Сегодня: 28.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

ОНФ: при реорганизации медучреждений нужно посоветоваться с народом

22.02.2017

YKTIMES.RU – Законопроект, предлагающий проводить предварительную оценку решений по ликвидации и реорганизации медучреждений, который находится на рассмотрении Госдумы, касается только юридических лиц и никак не регулирует сокращение амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), офисов врачей общей практики. Поэтому ко второму чтению необходимо внести поправки, обязывающие проводить общественные слушания при принятии решений о любых организационно-штатных мероприятиях, влекущих ликвидацию медорганизации, ее структурных подразделений, уменьшение ее мощности, сокращение персонала. С таким предложением выступили активисты Народного фронта по итогам обсуждения этой темы в ходе круглого стола с участием представителей медицинского сообщества из разных регионов страны, депутатов Госдумы и представителей Минздрава, сообщает пресс-служба фронта.

«После того как крайне болезненную для людей тему о массовых сокращениях медицинских учреждений – порой оправданных, порой необъяснимых логикой, но всегда внезапных для граждан – мы в сентябре 2015 г. обсудили с президентом страны Владимиром Путиным на форуме ОНФ «За качественную и доступную медицину!», глава государства дал поручение проработать вопрос о проведении обязательных общественных слушаний при принятии решений, касающихся реорганизации или ликвидации медорганизаций. И уже в марте 2016 г. Госдума приняла в первом чтении соответствующие поправки в закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Но уже тогда мы подчеркивали, что принятая в первом чтении версия законопроекта, согласно которому решения о реорганизации или ликвидации медучреждений будет приниматься на основании положительного заключения некой комиссии, созданной в субъекте, не отвечает поручению президента, так как глава государства поставил задачу учета мнения граждан, проживающих на территориях», – отметил член Центрального штаба ОНФ, руководитель рабочей группы Народного фронта «Социальная справедливость» Михаил Шмаков.

Поэтому, заявил он, законопроект необходимо доработать ко второму чтению и прописать механизм учета мнения населения. Тем более что сигналы о массовых закрытиях медучреждений продолжают поступать из разных регионов, то есть острота проблемы не снижается. Он подчеркнул, что корень проблем, связанных с сокращением врачей, коек и закрытием больниц, – в финансовых, экономических вопросах, в позиции Минфина, а не в вопросах непосредственно здравоохранения, тем не менее Народный фронт видит своей задачей сделать все возможное, чтобы помочь минимизировать потери при принятии подобных вынужденных решений.

В свою очередь член Центрального штаба ОНФ, президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль отметил, что основная масса сокращений и ликвидаций медучреждений уже прошла в предыдущие годы, и теперь стоит задача не допустить еще большего ухудшения ситуации, сохранить для граждан возможность пользоваться теми медуслугами, которые у них имеются сейчас.

«Мы провели опрос по регионам и только 25–30% медицинских организаций ответили нам, что у них нет проблем с сокращением объемов медпомощи. Остальные сообщают, что пациенты жалуются на очереди к врачам, на то, что теперь приходится ехать на большие расстояния, с пересадками, чтобы добраться до врача. Причем жалуются не только старики, но и молодежь. Невозможно поставить в каждой деревне роддом, но обеспечить нормативный объем медицинских услуг гражданам власть обязана», – сказал Рошаль.

Участники круглого стола отметили, что принятый в прошлом году в первом чтении законопроект предусматривает, что решение о сокращении лечебного учреждения допускается только на основании положительного заключения комиссии, при оценке последствий такого решения. При этом порядок организации таких комиссий, определения ее состава отдан на откуп субъектам РФ. Учет мнения граждан предусматривался только при ликвидации единственной муниципальной медицинской организации. При этом в законопроекте не прописано, как данный учет мнения должен осуществляться. Недавно предложенный на площадке Госдумы текст законопроекта ко второму чтению предполагает включение в комиссии профессиональных медицинских организаций, организаций пациентов.

Однако эксперты Народного фронта обратили внимание на то, что в большинстве субъектов страны, не говоря уже о муниципалитетах, нет организаций пациентов, представители которых должны быть в составе таких комиссий. А значит, учет мнения местных жителей исключается и привлечение комиссии к оценке последствий реорганизации теряет смысл.

Отвечая на вопрос участников круглого стола о том, почему исполнители поручения президента так настойчиво отказываются от общественных слушаний, напрямую в нем упомянутых, депутат Госдумы Николай Герасименко сослался на мнение экспертов, участвовавших в подготовке законопроекта, которые указали, что на проведение слушаний надо будет закладывать отдельные средства. А представитель Минздрава России Екатерина Какорина сообщила, что ведомство дало регионам рекомендацию проводить такие слушания, но лишь в случаях планируемой ликвидации медорганизаций.

Активисты Народного фронта также отметили, что существующий вариант законопроекта не способен решить проблему сокращения амбулаторий, ФАПов, офисов врачей общей практики. Они обратили внимание на то, что в законодательстве термины «реорганизация» и «ликвидация» используются исключительно применительно к юридическому лицу, а понятие «структурное подразделение» медицинской организации в подзаконных актах размыто и не имеет однозначного толкования. А статусом юридического лица, как правило, обладает лишь центральная районная больница, в составе которой могут действовать участковая больница, родильные дома и отделения, амбулатория, ФАП, офис врача общей практики, а также отделения этих подразделений. Все эти подразделения не являются юридическими лицами, а значит, их фактическое закрытие не подпадает ни под понятие «ликвидация», ни под понятие «реорганизация». И значит, все перечисленные изменения не подпадут под требование о проведении оценки со стороны той самой комиссией.

По мнению экспертов ОНФ, в случае одобрения Госдумой нынешней версии законопроекта это мало изменит ситуацию – закрывать медицинские подразделения на территории конкретного муниципалитета, а значит, ухудшать доступность медпомощи можно будет по-прежнему без всяких согласований.

«Поэтому для обеспечения эффективной работы закона и, значит, исполнения поручения президента страны требуется учесть в положениях обсуждаемого документа все способы и механизмы, которые используются на практике при сокращении объемов медпомощи на местах (включая приказы главврачей об изменениях в штатном расписании, сокращении коечного фонда и т.д.). А основным механизмом учета мнения населения должны стать общественные слушания, по итогам которых публикуется протокол», – подчеркнула член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Ольга Савастьянова.

При этом участники круглого стола предложили исходить из того, что общественные слушания направлены не на блокировку решений о проведении организационно-штатных мероприятий в медучреждениях, а прежде всего на повышение уровня информированности местного населения о грядущих изменениях, коммуникации властей на местах с населением, об альтернативах получения медицинской помощи, о способах решения транспортных проблем, которые возникают в сельской местности при проведении оптимизации.

По итогам круглого стола участники встречи приняли решение направить в комитет Госдумы по охране здоровья предложения ко второму чтению законопроекта, предусматривающие обязательное проведение именно общественных слушаний при принятии решений о проведении любых организационно-штатных мероприятий в медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения, влекущих ликвидацию самой медицинской организации, ее структурных подразделений, уменьшение мощности медицинской организации.

Также эксперты ОНФ рекомендовали включить в проект закона положение о разработке Минздравом России единого порядка проведения таких общественных слушаний, а также о нормативном закреплении понятия «структурное подразделение медицинской организации».

В свою очередь член Центрального штаба ОНФ, председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов заверил, что готов обсуждать и дорабатывать законопроект на площадке комитета с учетом предложений и Народного фронта, и всех заинтересованных сторон.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question