Сегодня: 29.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Поддержкой властей Якутии пользуются всего 1,7% предпринимателей республики

21.10.2021

YKTIMES.RU – Представляем вашему вниманию информацию о результатах контрольного мероприятия Счетной палаты Якутии «Аудит эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», государственной программы по развитию предпринимательства в Республике Саха (Якутия) и реализации антикризисных мер)», опубликованную на сайте ведомства.

***

Постановлением Коллегии Счетной палаты Республики Саха (Якутия) от 07.09.2021 № 22-1 принят отчёт по результатам контрольного мероприятия «Аудит эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», государственной программы по развитию предпринимательства в Республике Саха (Якутия) и реализации антикризисных мер)» (параллельное со Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации).

Период проверки 2019-2020 годы, 1 полугодие 2021 года.

Контрольным мероприятием охвачены 18 объектов, из них 4 министерства республики (Министерство предпринимательства, торговли и туризма, Министерство сельского хозяйства, Министерство экономики, Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий), 3 бюджетных (ГБУ «Агентство по привлечению инвестиций и поддержки экспорта Республики Саха (Якутия)») и автономных учреждения (ГАУ «Центр «Мой бизнес», в том числе реорганизованные ГАУ «Бизнес-инкубатор», АУ «Бизнес-школа», ГАУ «Технопарк «Якутия»), микрокредитная компания «Фонд развития предпринимательства Республики Саха (Якутия)», акционерное общество «Региональная лизинговая компания Республики Саха (Якутия)», 3 муниципальных образования «Посёлок Айхал, «Город Удачный» и «Город Нерюнгри» и 6 субъектов малого и среднего предпринимательства.

В рамках контрольного мероприятия проведено 58 осмотров субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), по которым составлены акты осмотров, на предмет ведения предпринимательской деятельности, использования предметов лизинга и займа, целевое использование средств субсидий и соблюдение условий предоставления государственной поддержки.

По результатам контрольного мероприятия установлено следующее.

В Республике Саха (Якутия) указом Главы приняты и реализуются государственные программы по развитию предпринимательства, сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в которые интегрированы региональные проекты национального проекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в рамках которых предусмотрены мероприятия на создание и содержание инфраструктуры поддержки субъектов МСП и на оказание субъектам МСП различных видов государственной поддержки.

Сравнительный анализ показателей региональных проектов, федеральных проектов и государственных программ показал, что установленные начиная с 2021 года в госпрограмме республики по развитию предпринимательства целевые показатели по основным мероприятиям, связанным с реализацией 3 региональных проектов, не учитывают или в полной мере не учитывают показатели федеральных проектов и, как следствие, национального проекта «МСП и поддержка индивидуальной инициативы».

За период 2019 – 2020 годы и 1 полугодие 2021 года на реализацию мероприятий по предоставлению субсидий субъектам МСП, организациям, образующим инфраструктуру поддержки, моногородам, кассовые расходы составили 1 442 770,5 тыс. рублей, в том числе по средствам из федерального бюджета 992 213,4 тыс. рублей или доля федерального бюджета в общих расходах составила 85 %. Процент исполнения расходов по ним составил 99%, 97%, 27% соответственно. По непрограммным расходам кассовый расход составил 72 979,4 тыс. рублей или процент исполнения 74%, причиной низкого исполнения которых является недостатки в планировании бюджетных средств.

В 2020 году направлено расходов на антикризисные меры поддержки субъектам МСП, в связи с введением ограничительных мер из-за распространения коронавирусной инфекции в рамках госпрограммы и резервного фонда на сумму 104 366,8 тыс. рублей.

Несмотря на весь объем проведенной работы главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств в рамках контрольного мероприятия установлены нарушения и недостатки, которые требуют устранения либо недопущения их в дальнейшей работе.

Анализ нормативных правовых актов республики, устанавливающих порядки и условия предоставления субсидий субъектам МСП, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, моногородам, показал:

– отдельные порядки в нарушение Бюджетного кодекса не соответствуют общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, в части отсутствия в них ссылок на региональные проекты, обеспечивающие достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, а также порядков расчета размера субсидии;

– порядками, которыми установлены условия предоставления субсидий субъектам МСП в целях реализации антикризисных мер, утверждены списки сфер деятельности субъектов МСП, связанные с производством и реализацией подакцизных товаров, не предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации и не соответствующие положениям федерального закона о развитии МСП, в отдельных порядках, периоды по которым производится возмещение затрат не соответствуют периоду введения ограничительных мер на территории республики, в результате Минпредом РС(Я), завышены расходы госбюджета на сумму 15 542,4 тыс. рублей, также установлены условия не соответствующие субсидиям, направленным на возмещение затрат;

– порядок предоставления и распределения субсидий моногородам содержит ссылку на пункт порядка, который в нём отсутствует.

Проверка соблюдения порядка, условий предоставления и целевое использование бюджетных ассигнований, предназначенных на финансирование мер государственной поддержки субъектам МСП показала:

Минпредом РС(Я) нарушены:

– Федеральный закон № 209-ФЗ в части не передачи данных в ФНС России о субъекте МСП, имеющем статус социального предприятия, для включения указанных сведений в Единый реестр субъектов МСП, а также не ведения Перечня субъектов МСП, имеющих статус социального предприятия;

– Бюджетный кодекс РФ, что привело к предоставлению в 2020 году субсидий МКК «ФРП РС(Я)» на сумму 31 387,4 тыс. рублей при отсутствии нормативного правового акта, устанавливающего порядок определения объёма и предоставления субсидий, а также к предоставлению 7 видом субсидий на общую сумму 72 979,4 тыс. рублей при отсутствии их в перечне субсидий, предоставляемых юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг, установленном Законом о госбюджете РС(Я) на 2020 год, необеспечению контроля за получателями субсидий по соблюдению ими условий и целей предоставления субсидий, что привело к нарушениям с их стороны на сумму 30 794,0 тыс. рублей;

– Порядки предоставления субсидий, в части заключения соглашений на общую сумму 510 875,0 тыс. рублей, не в соответствии с типовой формой, утверждённой финансовым органом республики, Правительством республики, что привело к отсутствию в соглашениях существенных условий и обязательств получателей субсидий, неуведомления участников конкурса на получение субсидий об итогах конкурсов, несвоевременного опубликования на официальном сайте протоколов решений Комиссии об итогах конкурса, предоставления субсидии на общую сумму 6 223,8 тыс. рублей при отсутствии соответствующих документов, а также при несоответствии получателей критериям и категориям, несвоевременного перечисления субсидии, неверного определения размера субсидий на сумму 213,1 тыс. рублей, нецелевого использования субсидий на сумму 629,0 тыс. рублей, неэффективного использования субсидий 2 585,5 тыс. рублей, непроведения оценки эффективности использования субсидий, другие нарушения и недостатки.

Мининновации РС(Я) нарушен Бюджетный кодекс РФ в части необеспечения контроля за соблюдением получателем субсидий условий, целей и порядка их предоставления в результате чего ГАУ «Технопарк» допущены риски нецелевого использования бюджетных средств на сумму 1 500,0 тыс. рублей.

Минсельхозом РС(Я) нарушен Бюджетный кодекс в части отсутствия надлежащего контроля за получателями субсидий (грантов), в результате получателями допущены недостатки и риски на сумму 24 322,1 тыс. рублей.

АО «РЛК РС(Я)» нарушены Федеральный закон № 209-ФЗ, ведомственные порядки, в результате чего неправомерно предоставлена финансовая поддержка на сумму 160 235,9 тыс. рублей, не соблюдены условия предоставления бюджетных инвестиций на сумму 515 629,3 тыс. рублей, допущено неэффективное использование бюджетных инвестиций на общую сумму 259 832,2 тыс. рублей.

Оценка эффективности мероприятий по развитию инфраструктуры поддержки субъектов МСП, масштабность и организация их деятельности показала:

В Республике Саха (Якутия) создана инфраструктура поддержки субъектов МСП в виде системы коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющие свою деятельность для обеспечения реализации государственных программ, обеспечивающих условия для создания субъектов МСП, и для оказания им поддержки. По состоянию на 01.07.2021 функционируют 9 инфраструктур поддержки субъектов МСП, из них 4 регионального уровня, финансируемые из федерального и госбюджета РС(Я), 5 муниципального уровня, финансируемые из местных бюджетов, состоящие в Едином реестре инфраструктуры Корпорации развития МСП.

Не состоит в Едином реестре инфраструктуры поддержки, при этом осуществляет функции Центра поддержки экспорта ГБУ «Агентство ПИ и ПЭ РС(Я)», а с 2021 года АНО «ЦПЭ РС(Я)».

Кассовые расходы по инфраструктуре поддержки за период 2019-2020 годы, 1 полугодие 2021 года составили всего на сумму 970 107 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета 700 465,1 тыс. рублей или их доля составляет 72 %, из них:

– на содержание и обеспечение деятельности инфраструктуры поддержки за счет госбюджета РС(Я) – 226 861,4 тыс. рублей;

– на государственную поддержку МСП в виде оказания комплекса услуг, сервисов и мер Центром «Мой бизнес», региональным центром инжиниринга и центром поддержки экспорта, на развитие региональных гарантийных и микрофинансовых организаций – 743 245,7 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета 700 465,1 тыс. рублей или их доля 94 %.

Расходы бюджета, направленные на мероприятия инфраструктуры поддержки, в 2020 году по сравнению с 2019 годом снизилась на 5 % , при этом штатная численность работников инфраструктуры поддержки практически оставалась на одном уровне 166 единиц. В связи с реорганизацией в 2020 году ГАУ «Центр «Мой бизнес» штатная численность работников инфраструктуры поддержки на 2021 год уменьшилась на 12 % по сравнению с 2020 годом.

Инвестиции в уставный капитал АО «РЛК РС(Я)» осуществлены в 2018 году АО «Корпорация МСП» за счет средств федерального бюджета в сумме 1 500 млн. рублей (75%), Правительством РС(Я) за счет средств госбюджета РС(Я) в сумме 500 млн. рублей (25%), кассовые расходы по договорам лизинга составили за проверяемый период 1 278 598,0 тыс. рублей, в том числе средства госбюджета РС(Я) 44 495, 4 тыс. рублей.

Оценка исполнения ключевых показателей эффективности деятельности 3 инфраструктур поддержки Центра «Мой бизнес», Центра поддержки экспорта, Регионального центра инжиниринга показала, что ГРБС (Минпред РС(Я), Минкономики РС(Я), Мининнвации РС(Я)) не выполняются на должном уровне бюджетные полномочия, установленные статьёй 158 Бюджетного кодекса РФ, в части установления показателей эффективности деятельности инфраструктуры поддержки, предусмотренных для республики, в заключенных соглашениях, обеспечения контроля за эффективностью (результативностью) использования бюджетных средств, планирования значений показателей государственного задания и ключевых показателей эффективности деятельности.

Оценка эффективности деятельности гарантийной и микрокредитной организации, лизинговой компании, исходя из утвержденных критериев показала, что если один из критериев эффективности Фондом (РГО, МФО) и РЛК выполнен (по РГО: отношение действующих поручительств к сумме его гарантийного капитала, по МФО: отношение действующего портфеля займов к сумме субсидий из бюджетов всех уровней, предоставленных государственной МФО, по РЛК: отношение действующего лизингового портфеля, сформированного в рамках поддержки субъектов МСП, оказанной РЛК, к капиталу РЛК), то по второму критерию (выборочная проверка основных показателей деятельности субъектов МСП (выручка, среднесписочная численность работников)) положительная динамика по анализируемым двум показателям отмечается у незначительного количества субъектов МСП, что указывает на наличие иных факторов, влияющих на деятельность субъектов МСП, помимо оказанной государственной поддержки.

Оценка эффективности использования АО «РЛК РС(Я)» предоставленных бюджетных инвестиций Республики Саха (Якутия) показала, что ни один показатель, установленный договором об участии республики на 2019-2020 годы не достигнут, ни по объему лизинговой поддержки, ни по количеству заключенных договоров лизинга в субъектами МСП, зарегистрированными в республике, при этом процент исполнения не превышает 50 %. На 2021 год имеются риски недостижения показателей установленных договором об участии.

Анализ деятельности Фонда за проверяемый период показал следующие негативные тенденции: рост просроченной задолженности по основному долгу микрозаймов (35 % за 1 полугодие 2021 года), прекращение деятельности 8 субъектами МСП с суммой задолженности по основному долгу займа в размере 6 598,8 тыс. рублей, возбуждение уголовных дел в отношении руководителей (бывших) Фонда по заведомо подложным договорам займа.

При этом, сложившаяся отрицательная тенденция по деятельности МФО, ставит под сомнение достигнутые Фондом значения показателя эффективности за 2019, 2020 годы.

Оценка масштабов и востребованности мер поддержки, а также её влияние на показатели сектора МСП показала, что за проверяемый период через Минсельхоз РС(Я), Минпред РС(Я) и его подведомственные организации была оказана финансовая государственная поддержка субъектам МСП всего на сумму 994 283,3 тыс. рублей 1 395 субъектам МСП, в том числе в 2019 году на сумму 410 182,2 тыс. рублей 217 субъектам МСП, в 2020 году на сумму 529 581,2 тыс. рублей 1 131 субъектам МСП, в 1 полугодии 2021 года на сумму 54 519,9 тыс. рублей 47 субъектам МСП. При этом в целях объективности исчисления востребованности поддержки субъектам МСП республики по АО «РЛК РС(Я)» не учтена поддержка субъектам МСП других регионов.

В 2019 году, 1 полугодии 2021 года востребованность на получение финансовой поддержки (субсидии, микрозаймы, поручительства, лизинг) не превышает 1,7% к общему количеству субъектов МСП в республике. В 2020 году за финансовой поддержкой обратилось немногим более 6 %. Рост востребованности финансовой поддержки объясняется беспрецедентными антикризисными мерами, предпринятыми государством в 2020 году, в связи с введением ограничительным мер из-за распространения коронавирусной инфекции.

Кроме финансовой государственной поддержки субъектам МСП республики через инфраструктуры поддержки Центр «Мой бизнес», Региональный центр инжиниринга, Центр поддержки экспорта предоставлялись различные формы поддержки (государственные услуги, имущественная, консультационная, образовательная, инновационная, информационная поддержки). Так, за проверяемый период оказано 72 969 услуг по 6 видам поддержки 21 219 субъектам МСП.

Востребованность поддержек составляет 17 % от общего количества субъектов МСП в 2019 году, 30 % в 2020 году, за 1 полугодие 2021 года 8 %. Значительный рост востребованности связан также с принятием государством антикризисных мер поддержки связи с распространением коронавирусной инфекции.

Выборочная оценка показателей (выручка, среднесписочная численность) субъектов МСП, получивших государственную поддержку через микрофинансовую организацию, региональную гарантийную организацию, региональный центр инжиниринга, центр поддержки экспорта показала, что у 28 % субъектов МСП наблюдалась положительная динамика как по выручке, так и по численности.

Анализ состояния институциональной среды в сфере развития МСП показал, что республикой предпринимаются меры по трансформации делового климата в целях улучшения инвестиционного климата, в том числе связанные с развитием малого предпринимательства. Так, в проверяемом периоде в республике реализовывался План «Быстрых побед», принята Дорожная карта по улучшению инвестиционного климата в Республике Саха (Якутия) на 2021 – 2022 годы. В основу Дорожной карты наряду с предложениями органов власти положены инициативы представителей делового и предпринимательского сообществ. План сформирован по 21 показателю рейтинга и включает 88 мероприятий.

В результате предпринятых мер в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в регионах России, который ежегодно готовит Агентство стратегических инициатив (АСИ) совместно с деловыми объединениями, Республика Саха (Якутия) в 2019 году не входила в ТОП-20 регионов, по итогам 2020 года Республика вошла в первую двадцатку, по итогам 1 полугодия 2021 года вошла в ТОП-10 регионов.

Аудитор Счетной палаты РС(Я) С.С. Олесов.

***

Результаты проверки, кроме других органов валсти Якутии, направлены в Прокуратуру РС(Я).


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question