Сегодня: 19.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Моногорода: деньги есть, проектов нет

27.04.2017

YKTIMES.RU – За год сумма нарушений, обнаруженных Счетной палатой, увеличилась почти до 966 миллиардов рублей. Главным образом за счет вольных и невольных ошибок в бюджетном и бухгалтерском учете, в финансовой отчетности.

Об этом рассказала председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, отвечая на вопросы читателей «Российской газеты». Около пятисот писем пришло от них на «Деловой завтрак» с главой Счетной палаты. Все послания мы передали Татьяне Алексеевне. На большинство из них она ответила лично адресатам. А наиболее часто повторяющиеся вопросы мы публикуем сегодня.

Моногорода: деньги есть, проектов нет

Суровегина Г.А. : Немного удручает вывод Счетной палаты, что «моногородам деньги не нужны – не осваивают». Лукавство или неведение? Известная практика, что выделенные на проект или грант бюджетные деньги можно получить лишь в конце года. Получается, надо брать займы под проценты, чтобы погасить долг при получении транша. Ни один из опытных чиновников на это не пойдет. Проще вернуть в казну деньги. В идеале нужно, чтобы средства на 2018 год были выписаны в декабре 2016-го и стали доступны в январе-феврале 2018 года… Это азбука… А так каждый думает, что кто-то проценты собирает с депозитов.

Татьяна Голикова: Счетная палата не делала вывода, что «моногородам деньги не нужны – не осваивают». Напротив, государственная поддержка моногородам необходима, но она должна быть эффективной.

Правительством в 2009-2016 годах осуществлялись мероприятия, направленные на улучшение социально-экономического положения моногородов. В рамках антикризисных действий в 2010-2011 годах при финансовой поддержке из федерального бюджета реализовывались комплексные инвестиционные планы развития моногородов. Также правительством организовано ведение комплексного мониторинга социально-экономического положения в моногородах с использованием ГАС «Управление», утверждены критерии отнесения муниципальных образований к моногородам и их перечень. В октябре 2014 года учрежден Фонд развития моногородов, основная задача которого – содействие развитию моногородов за счет реализации на их территориях инвестпроектов. Но пока принимаемые меры носили в основном оперативный характер и не решили задачу стабилизации ситуации.

Увы, пока из-за ряда системных недостатков задача по комплексному развитию моногородов не достигнута, более того, ситуация ухудшается. И основной причиной такого результата является бессистемность.

До сих пор так и не создана сбалансированная и комплексная программа развития моногородов, рассчитанная на долгосрочный период. Утвержденная в конце 2016 года приоритетная программа «Комплексное развитие моногородов» недостаточно проработана и требует корректировки. Анализ организационных документов минэкономразвития, Внешэкономбанка и Фонда развития моногородов свидетельствует о дублировании значительной части их функций по поддержке моногородов. В то же время ни один из федеральных органов исполнительной власти и институтов развития не обладает полной и достоверной информацией об объемах поддержки моногородов и, самое главное, об их эффективности и результативности.

Деятельность Фонда развития моногородов по софинансированию расходов регионов на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов, должного влияния на социально-экономическое развитие моногородов также не оказала. Не менее важен и тот факт, что работа фонда не позволила создать необходимое количество независимых от градообразующих предприятий рабочих мест, которые помогли бы моногороду выйти из категории с наиболее сложной социально-экономической ситуацией.

По оценкам Счетной палаты, выделенные фонду в 2014-2016 годах средства значительно превысили его реальные потребности. Можно вложить очень много денег, но для того, чтобы достигнуть реального результата, необходимо сформировать комплексную государственную политику, стимулирующую переход моногородов к устойчивому саморазвитию, в том числе за счет решения вопросов социальной политики, ответственности бизнеса, диверсификации экономики страны и инновационного развития.

Мы рассчитываем на положительный эффект от программы «Пять шагов благоустройства повседневности», которая начала реализовываться с 1 января 2017 года. В ее рамках за два года во всех 319 моногородах предполагается провести ремонт центральных улиц, обустройство входных групп в поликлиники, подготовку педагогических и медицинских кадров.

Проверьте свой регион

Гладков Игорь Васильевич: Когда региональные счетные палаты будут публичны, как федеральная? Меня интересует отчетность о проверках в Белгородской области, хотелось бы это узнавать не из газет, а на заслуживающем доверие ресурсе.

Татьяна Голикова: Публичность деятельности контрольно-счетных органов закреплена законодательно (6-ФЗ). В соответствии с этим законом они обязаны размещать на своих официальных сайтах в Интернете и публиковать в своих официальных изданиях или других СМИ информацию о проведенных проверках, выявленных нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах.

Между Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами на постоянной основе идет обмен информацией, полученной во время проверок. На портале государственного и муниципального финансового аудита (portal.audit.gov.ru), оператором которого является Счетная палата, также размещается информация о количестве контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных контрольно-счетными органами, и об их результатах.

Правда, Белгородская область пока не публиковала результаты своей деятельности на этом ресурсе. В 2015-2016 годах Счетная палата проводила комплексную проверку в этом регионе, результаты проверки опубликованы в ежемесячном бюллетене.

Бюджет: единство касс

Читатель с электронной почтой 0852-0852: А мне вот интересно, где лежит бюджет России?

Татьяна Голикова: Ресурсы государства консолидированы на едином счете бюджета. Бюджетный кодекс определяет единый счет бюджета как счет, открытый Федеральному казначейству в Центральном банке отдельно по каждому бюджету бюджетной системы страны (федерального, региональных, а также государственных внебюджетных фондов. – Прим. ред.). Это необходимо для учета средств и операций по кассовым поступлениям и выплатам, позволяет реализовать один из принципов бюджетной системы – принцип единства кассы. Система единого счета бюджета гарантирует сохранность государственных ресурсов.

Средства суверенных фондов – Резервного фонда и Фонда национального благосостояния – учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, также открытых Федеральному казначейству в Центральном банке.

Суд да дело

Павел Еремеев: Почему итоговые заключения коллегии Счетной палаты и передача материалов в прокуратуру в большинстве случаев остаются без реакции?

Татьяна Голикова: Не могу согласиться с таким утверждением. Напротив, эффективность межведомственного взаимодействия по противодействию правонарушениям в бюджетно-финансовой сфере постоянно повышается.

Растет и число переданных в прокуратуру, следственные органы СК России, МВД и ФСБ по инициативе Счетной палаты материалов контрольной деятельности. Это 131 материал по итогам 2016 года. Органами предварительного следствия возбуждено 45 уголовных дел. Также органами прокуратуры внесено компетентным должностным лицам 264 представления об устранении нарушений.

К дисциплинарной ответственности привлечены 150 должностных лиц, объявлены предостережения о недопустимости нарушения закона. Материалов много, судами рассмотрено 226 дел об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа на сумму 33,6 миллиона рублей.

Виктор Панков: Татьяна Алексеевна, а на какую сумму выявлен реальный ущерб, нанесенный государству в 2016 году? И сколько возвращено в госказну?

Татьяна Голикова: Определение реального ущерба – это компетенция правоохранительных органов и судов. Мы направляем материалы проверок в прокуратуру, следственные органы, если в ходе контрольных мероприятий выявляем признаки воровства, о котором вы спрашиваете.

Однако у Счетной палаты более обширные задачи. В 2016 году мы провели 320 проверок, охватили более двух тысяч объектов. По сравнению с 2015 годом сумма нарушений заметно возросла, до 965,8 миллиарда рублей. В первую очередь увеличилось количество нарушений в сфере бюджетного и бухгалтерского учета, финансовой отчетности. По итогам контрольных мероприятий Счетной палатой в 2016 году было возмещено более 8 миллиардов рублей.

Сверили расходы

Читатель с электронной почтой swetval: Хотелось бы знать, чем закончилась проверка, связанная с возмещением ущерба гражданам, пострадавшим от пожаров в Хакасии.

Татьяна Голикова: На ликвидацию последствий природных пожаров в апреле 2015 года Республике Хакасия из федерального бюджета выделен межбюджетный трансферт в размере 2,8 миллиарда рублей. Они были предназначены для социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены, а также на строительство и восстановление объектов коммунальной и социальной инфраструктуры. Работы по строительству жилых домов в установленные государственными контрактами сроки не были выполнены (по состоянию на 29 октября 2015 года исполнение составило 4,3 процента). По результатам проверки для устранения выявленных нарушений правительству Республики было направлено представление Счетной палаты.

В январе 2017 года в Республике Хакасия была проведена плановая проверка исполнения представления Счетной палаты. В 2015-2016 годах в районах республики за счет средств федерального бюджета в размере 2,6 миллиарда рублей построено 1120 жилых помещений для пострадавших граждан, 104 жилых помещения муниципальной собственности, в 37 поврежденных жилых помещениях проведен капитальный ремонт.

При проведении проверки установлено, что в жилых помещениях, построенных вместо признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров 2015 года, имеются дефекты в строительстве и жалобы со стороны жителей на качество построенного жилья. В части построенных жилых домов наблюдаются повышенная влажность, грибок, трещины бетонной отмостки, также имеются отдельные строительные дефекты капитального характера.

Наибольшее количество претензий со стороны жителей на качество построенного жилья зафиксировано в п. Шира Ширинского района. По данным фактам направлено обращение в Генеральную прокуратуру. По результатам проверки также направлено представление Счетной палаты главе Республики Хакасия, срок исполнения которого не истек.

Ким Игорь Михайлович из Хабаровска: Уважаемая Татьяна Алексеевна, озвучьте, пожалуйста, сумму, выделенную из казны минвостокразвития на 2016 год. Насколько эффективно, по вашему мнению, израсходованы эти средства?

Татьяна Голикова: В 2016 году минвостокразвития были предусмотрены бюджетные средства на 18,4 миллиарда рублей, из них непосредственно на содержание министерства – 2,6 миллиарда рублей, а на содержание трех «институтов развития» Дальнего Востока – 1,6 миллиарда рублей. Исполнение расходов федерального бюджета на 1 января 2017 года составило 17,9 миллиарда рублей (97,3%). Фактические расходы на содержание министерства и «институтов развития» в 2016 году составили 3 миллиарда рублей, или 16,6% от запланированного бюджетом на 2016 год.

В настоящее время в минвостокразвития Счетной палатой проводится внешняя проверка бюджетной отчетности за 2016 год, результаты которой будут рассмотрены на коллегии Счетной палаты в мае текущего года.

Наряду с оценкой эффективности госпрограммы Счетная палата в 2017 году будет проводить ряд «тематических» проверок результативности и целевого использования бюджетных средств на Дальнем Востоке: это проверка создания и функционирования в ДФО территорий опережающего социально-экономического развития, осуществления бюджетных инвестиций в объекты госсобственности в Магаданской области, а также анализ состояния консолидированных бюджетов регионов ДФО.

Результаты этих проверок позволят более комплексно определить качество управления минвостокразвития социально-экономическим развитием Дальнего Востока.

 

Татьяна Зыкова.

Источник: “Российская газета“.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question