Сегодня: 19.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Мы вас не больно сократим!

18.05.2019

YKTIMES.RU – Правительство республики готовится освободиться от всего «избыточного». Все первым делом подумали о праздниках, выездах делегаций, всевозможных «днях Якутии» там и сям, но нет… Избыточны по нынешним временам школы, больницы, дома культуры и другие социальные объекты в небольших селах. Не все. Но многие, пишет газета “Якутск Вечерний“.

Главы районов бьют тревогу: без социальных объектов жители начнут просто покидать села и перебираться в города и районные центры, в которых нет для них работы, да и социальная и инженерная инфраструктуры не потянут.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 666… ТО ЕСТЬ № 202

В июне 2018 г. правительство республики выпустило постановление № 202, которое устанавливает стандарты минимума объектов социальной инфраструктуры. Согласно этому постановлению, быть ли в маленьком населенном пункте второй школе или больнице, зависит в первую очередь от количества жителей. Небольшим селам, где проживает до тысячи человек, положена одна школа или один детский сад. Если речь о более крупных поселениях — до десяти тысяч человек, то на каждые полторы тысячи человек должна быть школа, а на каждую тысячу — один детсад. Схожая градация определена и для системы здравоохранения.

К примеру, деревням до 600 человек требуются фельдшерско-акушерские пункты, более крупные села должны обслуживать врачебные амбулатории, в поселениях до трех тысяч человек нужны уже полноценные участковые больницы. Центры социального обслуживания пожилых и инвалидов рекомендуется поэтапно передать некоммерческим организациям. На этой неделе администрации районов попробовали примерить на себя все эти указания, и некоторые уже пришли в ужас. И хотя решения в рамках «оптимизации» преподносятся как рекомендательные, понятно, что на самом деле власти ждут от муниципалитетов сокращений. Денег нет, надо держаться.

«ЭТО ИСТРЕБЛЕНИЕ!»

На этой неделе в Ил Тумэне обсуждали грядущие изменения, которые принесет это постановление. Настроение у большинства участников оказалось откровенно пессимистичным. Так, Тикси может остаться без культурного центра с кинотеатром, Чокурдах — без Детской школы искусств. Сами виноваты: мало населения. При этом логика действий такова, что должна привести к еще большему оттоку населения и, соответственно, к новым пересмотрам перечней. Депутаты и главы муниципальных образований, не стесняясь, высказывали сомнение в целесообразности подобных решений.

Иван ПАВЛОВ, глава Момского района: — Это постановление предполагает у нас ликвидацию трех детских садов и трех школ в отдаленных наслегах, плюс еще три реорганизации детских садов, то есть всего девять учреждений. У нас приблизительно где-то 68-69 штатных единиц будут оптимизированы. Самый больной вопрос, который больше всего беспокоит, что мы не сможем обеспечить нормальное проживание, питание. По предполагаемой схеме дети из населенных пунктов, где будут ликвидированы школы и сады, должны учиться в районных центрах и жить в семьях. Как проконтролировать, чем они там питаются?

— Каких семьях?

— Мы должны найти семьи, которые будут присматривать за этими детьми. Но ведь сегодня вопрос воспитания детей очень строго регламентируется законодательством. Взять чужого ребенка на воспитание, обеспечивать ему нормальные условия жизни и учебы — это большая ответственность. К тому же оторванность от родителей… Необходимо построить нормальный интернат, подготовить воспитателей, установить распорядок дня. В Советском Союзе мы имели опыт интернатов, это скорее было отрицательное явление. Еще встает вопрос перевозки, ведь сегодня мы не обеспечиваем население малой авиацией. Как будем возить детей? На лодках? У нас село Чумпу-Кытыл находится в 180 км от центра, Улахан-Чистай — в 400 км. Вот такие у нас расстояния. Если закроются школы, то уедет из села не один учитель, а вся его семья, поэтому оптимизация несет большую угрозу. Если все просто уедут, то мы закроем наслег, то есть закроем историю, будут брошены большие территории, сельское хозяйство придет в упадок. Начнется отток населения, человеческого фонда.
Главы наслегов выступают против этого, они пишут письма. Нам звонят и старожилы. Однозначно у нас будет отток населения из наслегов, которые только начинают возрождать сельское хозяйство. По сравнению с 2018 годом, у нас идет резкое увеличение рождаемости. И постановлением № 202 все это мы опять, как говорится, прикроем.

— Предполагаются ли у вас изменения в системе здравоохранения и культуре?

— Да, в нашем районном центре закрывается тубдиспансер — это 19 штатных единиц и техработники. Главврач районной больницы уверяет, что все пройдет безболезненно, но факт-то в том, что диспансер закрывается! В части культуры работа проделана, и по всем критериям и параметрам наша Детская школа искусств остается. У нас есть сроки, и мы должны будем соответствовать стандартам уже в сентябре.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИЯ

Но есть среди муниципалов и те, кто демонстрирует благодушие и оптимизм. К примеру, администрация Хангаласского улуса, на территории которого «обкатывали» новые стандарты в порядке эксперимента, уверена, что стало лучше.

Гаврил АЛЕКСЕЕВ, глава Хангаласского района: — Я бы сказал, что это не оптимизация, а скорее систематизация бюджетной сферы. Работа по упорядочению юрлиц у нас ведется с 2009 года. В прошлом году было ликвидировано 16 юридических лиц, что повлекло сокращение управленческого персонала, систематизацию педагогического персонала. Благодаря совместной работе с правительством, сейчас ведется строительство национальной школы в селе Октемцы, которое тоже попадет под единое юридическое лицо. Не секрет, что сеть учреждений здравоохранения находится в не очень хорошем состоянии. Если позволяют возможности, там, где у нас есть холодные фельдшерско-акушерские пункты, можно объединить их со школами, конечно, при наличии отдельного входа. Это будет единый социальный комплекс для населения, а район получает определенную экономию расходов на содержании объектов, потому что часть их будет компенсироваться за счет республиканского бюджета.

ЧЕГО ЖДАТЬ?

Власти убеждают: основное направление этой «резни по живому» имеет административный характер. В первую очередь под сокращение должны попадать АУПы — административноуправленческие аппараты. Лишние замы, бухгалтера, специалисты, завхозы. Объекты образования, здравоохранения и культуры ждут объединения в одно юридическое лицо, ряд услуг переводят на аутсорсинг и т. д. Сокращение бюджетных рабочих мест тоже неизбежно. Выступая вчера, 16 мая, на пресс-конференции, премьер-министр Владимир Солодов заверял: бросать быв- ших бюджетников на произвол судьбы не планируется, особенно в маленьких населенных пунктах, не богатых вакансиями. Каждому работнику, попавшему под сокращение, обещают помощь в дальнейшем трудоустройстве. Если в результате всех вышеперечисленных изменений удастся сэкономить средства, то не менее половины средств должно остаться в муниципальном районе и направляться в ту же сферу.

Владимир СОЛОДОВ, председатель правительства республики: — Тема реорганизации сети учреждений социальной сферы — наиболее актуальная и волнующая население. В последние годы мы наблюдали скачкообразный рост расходов на социальную сферу. Более 50% консолидированного бюджета республики расходуется на содержание социальной сферы. С одной стороны, мы на деле подтверждаем социальный статус нашей республики. С другой — этот рост грозит стать неуправляемым.

Напомню, в июне прошлого года правительство столкнулось с серьезным дефицитом госбюджета, он превышал 15 млрд руб. В этот период было принято решение упорядочить сеть наших социальных учреждений. Подходы к этому были обозначены в 202-м постановлении правительства. Могу сразу сказать, что оно не является догмой, это не указание к действию, это ориентир. Постановление устанавливает подходы, в соответствии с которыми в каждом муниципалитете должны разработать свое видение оптимизации, свои планы, которые будут внедряться только с 1 сентября 2020 года. У нас в запасе один год и три с небольшим месяца до реализации этих изменений. В пилотном порядке мы весь процесс отработали от и до с Хангаласким районом. Этот процесс, безусловно, носит двусторонний характер. Сразу хочу сказать, что экономия средств не относится к основным целям реализации постановления. Наша цель — повысить качество государственных услуг в каждой сфере жизни.

ДОРОГИЕ ШКОЛЬНИКИ

Больше всего вопросов, конечно же, вызывают перемены в области образования, поскольку они напрямую касаются детей. Оптимизация грозит школам, отличившимся низким качеством обучения и при этом имеющим зашкаливающие расходы на содержание.

В среднем каждый ученик обходится бюджету республики в 217 тыс. руб., но, как оказывается, есть школы, в которых этот показатель переваливает за 500 тыс. руб. и даже далеко за миллион руб. К примеру, две такие малокомплектные школы есть в оймяконских селах Берег-Юрдя и Хара-Тумул и одна — в сунтарском селе Толон.

Детям, для которых двери их родных школ больше не откроются, придется либо учиться в ближайшем населенном пункте, либо переехать в админи- стративный центр. Последнее грозит только ученикам средних и старших классов. Вопрос, с кем будут жить школьники в чужом месте, пока остается открытым. Про приемные семьи много говорят, но не у всех есть родственники в центрах, а отдавать детей в чужие семьи, мягко говоря, страшно. Интернатов для них пока не построено. Как быть, правительство и само не вполне понимает. Владимир Солодов заверил, что готовы прислушаться к любой идее со стороны муниципалитетов. Также он заявил, что закрывать школы в труднодоступных селах, где поблизости нет альтернативы для учебы, не планируется. В таких случаях главам районов и Минобрнауки придется в частном порядке думать, как повысить качество образования и при этом снизить расходы.

Владимир СОЛОДОВ, председатель правительства республики: — Расходы на образование с 2012–2019 гг. увеличились с 40 млрд до 70 млрд руб., но если смотреть на качественные показания, то они, к сожалению, в последнее время имеют тенденцию к снижению. Возьмем средний балл ЕГЭ. Если пять–семь лет назад мы были в «зеленой» зоне, то есть результат был выше среднероссийских, то сейчас планомерно по всем предметам качество стало ниже, чем в среднем по России. Есть школы, которыми мы гордимся, но есть такие, где демонстрируют неудовлетворительное качество, в которых несколько лет подряд ни один ребенок не поступает в вузы, а средний балл ЕГЭ не дотягивает до минимального! Мы не можем с этой ситуацией мириться. Вторая сопутствующая задача — мы должны остаться в том же бюджете, но при этом обеспечить рост качества. При этом у нас нет задачи сэкономить на сфере образования. Наша задача, чтобы каждый вложенный рубль давал максимальный эффект с точки зрения качества.

«ДВОЙКА» ЗА ОТКРЫТОСТЬ

Как признал сам Владимир Солодов, рекомендательное постановление № 202 осталось многими непонятым. Пока оно только настроило часть депутатов и муниципалов против планов правительства, да еще перепугало людей, которые активно рассылают друг другу устрашающие цифры по грядущим сокращениям. Премьер-министр Якутии даже задумался о том, чтобы давать разъяснения через прямые трансляции в своем «Инстаграме». На местах же растолковывать все тонкости реформы будет рабочая группа под руководством председателя правительства и его замов. В ближайшие три месяца они собираются объехать почти все районы. С сентября этого года районы займутся «переделкой» социальной сферы, которая должна завершиться 1 сентября 2020 года.

Ксения ГАБЫШЕВА.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question