Сегодня: 19.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

“Голос”: негатив в госСМИ против Грудинина достиг максимума за все время кампании

22.02.2018

YKTIMES.RU – Равенство прав кандидатов в освещении их избирательной кампании средствами массовой информации — одно из важнейших условий проведения свободных и демократических выборов. Телевидение для значительной части россиян является одним из основных источников информации. В период избирательной кампании влияние телевидения на формирование у большинства избирателей отношения к выборам и кандидатам имеет часто решающее значение, говорится в сообщении на сайте Движения “Голос”.

Именно поэтому движение «Голос» запустило программу еженедельного мониторинга федеральных телеканалов в период проведения выборов президента России. Цель медиамониторинга — на регулярной основе выявлять и предупреждать случаи нарушения равенства прав кандидатов в освещении их избирательной кампании по объему эфирного времени и тональности подачи информации.

Мы публикуем выдержки из “Отчета о медиамониторинге девятой недели (12 – 18 февраля) избирательной кампании по выборам президента России, назначенным на 18 марта”. Полная версия доступна на сайте движения.

Особенности освещения деятельности кандидатов

Доля выпусков, где отсутствовала информация о выборах, но содержалась информация о деятельности Владимира Путина в качестве действующего президента, сократилось с 44 % на восьмой неделе до 27 % (23 из 85) на девятой неделе выборов. Вероятно, данное сокращение объясняется, как не раз повторялось в новостных выпусках 12–18 февраля 2018 г., «простудой Путина». Всего же освещение деятельности действующего президента наблюдалось в 47 % новостных выпусков, преимущественно в прайм-тайм. Говорилось о его выступлениях на конгрессе Генпрокуратуры, встрече с главами компаний «Газпром» и «АЛРОСА», и других официальных телефонных разговорах и встречах.

Путаница в статусах кандидатов, которая ранее была характерна для освещения деятельности Владимира Путина, выступающего сразу и как президент, и как кандидат в президенты, теперь распространилась и на Бориса Титова. В ряде случаев телеканалы называли его бизнес-омбудсменом в предвыборном блоке (Первый канал, «Россия 1» и НТВ 12 и 13 февраля 2018 г.).

Рост числа упоминаний и времени, выделенного на освещение деятельности Павла Грудинина, связаны с увеличением числа длительных новостных сообщений с негативной тональностью (Рис. 4-5). Ежедневно в новостных выпусках преподносили негативные сообщения о Павле Грудинине — о его незарегистрированных счетах, недовольных пайщиках и прочем.

Ведущие новостей используют выраженную негативную тональность в ходе описания Павла Грудинина. Наиболее ярким примером стал итоговый выпуск новостей на телеканале «Россия 1» 18 февраля 2018 г., в котором практически 14 мин. было выделено на одного лишь Грудинина. В сюжете он характеризовался как «человек с репутацией сложной и противоречивой», «словно кукушонок, подсаженный в гнездо, выбросит из него более половины родных обитателей», «классово чуждый бизнесмен», а его избирательная программа называлась «заманухой». Для подтверждения оценок использовались высказывания людей, представленных, как пайщики Совхоза им. Ленина, негативные комментарии Владимира Жириновского, Николая Булаева и Эллы Памфиловой.

В текущей неделе с 12 по 18 февраля 2018 г. 62 % сообщений о Путине носили позитивную тональность, оставшиеся 38 % были квалифицированы как нейтральные, в то время как три четверти (75 %) сюжетов о Павле Грудинине носили негативную тональность, а позитивные отсутствовали.

Отдельно стоит упомянуть, как анализируемые СМИ осветили судебное разбирательство в Верховном суде России по иску Ксении Собчак об отмене регистрации Владимира Путина в качестве кандидата в президенты. Данное событие освещалось только в одном новостном выпуске телеканала НТВ 14 февраля 2018 г., сюжет длился 25 сек. и сопровождался негативными комментариями ведущего:

«Решение телеведущей в ЦИКе сочли желанием громко заявить о себе, а кандидат от ЛДПР жестко раскритиковал ее демарш».

Выводы по девятой неделе (12-18 февраля)

Несмотря на приближение дня голосования, избирательная кампания в освещении СМИ не просто стагнирует, но и угасает. Телеканалы уже вторую неделю подряд сокращают долю предвыборных блоков в новостных программах. Этой тенденции оказался подвержен даже государственный канал «Россия 1», на котором доля новостных выпусков, содержащих предвыборные блоки, за неделю сократилась на 11 процентных пунктов. Такое сокращение внимания телеканалов вновь совпадает со снижающейся предвыборной активностью Владимира Путина.

Повышению внимания телеканалов к кампании не способствуют даже такие громкие акции, как подача иска в Верховный суд одного кандидата на отмену регистрации другого. Только один из пяти федеральных телеканалов, вошедших в мониторинг, выпустил новостной сюжет, который длился 25 сек. Наоборот, после иска Ксении Собчак, в котором она требовала признать незаконным выдвижение Владимира Путина на четвертый срок, она практически стала на федеральных телеканалах персоной нон-грата. Телеканалы фактически заблокировали освещение ее избирательной кампании.

Количество упоминаний Собчак снизилось в 2,2 раза по сравнению с предыдущей неделей. По этому показателю она заняла последнее место среди всех кандидатов. По объему эфирного времени она также с уверенного третьего места опустилась сразу в группу аутсайдеров, оказавшись лишь чуть выше Бориса Титова и Максима Сурайкина, которые не проводили на прошлой неделе столь же громких акций.

Павел Грудинин с большим отрывом вырвался на первое место по объему выделенного ему эфирного времени. Доля негативных сюжетов, посвященных ему, достигла 75% — максимума за все время избирательной кампании. При этом телеканал «Россия 1» весь негатив по поводу кандидата от КПРФ транслирует в прайм-тайм, а относительно нейтральные новости передает в дневное время.

Группа кандидатов — Явлинский, Титов, Бабурин, Сурайкин и отчасти Жириновский — имеют схожие модели динамики числа упоминаний от недели к неделе. В то время как число упоминаний Собчак, Грудинина и Путина характеризуется высокой волатильностью.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


3 комментария к ““Голос”: негатив в госСМИ против Грудинина достиг максимума за все время кампании”


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question