Сегодня: 29.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

“Голос”: госСМИ не предоставляют избирателям объективной картины избирательной кампании

9.03.2018

YKTIMES.RU – Равенство прав кандидатов в освещении их избирательной кампании средствами массовой информации — одно из важнейших условий проведения свободных и демократических выборов. Телевидение для значительной части россиян является одним из основных источников информации. В период избирательной кампании влияние телевидения на формирование у большинства избирателей отношения к выборам и кандидатам имеет часто решающее значение.

Именно поэтому движение «Голос» запустило программу еженедельного мониторинга федеральных телеканалов в период проведения выборов президента России. Цель медиамониторинга — на регулярной основе выявлять и предупреждать случаи нарушения равенства прав кандидатов в освещении их избирательной кампании по объему эфирного времени и тональности подачи информации. Предлагаем вашему вниманию выдержки из “Отчета о медиамониторинге одиннадцатой недели (26 февраля – 4 марта) избирательной кампании по выборам президента России“. Полностью он опубликован на сайте Движения.

Выводы по одиннадцатой неделе (26 февраля – 4 марта)

Первая неделя предвыборных дебатов ознаменовалась скандалами — конфликтом между Владимиром Жириновским и Ксений Собчак, отказом от участия в них Павла Грудинина. Существующий формат дебатов работает не на повышение уровня уважения избирателей к институту выборов, он наоборот снижает его. На наш взгляд, формат дебатов должен стать предметом общественной дискуссии.

За две недели до дня голосования в деятельности СМИ сложились ярко выраженные манипулятивные подходы к освещению активности разных кандидатов, которых в этом смысле можно разделить на три группы образов: «политические зомби» (Сергей Бабурин, Максим Сурайкин, Борис Титов, Григорий Явлинский); «скандалисты» (Павел Грудинин, Владимир Жириновский, Ксения Собчак); «настоящий кандидат» (Владимир Путин).

Гражданский контроль за пятью федеральными телеканалами позволил несколько сгладить дисбаланс в освещении деятельности кандидатов, который более ярко проявляется в остальных российских СМИ, не попавших под такой мониторинг. Так, количество упоминаний Владимира Путина в федеральных и региональных СМИ почти в 10 раз превышает количество упоминаний идущей второй по этому показателю Ксении Собчак (112778 упоминаний против 11673 соответственно), причем на региональном уровне этот дисбаланс выражен даже ярче, чем на федеральном. Владимир Путин стал единственным кандидатом в президенты, чье имя упоминается в регионах чаще, чем в федеральных СМИ.

Результаты

Количество и продолжительность новостных сюжетов

За две недели до дня голосования наконец-то произошло некоторое увеличение интереса центральных телеканалов к теме выборов — до этого тренд уверенно шел на его снижение. На одиннадцатой неделе избирательной кампании, в период с 26 февраля по 4 марта 2018 г., был замечен небольшой рост (с 33 до 39 %) доли новостных выпусков, содержащих сюжеты о выборах. Правда, произошел он, прежде всего, за счет увеличения доли таких сюжетов на телеканале «Россия 1», которая выросла на 10 процентных пунктов — до 92% от количества собственных новостных телепрограмм (22 из 24 новостных выпусков телеканала «Россия 1» содержали сюжеты о выборах). Теперь у «России 1» доля в 37 % от общего числа таких сюжетов на всех пяти телеканалах, попавших в мониторинг.

Количество упоминаний кандидатов в предвыборных новостных сюжетах и объем эфирного времени, посвященного им

Главным ньюсмейкером впервые за несколько недель стал Владимир Путин, который после долгого отсутствия в эфире в качестве кандидата ударно провел концовку прошлой недели — не только выступил с посланием к Федеральному Собранию в качестве действующего президента, но и принял участие в митинге на стадионе «Лужники» как кандидат. Впервые за последние три недели мониторинга он вновь опередил Павла Грудинина по общему числу упоминаний в сюжетах о выборах (Рис. 3). Причем число упоминаний Владимира Путина 3 и 4 марта, в субботних и итоговых воскресных новостях, составило 63 % от всех упоминаний этого кандидата за неделю.

Увеличение числа и средней длительности упоминаний Владимира Путина в сюжетах о выборах на одиннадцатой неделе мониторинга сопровождалось резким увеличением числа сообщений о его деятельности в качестве действующего главы государства. 1 марта состоялось его обращение к Федеральному собранию РФ. Это стало доминирующей новостью всех анализируемых телеканалов в этот день. В итоговых недельных новостях данному событию также уделялось значительное время. Показательным является сюжетный ряд вечерних новостей Первого канала 1 марта, где большая часть новостного выпуска была посвящена обращению Путина к Федеральному собранию.

Доля выпусков, где отсутствовала информация о выборах, но содержалась информация о деятельности Владимира Путина в качестве действующего президента, резко увеличилась — с 27 % на десятой неделе мониторинга до 55 % на одиннадцатой. Всего деятельность действующего президента освещали преимущественно в прайм-тайм в 66 % новостных выпусков, по сравнению с 37 % на десятой неделе.

Параллельно росту упоминаний Владимира Путина произошло падение числа упоминаний Павла Грудинина. В вечерних выпусках новостей на Первом канале, «России 1» и НТВ, общее число упоминаний данного кандидата сократилось со 150 на десятой неделе мониторинга до 122 на одиннадцатой. В то же время, резко рванули вверх показатели пары Жириновский–Собчак, которые оказались замешаны в общем скандале во время теледебатов на телеканале «Россия 1» 28 февраля. Другие телеканалы также представляли данное событие в своих сюжетах о выборах.

Среднее время, выделенное на освещение кандидатов в президенты в сюжетах о выборах на пяти центральных телеканалах, также показывает рост показателей Владимира Путина на фоне сокращения интереса к Павлу Грудинину. Средняя длительность сообщений о Владимире Путине возросла на одиннадцатой неделе более чем в два раза по сравнению с десятой неделей — с 45 до 105 сек. Наоборот, средняя длительность сообщений о Павле Грудинине сократилась на 37 %, с 126 до 80 сек. Со значительным отставанием третьим по длительности сообщений продолжает идти Владимир Жириновский, среднее время сообщений о нем — 48 сек.

Павел Грудинин и Владимир Путин остаются двумя кандидатами, имеющими устойчивый (соответственно негативный или позитивный) рейтинг тональности на протяжении всех анализируемых недель.

Также в течение всего времени проведения мониторинга Владимир Путин чаще упоминается в позитивном ключе (при полном отсутствии негативных оценок), в то время как Павел Грудинин продолжает сохранять высокий негативный рейтинг тональности. На прошедшей неделе более половины сообщений о Владимире Путине (54 %) носили позитивную тональность, в то время как 41 % сюжетов о Павле Грудинине имели негативный контекст.

Высокая доля негативных упоминаний Павла Грудинина связана с продолжающимся трендом на обсуждение его зарубежных счетов, зарубежной недвижимости, судом с пайщиками Совхоза им. Ленина и прочим. Такие новостные сюжеты были ежедневно, в вечернее время их длительность увеличивалась. Также на прошедшей неделе в новостном сюжете Первого канала 26 февраля и «России 1» 4 марта были представлены комментарии члена ЦИК Николая Булаева относительно незарегистрированных счетов Павла Грудинина.

За исключением освещения митинга в поддержку Владимира Путина, где он обращался к сторонникам, данный кандидат остается единственным, чью прямую речь о своей предвыборной деятельности и кампании не показывают телезрителям. Вместо этого в новостных сюжетах представляются сообщения о деятельности его региональных избирательных штабов. В каждом втором таком сообщении речь шла о работе волонтеров.

Таким образом, к заключительному этапу кампании можно говорить о попытке центральных телеканалов разделить всех кандидатов на три ярко выраженные группы образов:

Владимир Путин. Он представляется в качестве основного и единственного настоящего кандидата, пользующегося всенародной поддержкой, занимающегося государственными делами и формирующего образ будущего, защитника страны.

Группа «скандалистов» (Павел Грудинин, Владимир Жириновский, Ксения Собчак). Эта тройка кандидатов в освещении центральных телеканалов постоянно связывается с конфликтами и скандалами: незакрытые зарубежные счета, обманутые пайщики, конфликты на теледебатах и т.п.

Группа «политических зомби» (Сергей Бабурин, Максим Сурайкин, Борис Титов, Григория Явлинский). Эти кандидаты освещаются мало и в целом бессодержательно, из-за чего на протяжении уже многих недель их рейтинг тональности колеблется в районе нуля.

Такое позиционирование очевидно является сознательным и манипулятивным и не предоставляет избирателям объективной картины проходящей избирательной кампании.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question