Сегодня: 19.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Ростехнадзор: причиной декабрьской аварии на газопроводе стали усталостные трещины

27.02.2019

YKTIMES.RU – В период с 24 декабря 2018 года по 6 февраля 2019 года комиссией, сформированной Ленским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) проведено техническое расследование причин аварии, произошедшей 22 декабря на 239 км 1-й нитки магистрального газопровода «Средневилюйское ГКМ – Мастах – Берге – Якутск» АО «Сахатранснефтегаз», говорится в сообщении на сайте ведомства.

При аварии разрушился участок магистрального газопровода протяженностью 15 м, произошел выброс транспортируемого природного газа с последующим взрывом образовавшейся газовоздушной смеси и возгоранием. В результате взрыва и возгорания сгорел участок лесного участка на площади 1,5 гектара, утеряно около 1.6 млн. м3 природного газа, общий размер ущерба с учетом затрат на ликвидацию аварии составил 8262006,04 рублей. Аварийно-восстановительные работы завершены 24.12.2018г. в 17 ч 25 мин, ограничения поставок газа потребителям не допущено.

В целях установления точных причин аварии была создана экспертная группа в составе сотрудников Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт Физико-Технических Проблем Севера имени В.П. Ларионова» Сибирского отделения Российской Академии Наук и экспертной организации ООО «Газэкспертсервис».

В итоге проведенных работ комиссией по расследованию и экспертной группой установлены следующие причины аварии.

Технические причины аварии

Разрушение газопровода произошло при распространении магистральной трещины, очагом которой послужила трещина критических размеров, образовавшаяся при слиянии многочисленных усталостных микротрещин, которые образовались в результате циклического воздействия температурных напряжений и колебаний рабочего давления за время эксплуатации газопровода на коррозионных язвах, являющихся острыми концентраторами напряжений.

Обнаруженное коррозионное повреждение носит локальный характер и обнаружено только в очаге разрушения, на всем остальном протяжении участка газопровода, извлеченного для замены (120 м) коррозионных язв не обнаружено.

Возникновение коррозионных повреждений произошло в результате активизации механизма гальванической или контактной коррозии при контакте или нахождении в непосредственной близости трубопровода проволоки-катанки, обнаруженной в котловане, имеющих различный состав металла (материал трубопровода сталь 14хгс, проволоки – сталь 08кп) и соответственно обладающих разным электрохимическим потенциалом, в грунтовом электролите. При этом трубный металл служил в качестве анода и корродировал, а металл арматуры, на которой не наблюдается следов коррозии, являлся катодом.

Немаловажную роль сыграла длительность эксплуатации газопровода в 51 год, намного превысивший проектный срок эксплуатации, определенный 30 годами.

Таким образом, разрушение магистрального газопровода явилось результатом стечения протекавших в течение длительного времени обстоятельств, которые заключаются в нарушении изоляции труб и в единичном, трудно обнаруживаемом методами диагностики текущего состояния обстоятельстве – взаимодействии катализатора коррозии (металлической арматуры) с газопроводной трубой, оказавшейся в траншее в непосредственной близости при ее первоначальной укладке.

Последовавшее за разрушением газопровода воспламенение газа, произошло от фрикционной искры, образовавшейся при ударе или трении фрагментов металла трубопровода либо друг о друга, либо об имеющиеся в прилегающем грунте включения гальки.

Организационные причины аварии

1. Нарушение строительной организацией пункта 5.2. СП 104-34-96 «Свод правил по сооружению магистральных газопроводов. Производство земляных работ», выразившейся в оставлении проволоки в траншее, предположительно при погрузо-разгрузочных работах трубной продукции при строительстве газопровода.

2. В ходе эксплуатации не был обеспечен достаточный контроль технического состояния ОПО МТ с применением необходимых методов технического диагностирования, которые позволили бы выявить объективную картину технического состояния всего участка МГ.

Прочие причины аварии

На участок газопровода имелось заключение экспертизы промышленной безопасности, с продлением срока эксплуатации до октября 2019 года. Экспертиза проводилась экспертной организацией ООО «ЭЛТЕК» в 2015 году, заключение ЭПБ зарегистрировано в Ленском управлении Ростехнадзора, рег. № 73-ТУ-01979-2015. Примененные способы диагностики технического состояния трубопровода при проведении экспертизы промышленной безопасности для продления сроков эксплуатации, не позволили выявить наличие язвенной коррозии на локальном участке газопровода.

Решения по устранению причин аварии

На расширенном совещании коллегии Ленского управления Ростехнадзора, состоявшегося 14 февраля 2019г. и комиссией по техническому расследованию причин аварии, АО «Сахатранснефтегаз» предложено принять следующие мероприятия по устранению причин аварии:

1. Вывести из эксплуатации 1-ую нитку МГ «СВГКМ-Мастах-Берге-Якутск».

2. Ввиду того, что основными причинами аварии являются также длительный срок (51 год) эксплуатации I нитки магистрального газопровода, невозможность проведения в данном трубопроводе внутритрубной диагностики, АО «Сахатранснефтегаз» принять меры, направленные на замену I нитки магистрального газопровода «Таас-Тумус – Якутск» от 92км до 292км. В срок до 15 марта 2019 представить в Ленское управление Ростехнадзор (далее – Управление) планы мероприятий, согласованные с Министерством промышленности и геологии РС(Я).

3. Для проведения диагностики технического состояния трубопровода и экспертизы промышленной безопасности привлекать экспертные организации, имеющие возможности применения методов сплошной диагностики (в том числе внутритрубной диагностики). В срок до 15.03.2019г. представить в Управление о решениях АО «Сахатранснефтегаз» данного вопроса.

4. В штате эксплуатирующего предприятия (ЛПУМГ), для выполнения пункта 108 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности “Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов”, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 ноября 2013 г. N 520, предусмотреть отдельное направление (отдел, служба) для проведения анализа опасностей технологических процессов магистрального газопровода, количественного анализа риска и иных методов анализа риска аварий, являющегося частью системы управления промышленной безопасностью ОПО МТ. Срок до 30.04.2019г.

Принятие административных мер воздействия

По выявленным нарушениям, Ленским управлением Ростехнадзора к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 9.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, привлечены юридическое лицо и 5 ответственных должностных лица организации.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question