Сегодня: 29.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Малоизвестные факты о железной дороге раскрывает Президентская библиотека

7.08.2022

YKTIMES.RU – 7 августа 2022 года, в первое воскресенье августа, ежегодно в России отмечается День железнодорожника – профессиональный праздник всех работников железнодорожной отрасли. На портале и в фонде Президентской библиотеки представлены редкие материалы, посвящённые возникновению, развитию и сегодняшнему дню этого вида транспорта в России – электронные копии раритетных изданий, исторических документов, атласов и фотографий, видеолекции и документальные фильмы.

Первые колейные дороги появились в древности в Египте и прошли долгий путь развития до современных железных дорог, с появлением и использованием которых связано много интересных фактов.

Разработка и строительство железных дорог велись в XVIII–XIX веках во многих странах. В те времена вагоны поездов выглядели, как дилижансы, и соединялись цепями. Багаж помещался на крыше, там же путешествовали и небогатые пассажиры. Для предохранения от искр и паровозной гари всем выдавались специальные очки. Об этом рассказывается в очерке Сергея Лоскутова «Южно-Уральская магистраль» (2001).

В России железные дороги получили признание далеко не сразу. Как говорится в «Историческом очерке развития железных дорог в России с их основания по 1897 г. включительно. Вып. 1» (1898), в 1835 году специальная комиссия, рассмотрев предложение Франца Антона Герстнера о создании железнодорожной сети в нашей стране, заключила, что дороги с использованием паровых машин будут очень дороги, и следует допустить паровые двигатели только для перевозки пассажиров, а для торговых путей сохранить лошадиную тягу. При этом министр финансов Егор Канкрин считал, что надо «одно уже предположение сооружения железной дороги от Казани до Петербурга признать на несколько веков преждевременным».

Когда в 1837 году при Николае I была открыта Царскосельская железная дорога, новый вид транспорта всех пугал. Император был вынужден подать личный пример, приказав во время первого рейса поставить свой экипаж на грузовую платформу, и так доехал до Царского села. После этой исторической поездки и вплоть до Крымской войны 1853–1856 годов в народе была популярна песенка: «До чего же Русь доходит – самовар в упряжке ходит».

Сергей Лоскутов в монографии «Ворота в Сибирь» (2014) писал, что Герстнер, проектируя первую дорогу, заботился о её рентабельности и привлечении пассажиров. При станциях открывались гостиницы, буфеты и рестораны, в их залах устраивались концерты, спектакли, танцевальные вечера. На станции в Павловске большое красивое здание, получившее название «вокзал», располагалось в прекрасном парке. Слово «вокзал» не имеет отношения к транспорту, это английское название увеселительного заведения с садом и залами для балов и концертов. После открытия подобного «вокзала» при железной дороге в Павловске, так стали называть все здания пассажирских железнодорожных станций.

При всех удобствах и роскоши, предоставлявшихся первыми железными дорогами состоятельным пассажирам, заработки низших железнодорожных служащих были ничтожными. Комиссия, обследовавшая Николаевскую железную дорогу, считавшуюся лучшей по оплате труда, обнаружила, что железнодорожники «едят один раз в день, ограничиваясь одним обедом, другие питаются всё время чаем с чёрным хлебом».

Огромное экономическое и геополитическое значение для России имело строительство Транссибирской железнодорожной магистрали – Великого Сибирского пути. В книге «Трансбайкальский перекрёсток» (2005) географа и историка Леонида Колотило и других авторов рассказывается, что официальным днём рождения Транссиба стало 19 мая 1891 года, когда в двух верстах от Владивостока цесаревич Николай, взяв в руки лопату, загрузил тачку землёй и провёз её с десяток метров на место будущей магистрали. После торжественной церемонии Николай вернулся во Владивосток на поезде по уже готовому пути.

В 1897 году Управление по строительству Сибирской дороги заказало художнику и путешественнику Павлу Пясецкому панораму грандиозной стройки. Он проехал по участкам работ от Волги до Владивостока и создал художественную летопись жизни стальной магистрали. Панорама состоит из наклеенных на холст акварельных миниатюр, её длина почти километр, ширина около полуметра. Автор сам придумал приспособление из двух валиков, создававшее иллюзию кинофильма. Об этом упоминается в очерке Лоскутова «Южно-Уральская магистраль».

В годы Русско-японской войны 1904–1905 годов на Тихий океан по Транссибирской магистрали обычным подвижным составом или с помощью специально изготовленных транспортёров доставлялись миноносцы и подводные лодки. Их погрузка производилась в Петербурге на станции Новый порт, связанной прямой веткой с Николаевской железной дорогой. Суда из воды поднимали кранами.

Как заключил писатель Лев Жданов в издании «Великий Сибирский путь» (1905), «сооружением дороги мирно закончено полное завоевание всей богатой Сибири для русскаго народа отныне и навсегда».

Транспорт – важнейшее звено экономики, он играет огромную роль в решении политических и социальных задач. В России, стране с огромной территорией, основным видом транспорта стал железнодорожный.

Источник: пресс-служба Президентской библиотеки.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question