Сегодня: 25.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Официоз по поводу – обращение редакторов республиканских изданий

24.09.2016

YKTIMES.RUВиталий Андрианов, главный редактор газеты “Якутия”:

Уважаемый читатель! В следующем году газете «Якутия» исполняется 100 лет. Мы не хотим, чтобы газета пришла к этой серьезной дате в образе дряхлого очевидца старины глубокой, который мечтает только отпраздновать юбилей и, тихо зачахнув, уйти в тишину пыльных архивов и покой библиотечных стеллажей. Нет, мы хотим, чтобы «Якутия» жила дальше, а к юбилею подошла бодрой и свежей, сильной и обновленной! И так будет!

С января следующего, юбилейного для нас года, «Якутия» поменяет свой формат. Примерный образец новой газеты вы смогли увидеть уже сегодня, 23 сентября. Это специальный выпуск, посвященный дальневосточному гектару. Спецвыпуски газеты будут посвящены разным темам, но в соответствии с базовыми принципами: актуальность и максимальный информационный охват, освещение тех или иных проблемы с самых разных ракурсов, компетентность, релевантность, адекватность повестке дня.

Помимо этого останутся и регулярные выпуски, посвященные не одной единственной теме, но скомпонованные по проектному принципу. Мы будем работать проектами, это примерно как программный принцип в государственном планировании. Вообще, матричная структура, проектный подход, программное планирование – это достаточно давно известные модели, появились они даже не в этом веке.

Почему мы переходим на них только сейчас? А вот это вопрос сложный, мы ведь этими своими решениями даже не опережаем свое время, а скорее нагоняем норовящий уйти поезд современности. В этом же, наверное, причина скепсиса и упреков, которые уже начали звучать в наш адрес. Возможно, происходящие в печатных госСМИ перемены были не так заметны, что у кого-то сложилась стойкое мнение, что само понятие «газета», и конкретно «Якутия», это исключительно тот вид, к которому все успели прочно привыкнуть. Но если бы она не менялась, то не прожила бы до ста, а мы хотим, чтобы были еще и следующие юбилеи.

Второе важное решение, с которым мы входим в юбилейный год – уход от принципа «заплатил – получил газету». «Якутия» не будет продаваться, при том, что институт подписки остается, доставку газеты можно заказать, а нынешним подписчикам подписка автоматически продлевается на следующий год. Помимо этого будут работать и другие каналы доставки газеты до читателя. И это тоже веление времени.

Я помню, как еще лет 15 назад Леонид Левин увлеченно рассказывал студентам о своем успешном опыте создания газеты бесплатных объявлений, о том, что платное распространение мешало добиться необходимого для эффективности размера тиража. «Якутия» — не газета объявлений, но газета, которая работает с социально значимой информацией. Для нас еще важнее, чтобы изживший себя принцип «заплатил – получил газету» не стоял на пути эффективности, для достижения которой необходима максимальная доступность для читателя.

Проблема снижения тиражей стоит не первый день, этот процесс начался давно. И обсуждение проблемы идет не первый год на профессиональных медиа-форумах, издательских дискуссионных площадках. Один из озвученных вариантов: не гнаться за охватом и тиражностью, а повышать статусность издания.

Давайте попробуем представить себе такую «статусную» газету: тираж 3 тысячи экземпляров, каждый номер стоит сто рублей, ее покупают люди высокого социального статуса, и они эту газету даже не читают – достаточно просто держать ее в руке или на столе, чтобы продемонстрировать свою принадлежность к определенной группе, «клубу» (да, еще некоторые эксперты дорисовывают картину – «с сигарой в руке»). А дальше остается сотрудникам редакции раздать золотые значки с логотипом, запонки с алмазами и надеть белые перчатки. И будет в чистом виде элитарное издание для элиты и ради элиты, ну, или печатный орган кружка любителей старины «Мой любимый XX век». Кому-то такой вариант может очень понравиться. Но для государственного средства массовой информации это неприемлемо.

Мы должны обеспечить граждан общественно значимой информацией, информацией о деятельности органов государственной власти, о позиции органов власти, о том, что происходит в республике, о том, как живут ее граждане в самых отдаленных уголках, встретиться с ними, познакомиться, рассказать. Причем всей полнотой информации, а не только по принципу высокой драматургии с обязательным ярким конфликтом, закрученной интригой и контрастными персонажами. И эта информация должна быть по-настоящему доступна для каждого читателя.

Тогда государственные газеты, изданные на средства налогоплательщиков, станут по-настоящему народными.

Прокопий Бубякин, заместитель главного редактора газеты “Саха сирэ”:

— Я уже несколько лет занимаюсь организацией подписных кампаний изданий нашего холдинга — объездил практически все улусы республики. Со своими читателями встречался в сельских клубах, совершал подомовой обход, общался с домохозяйками и домохозяинами.

Замечаю, что люди всех возрастов активно пользуются смартфонами и другими гаджетами. Например, мой тесть, который еще два года назад сердился при одном упоминание о том, что нужно что-то прочитать в WhatsApp, сейчас сам частенько им пользуется, чтобы отправить фото и видео.

Даже в тех селах, куда не пришел еще быстрый интернет, люди умудряются читать информацию, вставая для этого в пять утра, когда сеть не нагружена.

Распространяемый в соцсетях контент очень часто бывает низкого качества и содержит откровенную ложь, зато он бесплатный. Поэтому я поддерживаю реформы Ил Дархана и руководства холдинга «Сахамедиа» по интернетизации государственных СМИ. Это позволит обеспечить качественным мобильным контентом всех жителей республики.

Мне коллеги из частных издательств постоянно говорят, что государственные СМИ им напоминают райские островки счастья, где всегда тепло и уютно. Но в мире нет ничего постоянного, и любую тихую гавань может разрушить сильный шторм. Не надо быть мужиком, который ждет грома, чтобы перекреститься. Для нас в первую очередь важен читатель, чтобы удержать его внимание, нужно идти на неординарные меры.

Бесплатные газеты, как и бесплатная медицина или бесплатное образование, – это серьезный и смелый шаг, который многие могут начать критиковать. Но пятидесятитысячный тираж против сегодняшних десяти тысячи – внушительный аргумент. Каждый журналист хочет, чтобы его тексты читало как можно больше людей. Тысяча хорошо, а десять тысяч — лучше, сто тысяч – супер! Возможно, это ударит по подписке других газет: сложно продать «эскимо», когда рядом его раздают бесплатно. Но что поделать, таковы принципы конкуренции.

Спешу успокоить, знакомый нам бумажный формат газеты не исчезнет! Как и раньше читатели будут наслаждаться любимой газетой. Теперь в нее будут входить лучшие и наиболее интересные материалы, не зависящие от времени и интересные даже через полгода.

Я считаю себя журналистом эпохи бумажной газеты и всегда буду болеть вместе со своими коллегами за будущее национальной печати. Все эти годы я призывал якутян подписываться на «Саха сирэ»: иногда получалось легко, иногда — со скрипом.

Теперь же я искренне рад, что наша газета дойдет до каждого человека, независимо от его социального статуса и финансовых возможностей.

Источник: ЯСИА.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question