Сегодня: 28.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Минфин Якутии: у республики устойчивый баланс

17.05.2018

YKTIMES.RU – Будет ли обеспечен рост зарплат бюджетникам, как республика управляет госдолгом и в чем мы не согласны с Москвой? О тонкостях бюджетной политики в газете “Якутия” рассказал министр финансов Якутии Валерий Жондоров. Публикуем тескт интервью.

ДЕНЬГИ НА ЗАРПЛАТУ

— Одно из актуальных направлений бюджета — повышение заработной платы с учетом роста МРОТ. Какова ситуация сейчас?

— Более 50% расходов бюджета направляется на социально-культурную сферу, в том числе большое внимание уделяется оплате труда.

В этом году завершается реализация «майских» указов Президента РФ 2012 года. Необходимо отметить, что основные показатели по итогам прошлого года достигнуты. Речь идет о целевых категориях — медицинских работниках, преподавателях общеобразовательных организаций, детских садов, социальных работников, а также в культуре.

В целом повышение оплаты труда охватывает в республике около 116 тысяч человек, занятых в бюджетной сфере.

В 2018 году мы выдерживаем показатели до 100% оплаты труда целевым категориям от среднего трудового дохода в целом по региону и 200% по врачам с высшим образованием. Кроме того, было принято решение об индексации на 4% прочим бюджетникам. И третья позиция — повышение минимального размера оплаты труда.

На эти цели в текущем году нам потребовалось дополнительно до 13 млрд рублей. Из них на данный момент на целевые категории средства предусмотрены полностью. Кроме этого, 1 млрд рублей заложен на индексацию в размере 4%. Вместе с тем над повышением МРОТ нам пришлось серьезно поработать.

Напомню, что с 1 мая 2018 года на всей территории России МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума. В Якутии (с учетом северных надбавок и районных коэффициентов) — от 27 тысяч рублей в центральной, средней зоне и до 31 тысяч рублей в арктических и северных районах.

По расчетам Минтруда РС(Я) потребность составляла от 4 до 4,3 млрд рублей. При этом стоит отметить, что Якутия — один из немногих субъектов, где с 2014 года МРОТ выплачивается на уровне прожиточного минимума. На данный момент он составляет порядка 17 600 рублей.

Безусловно, такие объемы для повышения МРОТ в первоначальном бюджете не были предусмотрены, и мы предприняли усилия по перераспределению средств. Таким образом аккумулировали порядка 11,2 млрд рублей, в том числе была учтена и дополнительная федеральная поддержка в размере 1,38 млрд рублей. При этом у нас сохраняется потребность порядка 2 млрд рублей, которые необходимо изыскать.

В целом повышение оплаты труда охватывает в республике около 116 тысяч человек, занятых в бюджетной сфере.

Нужно отметить, что по итогам 2017 года Фонд оплаты труда в расходах бюджета республики составил около 70 млрд, а в 2018 году — порядка 82 млрд рублей. Конечно, это требует усилий по структурированию наших расходов, проведению определенной политики бюджетных расходов, направленной на приоритизацию направлений.

ГОСДОЛГ СНИЗИТСЯ

— Республика отказалась от участия в программе реструктуризации долгов регионов и предпочла выпуск облигационных займов. Почему был выбран такой вариант?

— В 2017 году Президент РФ принял решение о реструктуризации ранее выданных бюджетных кредитов. При этом подчеркивалось, что участие в данной программе будет носить добровольный характер.

Темпы роста экономики в Якутии с начала года составляют порядка 6%, что выше среднероссийского уровня.

Поскольку республика входит в первую группу регионов с высокой долговой устойчивостью, это позволяет нам не участвовать в программе так же, как и другим пяти регионам.

Если бы мы приняли решение войти в программу, то, по нашим расчетам, в течение пяти лет пришлось бы принимать бюджет с «искусственным» профицитом. То есть часть собственных доходов необходимо было бы направлять не на развитие региона, а на погашение госдолга. Это, в свою очередь, повлекло бы существенное сокращение расходов бюджета.

Поскольку по прогнозу наши собственные налоговые и неналоговые доходы даже в трехлетнем бюджете растут не такими высокими темпами, то мы были бы ограничены в рефинансировании на рынке капитала. В таком случае пришлось бы отвлекать собственные доходы на погашение госдолга.

Поэтому было принято решение остаться в рамках действующих соглашений с Минфином РФ, рефинансируя бюджетные кредиты облигационными займами, которые мы также планируем разместить и в этом году сроком до семи лет с мягким графиком погашения.

— Как происходит замещение дорогих коммерческих кредитов и какая экономия от этого? Как влияет увеличение объемов облигационных займов на обслуживание госдолга?

— В этом году мы провели мероприятия, запланированные в программе госзаимствований. В апреле заместили 3,4 млрд рублей банковских кредитов, снизив ставку с 10,5% до 7,5% годовых.

Кроме того, второй способ — это подписание дополнительных соглашений по кредитным договорам с банками. Сегодня 1,1 млрд рублей банковских кредитов по ставке 9% заменили на сниженную ставку 7,8%. То есть в целом мы уже провели рефинансирование кредитов на сумму 4,5 млрд рублей, сэкономив для бюджета 189 млн рублей.

Необходимо отметить, что в структуре госдолга республики 32% занимают государственные облигации. Мировая практика и управление госдолгом подчеркивают, что предпочтение отдается облигациям. Потому что они имеют более длительный срок обращения и погашения, в отличие от банковских кредитов. При этом ставка по облигациям, как правило, ниже.

— Что означает и чем грозит перерасчет верхнего предела госдолга республики?

— На самом деле это абсолютно техническая процедура, но она очень важна. Принимая закон о бюджете, мы определяем для себя верхний предел государственного долга, который может быть в течение года достигнут, и ни в коем случае не превысить его.

Например, на 1 января 2019 года предел госдолга установлен в размере 53 с небольшим млрд рублей. И в конце нашего трехлетнего бюджетного периода долг снизится и составит 52 млрд рублей.

Для нас это важный показатель контроля с точки зрения долговой нагрузки. Сейчас она составляет 47% от собственных налоговых и неналоговых доходов и должна остаться на том же уровне. Только при этих условиях мы входим в первую группу регионов, которые оцениваются Минфином РФ как субъекты с высокой долговой устойчивостью. В нее входит 35 регионов, и Якутия занимает 30-ю позицию.

ЭФФЕКТ РАСТУЩЕЙ ЭКОНОМИКИ

— Якутия на протяжении нескольких лет получает высокую оценку по качеству управления региональными финансами. По каким критериям проводится мониторинг и где следует подтянуться?

— Минфин РФ проводит такую оценку ежегодно. Это делается по семи разделам, где учитывается 54 показателя.

Традиционно высокую оценку по итогам 2015-2016 годов мы получали по таким показателям, как бюджетное планирование, финансовые взаимоотношения с муниципальными образованиями и еще одному важному критерию — выполнению «майских» указов Президента РФ.

При этом есть направления, по которым необходимо усилить работу. Это касается открытости бюджетного процесса, стоит задача по снижению долговых обязательств госпредприятий. Помимо этого, предстоит работать над повышением числа госучреждений, по которым должны быть установлены санкции за неисполнение государственных заданий.

— Текущие макроэкономические показатели развития республики характеризуются положительной динамикой. Именно они являются основой для расчета кредитного рейтинга региона. Каковы сегодня позиции Якутии?

— Действительно, темпы роста экономики с начала года составляют порядка 6%, что выше среднероссийского уровня. Соответственно, это сказывается и на объеме поступлений доходов в бюджет.

По итогам четырех месяцев в казну поступило 59 млрд рублей, что составляет около 30% от плана. Поступление налоговых доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года идет с ростом.

Но следует отметить, что наряду с этим происходит и рост расходов. Это обусловлено объективными причинами — увеличены ассигнования на повышение оплаты труда и МРОТ, произведена индексация социальных выплат, выросли расходы по медицинскому страхованию неработающего населения.

По наблюдениям, проведенным в феврале, агентство «Standard & Poor’s» присвоило нам рейтинг «ВВ», а «Fitch Ratings» — «ВВВ-», который на тот момент был равен рейтингу России. Это отмечает низкий долг по международным стандартам, устойчивые бюджетные показатели и способность адаптироваться к внешним шокам. Российское агентство АКРА по национальной шкале присвоило «А(RU)». В целом такими рейтингами в различной степени обладают сегодня около 59 субъектов.

РИСКОВАННАЯ «МОДЕЛЬ»

— В последнее время активно обсуждается тема перехода регионов на модельный бюджет. Якутия выступает за поэтапное внедрение нового механизма. Чем это вызвано?

— Безусловно, это серьезное нововведение. В 2016 году Правительство РФ предложило новые механизмы и методы рассмотрения и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на основе инвентаризации расходных полномочий субъектов и муниципалитетов.

Принцип оценки расходных обязательств сводился к оценке средних расходов по каждой отрасли по всей стране. Рассчитывалось, сколько регионы тратят на эти полномочия. Для тех, у кого имеются особенности, связанные с удорожанием стоимости услуг, в том числе для Якутии, были предложены корректирующие коэффициенты.

На наш взгляд, они были предусмотрены не в полной степени и не ко всем полномочиям. Так, по оценке за 2016 год наши расходы должны были составить 144 млрд рублей. По факту же мы потратили 199,4 млрд. В этом смысле модельный бюджет составлял всего 72% от фактических расходов. Например, в образовании превышение составило около 17,5 млрд рублей.

Потому мы обратили внимание, что данные расчеты не совсем точно отражают расходы, особенно дальневосточных и северных регионов. С этим согласны наши коллеги в ДФО. К работе подключилось Минвостокразвития России, и мы внесли достаточно много предложений по совершенствованию методики.

Сейчас фонд финансовой поддержки из федерального центра распределяется по следующему принципу — 70% по традиционной методике и 30% по модельному бюджету. Мы выступаем за то, чтобы это соотношение, или даже 50% на 50%, сохранилось на 2019-2020 годы.

Мы не можем допустить полного перехода, поскольку возникают риски резкого снижения дотаций. Могу привести цифру, что при 100% переходе на модельный бюджет общий объем дотаций для субъектов ДФО снизится на 80 млрд рублей. Необходимо отметить, что на данный момент наша позиция находит понимание в Министерстве финансов России, будет продолжена работа над усовершенствованием методики с учетом предложений регионов.

Источник: газета «Якутия», 17.05.2018 г.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question