Сегодня: 19.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Российская огранка – до и после отмены экспортной пошлины на алмазы

31.10.2016

YKTIMES.RU – Руководители российских алмазогранильных предприятий – люди не самые оптимистичные. Они, скорее, производят впечатление целеустремленных и усталых фанатиков, стареющих за решением постоянных проблем, чем жизнерадостных менеджеров, снимающих «сливки» с рынка – особенно во времена образования на нем «пузырей» или восстановления после спада, которое имело место в первой половине 2016 года, пишет Rough&Polished.

Отчасти причина в особенности самой отрасли – надутый «пузырь» цен на алмазное сырье в отсутствие корреляции между ценами на алмазы и бриллианты не сулит гранильным предприятиям ничего хорошего. Но в этом году у российских огранщиков появился новый повод для беспокойства – отмена в сентябре экспортной пошлины на алмазное сырье, ликвидировавшая привилегированные условия для внутреннего рынка. Ситуация для огранщиков настолько обострилась, что, по оценке некоторых участников процесса, 2016 год может стать последним годом существования этой отрасли в прежнем виде. Огранке необходим качественный рывок в эффективности, так как государственных мер поддержки после отмены пошлины будет недостаточно, делает вывод в своем исследовании отрасли Bain.

В России в 2014 году было произведено 300 тыс. каратов бриллиантов, которые оцениваются в $670-680 млн. На Россию пришлось около 3% мирового рынка. 40% общего объема произведенных в РФ бриллиантов приходится на смоленский «Кристалл», 20% – на «Бриллианты АЛРОСА». Согласно исследованию Bain, с 2010 года объем производства бриллиантов в РФ снижается на 7%, причем падает в первую очередь выпуск крупных и средних камней (на 12-13% в год). Доля мелких камней (менее 0,3 карата) выросла с 34% в 2010 году до 47%; в денежном выражении это 20%. Основная категория бриллиантов, производимая в России – это камни весом 0,2-0,29 карата.

Более 90% российских бриллиантов экспортируется, что говорит о том, что производимый ассортимент не востребован на внутреннем рынке ювелирных изделий, который ориентируется на бюджетную продукцию (чек от 15 до 30 тыс. рублей). Как правило, в розничную продажу в России идет импортная мелкая «россыпь» бриллиантов.

Глобально сектор алмазообработки имеет операционную маржу 0-3%. Российские огранщики работают с минимальной или отрицательной рентабельностью. Каждый выживает по-разному:

– «Бриллианты АЛРОСА» являются филиалом АЛРОСА, что позволяет экономить на стоимости сырья;

– смоленский «Кристалл» – госкомпания, что дает возможность получать помощь государства (например, в 2015 году Гохран закупил бриллианты «Кристалла» на 3 млрд рублей);

– компании, входящие в международные группы («Руиз Даймондс» – в группу Льва Леваева, «СД Даймонд» – в группу KGK), финансируются за счет других бизнесов и используют глобальную дистрибьюторскую сеть;

– частные российские компании развивают СП («Саха Даймондс» с «Eurostar Diamond»), для обеспечения доступа к технологиям и международной системе дистрибуции) или вертикально интегрируются в ритейл («ЭПЛ Даймонд»).

Всего в российской огранке работают около 20 компаний, а в отрасли в целом занято около 3 тыс. рабочих.

Основные показатели производителей бриллиантов в РФ в 2015 году, вне Якутии

analyt_31102016_1_rus

Основные показатели якутских алмазогранильных предприятий в 2015 году

analyt_31102016_2_rus

По расчетам экспертов, российские ограночные компании с учетом девальвации рубля конкурентоспособны по сравнению с мировым лидером Индией в категории более 0,3 карата, но только при наличии экспортной пошлины на алмазное сырье в размере 6,5%. В сентябре этого года пошлина была отменена в соответствии с условиями присоединения России к ВТО, несмотря на активные попытки огранщиков, в первую очередь смоленского «Кристалла», добиться отмены этого обязательства. Условия торговли АЛРОСА с клиентами внутреннего рынка и зарубежными покупателями сравнялись, что, по признанию руководства крупнейших российских гранильных предприятий, делает закупки невыгодными. «Сейчас на внутреннем рынке ситуация будет печальная. Нет никакого смысла покупать по ценам, которые ничем не отличаются от экспортных. Наша компания приостановила планы развития, мы затянули пояса», – констатировал руководитель одного из российских клиентов АЛРОСА.

Власти Якутии, где сосредоточены 8 алмазообрабатывающих компаний, на которых приходится 30- 35% общего производства бриллиантов РФ, заявили другую просьбу – обнулить 18-процентный НДС при продаже огранщикам алмазного сырья. По мнению «Кристалла», проблемы с НДС уже нет, ее решила АЛРОСА, предоставляя клиентам отсрочку. Отмена НДС, непопулярная в первую очередь для фискальных органов, обсуждается вместе с рядом других при разработке стратегии развития алмазоперерабатывающей промышленности РФ на период до 2030 года.

Разница в расходах между российскими и индийскими огранщиками объясняется как высокими расходами на персонал в РФ, так и более дорогим финансированием из-за высоких банковских ставок (7-9% в долларах в РФ и около 4% в Индии). Важной составляющей доходов являются операции по перепродаже сырья, но в России на них уходит 3-6 месяцев, в то время как в Индии – несколько дней.

АЛРОСА и огранщики при участии Минфина ведут переговоры о преференциях. Доля российского рынка в продажах АЛРОСА составляет около 10%, но статус АЛРОСА как госкомпании и основного участника алмазно-бриллиантового рынка РФ делает ее одним из ответственных за будущее российской огранки. Кроме того, отмена экспортной пошлины приносит АЛРОСА около 10-11 млрд рублей в год, часть из которых может быть использована для субсидирования обрабатывающей отрасли. АЛРОСА подготовила свои предложения о поддержке огранки. Первое – через институты развития предоставить 1,5 млрд рублей (это сумма закупок алмазов ограночными предприятиями РФ) на субсидирование процентов по кредитам на закупку сырья, финансирование программ техперевооружения и ликвидацию кассовых разрывов. Часть этих денег могут получить ограночные предприятия, входящие в состав АЛРОСА («Бриллианты АЛРОСА» и Барнаульский завод «Кристалл»).

Вторая мера – предоставление огранщикам 90-дневной рассрочки на выплату 40% от стоимости контракта. Сейчас предоставляется рассрочка на 18% (НДС). «В каждом случае все будет индивидуально рассматриваться. Есть предприятия, которые действительно заслуживают такую поддержку, являются нашими постоянными клиентами, на долю которых приходится пусть небольшой, но стабильный объем. Это не посредники, которые у нас покупают камень и перепродают кому-то. Кроме того, не все просят рассрочку – на долю тех, кому нужна рассрочка, приходится не более 2-3% наших продаж», – говорил вице-президент АЛРОСА Ринат Гизатулин.

При этом АЛРОСА не готова дать российским клиентам ценовые преференции (это еще одно из предложений «Кристалла») или вернуться к практике предоставления лотов selected. «Мы уже когда-то проходили эту практику – уже давали российским огранщикам камни со скидкой, и их видели на рынке спустя неделю где-то в Индии, в Сингапуре, в Антверпене», – отметил Гизатулин. Преференции возможны и в рамках обычной деятельности – по признанию некоторых российских клиентов АЛРОСА, на торговой сессии в сентябре, которая прошла уже в условиях отмены экспортной пошлины, монополия компенсировала шоковый эффект от роста цен снижением лимита отбора (обязательной нормы выкупа месячного контракта) с 70% до 50%. Эта мера касалась только внутреннего рынка, для зарубежных покупателей лимит по-прежнему 70%.

Как считает Bain, российским огранщикам для повышения эффективности нужно сосредоточиться на сегменте более 0,3 карата, так как себестоимость более мелких бриллиантов остается существенно выше Индии и имеет ограниченный потенциал для снижения. После отмены пошлины гранильным предприятиям РФ не обойтись без сокращения производственных, а также коммерческих, управленческих и административных затрат, до уровня лучших практик в стране и сопоставимых компаний в Индии. Необходимо развитие собственной дистрибьюторской сети или привлечение иностранных партнеров, а также увеличение продаж мелкому и среднему опту и производителям ювелирных изделий с целью получения премии по цене по сравнению с крупным оптом. Иными словами – распространение практик повышения эффективности, которые уже используются некоторыми участниками рынка.

Игорь Лейкин, Rough&Polished.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question