, что интерес людей растет стали поднимать вопрос об установке постоянных компрессорных газовых станций. Мы ждали, что после пилотного проекта заработает долгосрочная программа. Уже нашли поставщика оборудования подписали с ним контракт. Составили программу по расширению сети газовых станций, прошли кучу согласований, но на последнем этапе в правительстве республике интерес к программе потеряли, а потом и вовсе забыли. В чём причина непонятно.

– Сейчас появился проект программы «О расширении использования природного газа в качестве моторного топлива на территории Республики Саха (Якутия) на 2016-2020гг». Насколько она реальна?

– Эта программа разрабатывается уже третий год, но как говорят, «воз и ныне там».

– В данной программе прописано сотрудничество с компанией ООО «Газпром газомоторное топливо». Способна ли она развить наш газотопливный рынок?

– Насколько мне известно, эту компанию чуть ли не уговорами включили в программу. Похоже, что на деле она не очень-то заинтересована в рынке нашей республики. Прошло порядочно времени, но про них не слышно и не видно. Нет никаких конкретных планов, где оговаривалась бы её работа и в районах республики. Есть только очередные намерения и ничего более.

– Могут ли частные компании в республике взять на себя развитие рынка газомоторного топлива?

– Полностью самостоятельно нет. Для развития рынка нужно, чтобы были субсидии на приобретение оборудования для сельских жителей, а этот вопрос без государственной поддержки не решить. Надо закупать дорогостоящее оборудование, решать земельные вопросы, выполнить проектные работы, проходить согласования, создавать цеха на местах и т.д. В совокупности это огромные затраты. Подготовка кадров тоже требует расходов. Сейчас в республике для масштабного внедрения газомоторного топлива просто не хватает специалистов. При этом отдача будет только через несколько лет. Для бизнеса, тем более в нынешних условиях, такие условия невыгодны. Поэтому, считаю, что государственное участие просто необходимо.

– Насколько сложным является процесс по переоборудованию автомобиля на газ?

– Если кто-то думает, что это простая техническая операция, то он глубоко ошибается. Что такое переоборудование автомобиля на газ? Это вмешательство в его техническое устройство. Машина после установки газового оборудования становится многотопливной – она может работать не только на бензине или дизтопливе, на который изначально рассчитан её двигатель, но и на газу. Его необходимо смонтировать так, чтобы не возникло сбоев в работе двигателя, утечек газа и взрывопожароопасных ситуаций. Для переоборудования требуется организация специального цеха – это мини-производство.

Но дело не столько в оборудовании, сколько в понимании технического процесса. Оно приходит только при надлежащем обучении и опыте работы. Чтобы подготовить нормального специалиста, нужно не менее трёх лет. Говорю исходя из личного опыта.

Меня можно назвать одним из основателей рынка газомоторного топлива. Тогда в 1998 году, нам открыло дорогу волевое решение Михаила Николаева. На том этапе мы достигли результата, и он виден сейчас – это заправки в Якутске. Это фирмы по установке ГБО. Нужно просто продолжать развитие. Идти в районы, но для этого программа по внедрению газомоторного топлива обязательно должна включать в себя расходы на подготовку персонала. Только закупкой оборудования не достаточно.

– Можно ли говорить о том, что «Сахатранснефтегаз» полностью вытеснен с рынка газомоторного топлива ОАО «ЯТЭК»?

– На сегодня пока только с рынка производства и применения сжиженного углеводородного газа (СУГ или пропан-бутана). СУГ, производимый на газоперерабатывающем заводе АО «Сахатранснефтегаз», является дополнительной продукцией, получаемой в результате окончательной доосушки природного газа после дальнего транспорта со Средневилюйского месторождения газа. Ещё есть и другие направления – это применение компримированного природного газа (КПГ – метан) и, в перспективе, развитие рынка сжиженного природного газа. На рынок метана АО «Сахатранснефтегаз» наверняка выйдет. Во всяком случае, технических сложностей в этом нет, сырье для получения КПГ у него для этого имеется во всех газифицированных улусах республики.

– Какой рынок приоритетней – пропан-бутана или метана?

– Я считаю, что в республике нужно развивать и то, и другое. Просто здесь может быть разделение по типу техники. Метан больше подходит для сельхозтехники, грузовиков, автобусов – в общем, для крупного автотранспорта. А для легкового транспорта больше подходит пропан-бутан. И такое разделение было бы правильно закрепить в программе по переводу автотранспорта на газ.

– Можно ли без участия государства развить рынок?

– Можно, но для этого нужен как говорится длинный доступный инвестиционный кредит на 5 лет, так как я говорил выше, что весь рынок газомотора (пропан-бутан, КПГ) сосредоточен в городе Якутске. Его надо развивать в других улусах: делать логистику по перевозке пропан-бутана, организацию цехов по переводу техники на газомотор, строительство АГЗС и АГНКС. Это соответственно время, окупаемость первые три года маленькая, при обычном коммерческом кредите невозможно развивать рынок газомотора, любое предприятие уйдет в минус. На мой взгляд, приоритетным направлением в развитии рынка является та сторона республики, т.е. Мегино-Кангаласский, Чурапчинский, Амгинский улусы. Так, наша компания в этом году обучила персонал и открыла цех по переводу техники на газ и передвижная АГЗС в Амгинском улусе. Мы – первая компания в республике, которая за 15 лет доставила газомотор на ту сторону реки.

– Сколько нужно средств, чтобы выйти с газовым топливом на улусы республики?

– Хотя бы 150 миллионов рублей, но банки без должного поручителя такой кредит не дают. Как федеральные, так и республиканские банки.

– Изменилась ли ситуация с уходом с рынка газтоплива АО «Сахатранснефтегаз»?

– Сверхкритической ситуации, связанной с нехваткой пропан-бутана в Якутске, пока не ощущается. Но в скором времени положение может усугубиться, если не наладить стабильную перевозку пропан-бутана с Кысыл-Сыра. А что касается того – уходит или не уходит с рынка газомоторного топлива АО «СТНГ», это еще никем официально не сказано.

– На ваш взгляд «ЯТЭК», став фактически монополистом на рынке пропан-бутана, заинтересован в развитии рынка газомоторного топлива?

– Чтобы развивать рынок, как я говорил ранее, нужны комплексные действия по стимулированию спроса. Нужна чёткая программа, учитывающая все эти моменты. «ЯТЭК», как и любая частная компания, не уполномочена этим заниматься – она участник рынка. Нужно понять, что пропан-бутан – не просто топливо будущего. Это достойный ответ кризису, новые экономические возможности и способ улучшения экологической обстановки. Но понимание этого у нас происходит очень медленно.

***

Выходит, в правительстве республики никто не заинтересован в том, чтобы обеспечить жителей недорогим топливом.

По честному «Сахатранснефтегаз» мог изначально установить весьма низкую цену на данный вид топлива. Ведь для него пропан-бутан был побочным продуктом после процедуры осушки газа с весьма низкой себестоимостью, ведь эта услуга полностью оплачивалась из бюджета.

С помощью дешевого газомотора можно было обеспечить развитие экономике всей республики. Транспортные, грузопассажирские перевозки, сельское хозяйство, частный транспорт – всё это в Якутии могло получить серьезный импульс для развития. Но в итоге мы платим ту цену, которая есть.

Тимофей Ефремов.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


Один комментарий к “Газа нет, но вы держитесь”


  • Отправил Патриот (8.09.2016 )

    БЕА не нужно дешевое топливо, потому что сам продвигает частный завод по переработке нефти на Алдане, оттуда будут возить сюда и продавать. Зачем развивать конкурента. Налицо конфликт интересов! А в это время Даги взяли и технично захватили рынок, вот так и теряем свои позиции…

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question