Сегодня: 29.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

“Инвестиции, которые придут в Арктику, будут защищены и будут поддерживаться”

1.09.2020

YKTIMES.RU – ​​​​​​​Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев утвердил “Стратегию развития Арктической зоны республики до 2035 года”. В интервью “Интерфаксу” он рассказал, откуда Якутия ждет инвестиций, какие проекты будут реализованы в первую очередь и как изменится жизнь в регионе. Публикуем текст интервью.

— Айсен Сергеевич, в середине августа Вы утвердили “Стратегию развития Арктической зоны республики до 2035 года”. Большое внимание в документе уделяется строительству дорог, модернизации аэропортов, внедрению новой транспортной подсистемы, на основе адаптированной к арктическим условиям техники, восстановлению регулярного судоходства по бассейнам основных рек, Северному морскому пути. Расскажите, что будет сделано в первую очередь, что отложено на дальнюю перспективу?

— Почему появилась стратегия развития Арктики? Арктика для Якутии – это ее будущее. У нас территория арктических районов – 1 млн 600 тыс. кв. км. Десятилетиями после развала Советского Союза жизнь в Арктике, к сожалению, не улучшалась для ее жителей. В Якутии число жителей арктических территорий с 2000 года сократилось почти в два раза. Чтобы прогнозировать ситуацию на будущее, моделировать ее развитие, необходимы документы, которые определяют нашу работу не на год-два и даже не на пять лет, а на период более долгосрочный.

Одной из особенностей территории арктической Якутии, занимающей более половины территории республики, является отсутствие круглогодичных дорог. Также характерной особенностью территории является крайне дисперсная структура размещения населенных пунктов, большое количество труднодоступных населенных пунктов (их 86) и малых сельских поселений (их 29). Это одна из самых труднодоступных территорий Российской Федерации. Транспортный каркас Арктической зоны Якутии основывается на системе внутренних водных путей арктических судоходных рек, сети арктических аэропортов и сезонных автодорог — автозимников.

В долгосрочной перспективе водные магистрали будут оставаться безальтернативными для основных грузоперевозок внутри Арктической зоны. Поэтому в стратегии отражены направления опережающего развития речного хозяйства, морехозяйственного комплекса Якутии, включая модернизацию портовой инфраструктуры и реконструкцию причальных сооружений основных портов арктических районов, строительства судов, проведения дноуглубительных работ. Первый этап проекта по реконструкции Жатайской судоверфи с производственной мощностью до 10 речных судов в год планируется реализовать до конца следующего года.

Для пассажирских перевозок в арктической Якутии, учитывая отсутствие дорог и большие расстояния между населенными пунктами, безальтернативным особенно в межсезонье является воздушный транспорт.

В целях обеспечения ценовой доступности местных авиаперевозок в республике реализуются две программы субсидирования пассажирских авиаперевозок: первая — это программа субсидирования перевозок по социально значимым маршрутам — от районного центра до труднодоступных населенных пунктов, для всего населения без возрастных ограничений.

Вторая — это субсидирование пассажирских авиаперевозок во внутрирегиональном сообщении от районных центров арктической зоны Якутии до регионального аэропорта “Якутск”.

Из-за ограниченности средств регионального бюджета, предпринимаемые на республиканском уровне меры по субсидированию перевозок на внутренних местных авиалиниях обеспечивают мобильность населения на минимальном уровне.

Учитывая особенности арктической зоны Якутии, мы поставили перед федеральными органами власти вопрос субсидирования внутрирегиональных маршрутов Якутии из федерального бюджета.

Кроме того, в рамках федерального проекта “Развитие региональных аэропортов и маршрутов” будет проводиться реконструкция арктических аэропортов.

Требует приоритетного решения вопрос обновления воздушного парка для замены эксплуатируемых устаревших судов. Износ вертолетной техники превышает 80%, в ближайшее время будут полностью выведены из эксплуатации на внутрирегиональных маршрутах устаревшие воздушные суда типа Ан-2, Ан-24.

Чтобы снизить риски транспортной изоляции населения арктической Якутии и обеспечить доступность воздушных перевозок, необходимо взвешенно начинать решать вопросы по развитию частной малой авиации, развитию самоходной техники, адаптированной к арктическим условиям.

Стратегия развития Якутии, ее арктической части, разделена на три этапа. Первый — до 2024 года, второй — до 2029 года, третий — с 2030 по 2035 годы.

На первом этапе мы должны создать условия для развития, принять решения нормативно-правового характера, потому что с этим большие проблемы не только на федеральном уровне, но и на республиканском. Самая главная наша задача абсолютно перекликается с той задачей, которую поставил президент — довести ключевые показатели жизни людей в арктической зоне до уровня среднероссийских. Без этого, без улучшения жизни людей в Арктике, говорить о ее развитии не приходится. Кроме того, к концу первого этапа мы должны начать реализацию ключевых инвестиционных и промышленных проектов.

На период с 2025 по 2029 годы намечена реализация ключевых инвестиционных и инфраструктурных проектов, выход на основные проектные решения по тем компаниям, которые у нас работают.

Третий этап — с 2030 по 2035 годы — это уже больше опережающий рост, который, на наш взгляд, будет опережать даже общероссийские подходы. Здесь сыграет на руку то, что людей в Арктике мало. Мы надеемся, что за счет более интенсивного развития промышленности в период до 2030 года доходы в арктической зоне, в том числе у муниципальных образований, будут уже большие, и мы сможем обеспечить качество жизни, которое будет улучшаться более быстрыми темпами, чем среднероссийские. Это если говорить вкратце.

Еще раз повторю, что абсолютный приоритет у нас — это качество жизни людей в Арктике, в том числе коренных малочисленных народов Севера, которые там живут уже тысячелетия, сохранение их культуры, традиционной среды их обитания и языков. Это тоже очень важная задача, которая должна проходить красной нитью через все годы реализации стратегии.

— Большая ставка в стратегии делается на модернизацию отраслей сельского хозяйства, внедрение глубокой переработки, брендирование и выход локальной продукции на рынок. В вечной мерзлоте стало возможным выращивать собственные овощи и зелень. Каких показателей уже удалось достичь, закрыты ли потребности региона в “витаминах с грядки”?

— Обеспечение продовольственной безопасности нашей страны в целом является важнейшей задачей. И в каждом регионе мы должны эту задачу решать. Даже с учетом транспортной логистики нельзя без потерь привезти откуда-то из центральной части РФ, например, овощи по приемлемым ценам. Поэтому максимальная часть продукции должна производиться на территории региона, а продукты долгосрочного хранения могут привозиться из других областей.

С этой точки зрения мы достаточно активно наращиваем производство овощей, картофеля. Поставлена задача 60% собственных потребностей Якутии закрыть. Для нас особенно интересны проекты, связанные с круглогодичным производством. К сожалению, летний сезон у нас очень короткий.

Сейчас под Якутском мы реализуем совместный проект с японскими компаниями и Фондом развития Дальнего Востока. Он у нас на финишной прямой — значительная часть теплиц построена. Был перенос по срокам из-за пандемии, но уже в следующем году мы получим весь тепличный комплекс площадью 4 га под Якутском. Будем производить томаты, зелень, может даже ягоды — клубнику, например, круглогодично. Это закроет, по нашим расчетам, до 30% потребности Якутска и позволит обеспечивать жителей, во-первых, хорошей качественной продукцией, а, во-вторых, держать цены. Потому что цены у нас, особенно в период межсезонья, заоблачные.

Есть также приемы успешных крупных хозяйств по производству овощей далеко за пределами центральной части региона. Эту политику мы будем продолжать и дальше.

— Вся выращенная продукция сбывается в пределах региона?

— Да, вся выращенная продукция сбывается внутри региона для обеспечения собственных потребностей. Местными овощами обеспечиваются социальные учреждения, осуществляются “зеленые” рейсы в арктические районы республики.

Совместно с Минвостокразвития России прорабатывается проект по созданию сети торгово-логистических центров в арктических районах республики, рассматриваются варианты изыскания средств для реализации проекта.

В рамках проекта планируется строительство современной оптово-розничной инфраструктуры для обеспечения Северного завоза продовольственных товаров, а также пунктов переработки местной промысловой продукции для обратной загрузки во всех муниципальных районах арктической Якутии.

Это очень важный проект, который позволит решить несколько задач: расширить ассортимент завозимых социально-значимых продовольственных товаров, снизить цены на продовольственные товары, развить отрасли сельского хозяйства, обеспечить выход локальной продукции традиционных отраслей на внешние рынки, повысить доходы населения арктических районов, занятых в основном традиционными видами хозяйствования. Поэтому федеральная поддержка реализации данного проекта очень важна для нас.

— В районных центрах экономического роста планируется провести комплексную реновацию: построить адаптированные для полярных условий современные социальные объекты, энергоэффективное и экологически безопасное жилье, организовать комфортные общественные пространства. Раз уж мы заговорили о строительстве жилья, расскажите, как реализуется в регионе программа льготной “Дальневосточной ипотеки”?

— Мы понимаем, что образ арктических поселков должен быть изменен. У нас есть довольно крупные населенные пункты, в которых после развала Советского Союза вообще ничего не было построено из социальных объектов и жилья не строилось. Сейчас впервые за многие десятилетия эта работа началась. В Арктике строятся социальные объекты — школы, больницы, фельдшерско-акушерские пункты, дворцы культуры. В прошлом году мы ввели замечательные дворцы культуры в Анабарском районе, в Оленёкском районе. Они прекрасно сделаны, с национальным колоритом.

Благодаря национальным проектам, инициированным президентом страны Владимиром Путиным, у нас в Арктике начало строиться жилье, как раз по программе переселения людей из аварийного жилого фонда. По нашим подсчетам, каждый восьмой житель Арктики благодаря этой программе получит возможность переехать в новый дом. Это колоссальная цифра, и мы сделаем все, чтобы эта программа была реализована.

Также мы очень надеемся, что программа “Дальневосточной ипотеки” будет дальше развиваться. Якутия первое место занимает в ДФО по количеству уже выданных ипотечных кредитов. К сожалению, есть вопросы, которые надо будет дорабатывать. Я рад, что полпред президента Юрий Трутнев и министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов нас поддерживают в части расширения списка тех городов и поселков, где ипотека под 2% возможна.

Сегодня требованиям банков для выдачи этих кредитов соответствуют только административные центры субъектов Дальнего Востока. Поэтому очень мало кредитов получают в сельской местности и других населенных пунктах, в малых городах.

К примеру, у банков есть разные требования, связанные с удаленностью населенных пунктов от городов с населением свыше 100 тыс. человек. У нас в регионе единственный город с таким населением — это Якутск. Даже Нерюнгри и Мирный — достаточно крупные по нашим меркам населенные пункты — не попадают под эти требования. Такие условия, я считаю, необходимо упрощать, адаптировать к регионам, приближать к жизни людей, чтобы эта льготная ипотека стимулировала не только развитие административных центров субъекта, хотя это тоже хорошо, но и развитие всех других населенных пунктов.

— Технология строительства в арктической зоне отличается от Якутска? Какие-то специальные строительные организации местные есть?

— К огромному сожалению, строительная отрасль в Арктике была уничтожена. Мы сегодня сталкиваемся с тем, что во многих муниципальных районах, где мы должны строить жилье в рамках программы переселения, его просто некому строить. Где возможно мы поддерживаем местные компании, чтобы они активнее строили, либо привлекаем подрядчиков из Якутска, чтобы они переезжали и строили уже на местах.

Вопрос даже не столько в самих строительных подходах, которые что для Якутска, что для Арктики примерно одинаковы, вопрос в логистике. Обеспечить завоз стройматериалов в арктические районы, например, Верхоянский район, это сложнейшая транспортно-логистическая задача. Это перевалки, использование речного транспорта, автомобильного транспорта, их комбинации. В результате получается очень серьезное удорожание строительства.

Если в среднем по республике стоимость квадратного метра жилья составляет порядка 60 тыс. рублей, то в арктических районах она достигает 150 тыс. рублей и выше исключительно из-за транспортной логистики. Это уже подтверждено проектной экспертизой и расчетно-сметной документацией.

Для удешевления строительства нужно не просто дотировать отрасль, должна быть транспортная инфраструктура хорошая, должна быть обеспечена работа зимников продленного действия, должен каким-то образом субсидироваться и работать постоянно речной транспорт, должно быть налажено производство строительных материалов из местного сырья.

Крупные игроки, наверное, смогли бы построить свои логистические сети, транспортную инфраструктуру, будь в Арктике масштабные проекты по строительству жилья. Но построить жилье для 67 тыс. человек, крайне дисперсно проживающих на огромной территории в труднодоступных и малонаселенных арктических поселках — небольшой бизнес. И когда дело касается строительства дома из 12-24 квартир в поселке, где живет 1 тыс. человек, для этого специально что-то делать “в долгую” никто не будет. Это разовая операция, которая ложится на плечи региональных властей, бизнес в этом почти не участвует.

Перед нами, конечно, стоит задача, чтобы в республику пришел крупный бизнес, чтобы он начал здесь работать, чтобы появились новые налоговые доходы у муниципалитетов, у людей чтобы зарплата была, чтобы они могли себе позволить то, что сегодня позволить не могут.

— Вопрос по поводу инвестиций: 28 августа вступит в силу федеральный закон “О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации”, предусматривающий льготы для инвесторов, которые планируют реализовать на арктических территориях новые проекты. Каких инвестиций ждет Якутия, какие проекты были бы интересны и полезны для региона?

— Проект закона, который сегодня уже принят и скоро вступит в действие, уникальный. По этому закону инвестором, который будет получать беспрецедентные налоговые льготы, сможет стать любое предприятие, любое физическое лицо, вложившее сумму свыше 1 млн рублей. Я уверен, что даже в текущих условиях это возможно для огромного числа компаний в стране.

Закон предусматривает возможность массовых инвестиций со стороны большого количества инвесторов. Тем самым государство говорит, что любые инвестиции, которые придут в Арктику, будут защищены и будут поддерживаться. Мы придерживаемся абсолютно тех же норм. Любые инвестиции, которые к нам приходят, мы будем отстаивать, будем их продвигать. Потому что любые инвестиции в Арктике сегодня “на вес золота”. Условия жизни таковы, что в любой точке нашей страны, инвестиции более благоприятны, чем в Арктике. Это и природно-климатические условия, и транспортные условия, и отсутствие инфраструктуры. И все же мы уверены, что инвесторы будут, причем не только в добычу полезных ископаемых, но и в отрасли, связанные с энергетикой, коммунальным хозяйством и транспортной инфраструктурой. Наша задача инвесторов привлечь и потом максимально защищать.

Проекты могут быть самые разные. Мы сейчас заканчиваем уникальный проект совместно с ПАО “РусГидро”, с его дочерней структурой “Сахаэнерго”, с японской госкомпанией NEDO по созданию ветродизельной установки в поселке Тикси. Ветряки были поставлены еще в прошлом году, в этом году привезли специальные дизели — сейчас идет их монтаж и соединение в комбинированную энергоустановку. Это позволит экономить сотни тонн дизтоплива, что для крайнего Севера в условиях сложной логистики очень важно и нужно. Так что инвесторы могут прийти не только в добычу полезных ископаемых, но и в такие высокотехнологичные проекты.

Хочу особо подчеркнуть, что при разработке и принятии этого законопроекта Якутия была одним из самых активных участников. Причем не только с точки зрения предоставления льгот, но и с точки зрения защиты коренного населения в Арктике, чтобы активное промышленное развитие никоим образом не ухудшало среду обитания людей.

— Давайте поговорим о высокотехнологичных проектах. Недавно Вы предложили председателю правительства РФ Михаилу Мишустину рассмотреть возможность создания “цифровой” ТОР. Что конкретно подразумевается под этим?

— Мы говорили о том, что сегодня развитие Дальнего Востока идет опережающими темпами. Вместе с тем доля высокотехнологичного бизнеса здесь гораздо ниже среднероссийской. Где-то в 1,5 раза ниже по Дальнему Востоку в целом, еще меньше по многим регионам, в Якутии в частности. Чтобы ускоренно развивать высокотехнологичные отрасли, необходимо создавать какие-то преференции, которые позволят им появляться на Дальнем Востоке. Там речь идет даже не о налоговых льготах для IT-отрасли, потому что сегодня в РФ они беспрецедентны. Речь идет о мерах административного характера, которые позволят легче регистрироваться в качестве резидента этой ТОР, легче получать льготы, участвовать в лизинговых программах для высокотехнологичных отраслей.

Мы в Якутии осознанно делаем ставку на развитие IT-отрасли. Сегодня 80% экспорта IT-услуг Дальнего Востока — это Якутия, это 2 млрд рублей. Это 1,5 тыс. рабочих мест только в одном Якутске. Мы ставим задачу довести этот показатель до 10 тыс. человек. Опыт у региона интересный, поэтому Михаил Мишустин поручил мне эту инициативу отработать, а потом доложить о результатах новых форм поддержки IT-отрасли, которые появились у нас в стране по поручению президента, именно на примере наших якутских компаний. Мы к этой работе уже приступили, уверен, что по итогам года у нас будет о чем доложить правительству Российской Федерации.

— Еще одна важная тема для Якутии – это развитие авиации, в частности малой авиации. Что для этого делается в регионе, с какими проблемами сталкиваетесь в этой сфере?

— Проблемы полярной дальневосточной авиации всем известны. Это, во-первых, очень высокий износ отечественной техники, которая здесь эксплуатируется. Средний возраст наших самолетов Ан-24, Ан-2, вертолетов Ми-8 – 40 лет. В период до 2025 года должно произойти массовое списание этих воздушных судов. В этих условиях транспортная обеспеченность Дальнего Востока, в частности Якутии, может резко ухудшиться, потому что для большинства наших населенных пунктов, в особенности арктических, единственное круглогодичное сообщение с “большой Землей” — это авиация. И ее отсутствие ставит арктические поселки за грань выживания.

Главной задачей для нас является появление конкурентоспособной отечественной авиатехники в достаточном количестве. Мы очень надеемся, что Ил-114, самолет “Байкал”, новые вертолеты будут поступать в республику и на Дальний Восток уже в 2023-2024 годах. Мы также надеемся, что дальневосточная авиация пополнится и такими самолетами как SSJ-100 и МС-21. Появление этой техники даст свой эффект.

Вторая проблема, о которой мы говорим, это высокая цена на авиабилеты. Она складывается из нескольких факторов. Первый — высокая стоимость топлива. Второй — высокая стоимость обслуживания в северных аэропортах. Третий — высокие затраты, которые несут авиакомпании на поддержание летной годности судов.

Наше предложение в рамках создания альянса дальневосточных авиакомпаний заключается в том, чтобы по всему Дальнему Востоку сделать единую цену на авиационное топливо, за исключением крупных хабов, где цена на топливо вполне конкурентная. Чтобы вне зависимости от того, где мы заправлялись — в Якутске, Чокурдахе, в чукотском Певеке или хабаровском Аяне, — цена на топливо была одинакова и сопоставима с ценой на топливо от Ангарского НПЗ плюс 1%. А транспортные расходы по доставке авиатоплива до аэропортов должны быть включены в субсидию и компенсироваться субъектам РФ. По моему мнению, это будет справедливо. Снижение цены на топливо до единой позволит снизить стоимость авиабилетов.

Я бы также перевел все казенные предприятия, которые обслуживают северные аэропорты, кроме крупных хабов, на содержание по смете и обнулил все расходы на взлет-посадку воздушных судов. Это позволило бы убрать примерно 15-20% из стоимости билетов.

Реализация этих мер, на наш взгляд, способна в 2 раза снизить стоимость авиабилетов на местные перевозки в ДФО.

— Но ведь денег на обновление авиатехники у компании нет.

— Мы предлагаем, чтобы лизинговые схемы, которые сегодня правительство РФ реализует, реализовывались в большем масштабе. Единственное, мы просим, чтобы на Дальневосточный регион был поправочный коэффициент 1,5-2. Михаил Мишустин эту идею поддержал, сейчас мы обратились к вице-премьеру Юрию Борисову, чтобы эти программы были рассмотрены.

— Раньше в бюджете республики были определенные средства на развитие региональной авиации.

— Мы и сейчас достаточно тратим на это. В период пандемии потратили из регионального бюджета на поддержку авиаотрасли порядка 1,7 млрд рублей. При этом из федерального бюджета пришло еще порядка 1 млрд рублей на авиакомпании и аэропорт Якутска. В период пандемии, когда перелетов практически не было, эти меры позволили нам все авиакомпании сохранить.

— Минтранс должен представить кабмину до 10 сентября проект создания альянса дальневосточных авиакомпаний. Вы ранее критиковали предложения Минтранса о реализации данного проекта. Что-то изменилось за прошедшие месяцы, согласилось министерство с Вашими доводами?

— Решение в конечном итоге все равно принимать правительству РФ, мы свои доводы в его адрес и адрес Минтранса уже направили. Наша позиция неизменна: создание новой авиакомпании, которая единолично будет обслуживать весь ДФО, ни к чему хорошему не приведет. Одно только создание авиакомпании для обслуживания почти 1/3 территории страны, займет несколько лет. При этом абсолютно непонятно, что делать с ныне действующими авиакомпаниями. Каким образом они будут вливаться в единую структуру, когда у них совершенно разные формы — начиная от ГУПов, заканчивая акционерными обществами. И я не понимаю, как можно будет, сидя, к примеру, во Владивостоке, управлять полетной сеткой в Якутии?

Речь на самом деле идет о том, что сегодня в поддержке нуждаются местные рейсы, чтобы любой человек смог прилететь даже не из районного центра в административный центр. Хотя это тоже очень важно. Сегодня рейс из арктических районов до Якутска стоит дороже, чем билет из Якутска до Москвы. Речь идет о маленьких селах в арктических районах, и о том, как из этих сел долететь до районного центра. Там тоже очень высокие цены на билеты, очень сложная логистика. И чиновники, которые говорят, что пассажиров будут увозить из Якутска авиарейсом в один арктический район, а оттуда развозить по всей Арктике, просто не понимают, что речь идет о территории в 1,6 млн квадратных километров. А они хотят людей развозить на самолетах типа Ан-2. Для начала им бы следовало там побывать. Уверен, что решения были бы совсем другими.

Я нисколько не сомневаюсь в нашей правоте, и меня много людей поддерживают. Сейчас, когда этот вопрос был обострен, позиция в Минтрансе и других ведомствах поменялась. Надеюсь, что будет найдено цивилизованное решение, с которым все согласны, а именно создание авиаальянса из независимых авиакомпаний по примеру международных OneWorld, SkyTeam. Необходима прозрачная система, чтобы было видно кто летает, сколько и где. Если будут из федерального центра выделяться какие-то субсидии, пусть они распределяются по всем понятной системе. Тогда все будут довольны.

— Группа “ВИС” сообщила, что проектирование моста через Лену в Якутии завершится раньше срока — до конца 2020 года. Также в компании считают, что строительство можно завершить на год раньше, при условии выделения софинансирования из госбюджета уже в этом году. Как считаете, такое возможно?

— Я считаю, что консорциум, в который входят группа “ВИС” и “Ростех”, способен построить мост. У них есть технологические, интеллектуальные и финансовые возможности. Сегодня проектирование моста идет самым активным образом. Мы надеемся, что проектно-сметная документация будет выходить поэтапно уже в 2020 году. Что касается завершения строительства в 2024 году, то это вполне возможно. Только за счет оптимизации согласительных процедур во множестве федеральных и региональных структур можно сдвинуть сроки и закончить мост к концу 2024 года. Конечно, сегодня встает вопрос утверждения окончательной схемы финансирования. Финансовая модель отработана, она внесена в профильные министерства — Минтранс и Минфин ее рассматривают. Для нас принципиально, чтобы она была одобрена, процесс начался, и мы в эти сроки уложились.

Пандемия негативно отразилась на всей жизни страны, но мы надеемся, что сможем этот проект защитить, потому что это один из немногих инфраструктурных проектов нашей страны, который имеет не просто социальный, но и экономический эффект. Для бюджета Якутии он будет экономить порядка 4 млрд рублей в год, которые мы сегодня тратим на уплату излишних процентов по северному завозу. Есть эффект и для субъектов бизнеса, которые тоже будут тратить гораздо меньше — в десятки миллиардов рублей. А это снижение цен для жителей, у которых будет круглогодичное обеспечение. Это развитие новых проектов в западной части Якутии, которые сегодня тормозятся из-за отсутствия нормальной круглогодичной транспортной инфраструктуры.

За последние два десятилетия была проведена огромная работа по развитию транспортной инфраструктуры в Якутии. Сегодня у нас федеральные автодороги приводят в нормативное состояние, реконструируются аэропорты, многое сделано для развития региональных автодорог в рамках нацпроекта, построена железная дорога до Нижнего Бестяха. Но последний паззл — отсутствие Ленского моста — не позволяет этой системе заработать на 100%. Она работает, по моим подсчетам, на 40%. Отсутствие кусочка в 3 километра обесценивает тысячи километров, которые были построены за последние годы. Конечно, стоимость моста большая. Но он уникальный, потому что не только будет построен в суровых условиях, но и даст большой экономический эффект для Якутии и для всего северо-востока страны.

— Сегодня много говорится о глобальном потеплении и других климатических изменениях, которые негативно влияют на вечную мерзлоту. Уже есть расчеты, что таяние вечной мерзлоты в Арктике может к 2050 году принести России убытки на $250 миллиардов. Есть ли способ смягчить наиболее серьезные последствия от таяния вечной мерзлоты и какие законопроекты необходимы?

— Это очень сложный вопрос. Мы можем пытаться сохранить вечную мерзлоту, но глобальное потепление происходит не из-за того, что в Якутии или в России делают что-то неправильно. Если есть эффект, который дает глобальное потепление, то он формируется крупнейшими промышленными державами. Это общемировая задача. Усилиями одной только России результата мы не достигнем.

Якутия – единственный субъект РФ, который в свое время принял закон об охране вечной мерзлоты. Благодаря ему мы наблюдаем за состоянием вечномерзлых грунтов, понимаем, как и где идет их деградация, насколько интенсивно. Какие-то определенные меры мы принимаем для недопущения аварий и обрушений. Самая большая угроза таяния вечной мерзлоты для нас в том, что строительные конструкции могут начать обваливаться. Авария на ТЭЦ-3 в Норильске тому яркий пример. Некоторое время назад у нас тоже был случай, когда на одной из нефтебаз энергетиков цистерна в результате сдвига конструкции дала течь. Достаточно быстро мы ее ликвидировали, с минимальным ущербом. В любом случае, эти риски есть. Трещины в зданиях в том же Якутске регулярно появляются, особенно если здания построены достаточно давно.

Я считаю, что здесь нужен какой-то федеральный закон по мониторингу состояния вечной мерзлоты, который сделал бы процедуру наблюдения за состоянием зданий и сооружений, стоящих на вечномерзлых грунтах, обязательным. Сегодня в РФ это носит добровольный характер, есть необходимость сделать это требование жестким и четким. Чтобы мы принимали решения о строительстве, о развитии промышленных производств с учетом минимального влияния на состояние вечной мерзлоты. К сожалению, промышленное освоение — стройки, крупные агломерации — негативно влияют на вечную мерзлоту и говорить, что это не дает никакого эффекта, тоже нельзя. Наша задача — минимизировать этот эффект.

— Одним из важных направлений стратегии является реализация научного потенциала. Для этого в Якутске на базе СВФУ создается научно-образовательный центр “Север”. На какой стадии создания сейчас центр? Какие приоритетные направления, исследования, разработки будут у НОЦ?

— Формирование научно-образовательного центра позволит консолидировать усилия науки, образования и бизнеса в поиске наиболее оптимальных направлений и условий, обеспечивающих устойчивое развитие северных территорий и всего Дальнего Востока России.

НОЦ “Север” будет заниматься разработкой новых технологий в сфере добычи твердых полезных ископаемых, углеводородов, химии, новых материалов, экологии, энергетики, строительства, создания территорий комфортного проживания населения на Севере, медицины, разработкой цифровых решений.

Инициаторами создания центра выступили четыре региона Дальнего Востока — Якутия, Чукотский автономный округ, Магаданская область и Камчатский край. Сейчас приняты положения об управляющих органах центра, разработана программа деятельности центра, подготовлена заявка на участие в конкурсном отборе на грантовую поддержку научно-образовательных центров мирового уровня.

Заключены соглашения между Республикой Саха (Якутия) и Российской академией наук, Сибирским отделением РАН и Дальневосточным отделением РАН, правительством Санкт-Петербурга. Одним из ключевых направлений сотрудничества в вышеозначенных соглашениях станет развитие научно-образовательного центра “Север: территория устойчивого развития”. Также ведется работа по заключению соглашений с МГТУ им. Баумана, с МГУ.

Индустриальными партнерами НОЦ выступают 13 компаний-предприятий реального сектора экономики.

Среди ожидаемых результатов работы центра достаточно большой блок исследований от создания баз данных по этнокультурному наследию и текстам на языках коренных народов Севера до разработок и внедрения в практическое здравоохранение, ветеринарию и пищевую промышленность биопрепаратов из уникального северного, экологически чистого, воспроизводимого биосырья и много другого.

— В стратегии основным является защита интересов коренных малочисленных народов Севера и традиционного природопользования. Какие меры для этого уже приняты и будут приняты, на какие результаты рассчитываете?

— В арктической зоне Якутии сохранился большой пласт культурных традиций коренных народов Севера. В местах компактного проживания ведут традиционную хозяйственную деятельность эвенки, эвены, юкагиры, долганы, чукчи, северные якуты, русское старожильческое население (русскоустьинцы и походчане) — потомки первых русских землепроходцев, казаков и полярных исследователей. Почти половина населенных пунктов (49 из 119) а арктической зоне Якутии являются национальными — это 70% населенных пунктов республики, отнесенных к местам компактного проживания коренных малочисленных народов Севера.

Якутия является лидером среди российских регионов в защите прав и интересов коренного населения. В регионе действует закон об этнологической экспертизе.

Стратегия предусматривает создание благоприятных социально-экономических условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера в Арктической зоне, сохранение и развитие их традиционной культуры в рамках проектов “Кочевая школа”, “Арктическая агрошкола”, “Этнокультурные центры КМНС”.

Помимо этого, предусмотрены стимулирование занятости и самозанятости населения в сфере АПК, организация закупа промысловой продукции в районных центрах, создание инфраструктуры (торгово-логистических центров, приобретение транспорта), модернизация производств за счет создания комплексов глубокой переработки продукции оленеводства и рыболовства. Мы рассчитываем на дополнительные стимулы для продвижения на потребительском рынке экологически чистых продуктов питания, в том числе — на ускорение международной сертификации, брендирование и выход локальной продукции на экспорт.

Я уже упоминал о программе “Молодой оленевод”, но помимо нее, в республике действуют и другие программы, направленные на поддержку коренного населения якутской Арктики.

Например, проект “Дети Арктики”, инициированный республикой в рамках объявленного президентом России Десятилетия детства. Проект “Дети Арктики”, определяющий необходимость разработки новых подходов к госоддержке детей из арктических регионов, учитывающих специфику Арктики, включает такие направления как отдых и оздоровление детей, развитие арктического образования, в том числе кочевых школ, дистанционного образования, развитие обучающих программ языков коренных народов Севера, формирование у детей арктических компетенций. Этот проект поддержало Минвостокразвития, совместно с регионами формируется отдельное направление для включения его в проект государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ».

Еще один проект — “Международная Арктическая школа” — предполагает подключение всех школ к высокоскоростному интернету, позволяющему одновременно и активно использовать современные ресурсы для создания единой сети дистанционного образования.

Также реализуется проект “Учитель Арктики”, который направлен на повышение качества образования в Арктике и создание условий для привлечения в северные районы квалифицированных специалистов.

Педагоги, проработавшие в школах 5 лет по трудовому договору, будут обеспечены жильем. Для этого в регионе реализован проект “Обеспечение жильем педагогических работников сельских школ арктических улусов”.

Проект “Кочевая школа” направлен на то, чтобы “приблизить школу к ребенку”. Это особая форма организации образовательной деятельности в условиях традиционного образа жизни коренных народов.

Не менее важным является сохранение языка и самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на цифровых носителях. Эта работа организована в рамках проекта “Цифровизация языкового и культурного наследия коренных народов Арктики”, который имеет особую актуальность в связи с провозглашением Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 2019 года периода 2022 – 2032 годы Международным десятилетием языков коренных народов.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question