Сегодня: 20.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Грузы уходят с рек Якутии

26.10.2015

YKTIMES.RU – Стремление изменить схему завоза грузов в республику в лучшем виде понять можно. Два года назад бар реки Индигирки оказался несудоходным, и тогда шум докатился до Москвы. По сути то же самое произошло нынешним летом в верховьях Лены и на Анабаре, где недозавоз составил порядка 600 тысяч тонн, пишет газета “Якутия”. Есть ли способ обезопасить республику от капризов природы?

Сколько недовезли

И хотя 6 октября на брифинге эту цифру озвучил министр экономики Валерий Максимов, спустя две недели председатель Госкомитета по обеспечению жизнедеятельности населения Юрий Зайцев стал уверять, что в пункты назначения завезено все.

Засыпав его вопросами, коллеги выяснили, что 400 тыс. тонн будут все-таки доставляться автозимниками. И Юрий Николаевич явно лукавил, говоря о четырехстах тысячах. Из-за мелководья и поломки единственного судна, принадлежавшего ИП Рудых, только 350 тысяч тонн газоконденсата не завезли по воде из Юрюнг-Хая в Саскылах. С 10 ноября перевозки начнутся в срочном порядке на автомобилях.

Еще 110 тысяч тонн крупногабаритного тоннажа надо поставить наземным транспортом для строительства магистрального газопровода «Сила «Сибири». В августе Лена так обмелела, что провозные способности ЛОРПа пришлось уменьшить вдвое. Компания понесла убытки и не успела поставить все, что с опозданием было представлено «Газпромом» к перевозкам.

Юрий Зайцев сказал, что в конце сентября был сокращен план завоза топлива в республику с 1 млн 451 тыс. тонн до 1 млн 374 тыс. Но если суммировать все вышеприведенное и добавить то, что не успели поставить по Лене «Саханефтегазсбыт», авиакомпания «Якутия» и другие хозяйствующие субъекты, получится тот самый разрыв в объеме 600 тысяч тонн, о котором говорил Валерий Максимов.

Проблемы есть, но сбоев не будет

Председатель Госкомобеспечения сказал, что у компании «Якутия» есть договоренность о приобретении 7 тысяч тонн авиакеросина в Якутске, пока недостающие 13 тыс. тонн подвезут по зимнику.

Из-за позднего подхода морского танкера «Индига» «Саханефтегазсбыт» не завез 500 тонн бензина. Предприятие будет поставлять его зимой своими силами. По словам руководителя Госкомобеспечения, цены на топливо из-за этого не взлетят. Однако надо понимать, что в ущерб себе предприятие работать не станет. Значит, если оно не подорожает сейчас, то к весне коммерческие нефтепродукты для населения в цене повысятся. «Несмотря на определенные сложности, сбоев на топливном рынке не будет»,?— уверяет Юрий Зайцев.

На быстромелеющие реки перевозчики доставили все, что требовалось. Даже на Амгу завезли более 40 тысяч тонн, хотя в прошлом году туда успели доставить водой всего две тысячи тонн угля. На Вилюй и Алдан доставлено 64 тыс. тонн и около 120 тыс. тонн соответственно, что выше плановых значений на 3–7 процентов.

В этом году шахта «Джебарики-Хая» ОАО ХК «Якутуголь» вела отгрузку угля круглосуточно, что способствовало быстрой оборачиваемости флота и своевременным поставкам бюджетным получателям. Однако в булунское село Кюсюр перевозчики его везти отказались. В прошлом году ОАО «Нижне-Ленское» оплатило поставки 100 тонн топлива на 5 млн рублей, но муниципальное образование за него не рассчиталось. В этом году ситуация повторилась, и вся ответственность за срыв завоза топлива легла на муниципалитет. Теперь другого варианта, как возить 50 тысяч тонн угля в декабре автозимником, нет.

На Яну, Индигирку, Колыму запланированные грузы завезены в полном объеме, но какой ценой это было сделано на Яне, речники знают, ведь их флот в ожидании хода простаивал на баре сутками. Есть отставание в перевозке депонационных остатков, объемы которых колеблются от одного до тридцати процентов.

Для «Якутоптторга» завезено 700 тонн муки. В северные улусы рефрижераторами «Мальчиков», «Магдебург» доставлено из Якутска 562 тонны овощей, а оттуда вывезено на переработку более тысячи тонн рыбы.

Контейнер с сахаром остался в Нижнеянске, его планируют поставить через Усть-Куйгу в декабре.

Грузы уходят с рек

В этом году тарифная составляющая по Лене отправлена в свободное плавание. Поэтому речные перевозки по отдельным направлениям оказались дороже, чем наземным путем. Первый заместитель генерального директора ГУП «ЖКХ РС(Я)» Гаврил Новгородов такой постановке вопроса удивился.

“Водный фрахт всегда был дешевле автомобильного,” — сказал Гаврил Иванович. “Другое дело, что в последние годы Амга, Яна, Индигирка со своим притоком рекой Момой стали непредсказуемыми. Поэтому у нас есть все основания считать их условно судоходными. Во избежание непроизводительных простоев, которые оборачиваются огромными финансовыми потерями, уже в следующем году мы планируем отказаться от водных перевозок по Яне в Батагай, Усть-Куйгу, Сайды. Они будут заменены автотранспортными. Чтобы исключить потери при транспортировке угля, на зимних трассах строятся весовые пункты, которых сейчас восемь, а в плане еще два. На Амгу уголь выгоднее возить с Харбалахского угольного разреза. В тех районах, где есть безопасные наземные дороги, автомобильные перевозки будут наращиваться”.

28 октября участники завоза соберутся в ДП-2 на традиционное подведение итогов навигации. Разговор будет не только об успехах, но и проблемах, которые требуют принципиальных решений, именно их сегодня не хватает.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question