Сегодня: 29.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Самые большие деньги в регионы Минфин перечисляет в декабре

15.07.2017

YKTIMES.RU – Коллегия Счетной палаты утвердила заключение по Министерству финансов Российской Федерации (Минфин), говорится в сообщении пресс-службы контрольного ведомства.

Минфину необходимо повысить качество организации работы с главными администраторами доходов федерального бюджета при исполнении федерального бюджета. По отдельным главным администраторам доходов федерального бюджета в 2016 г. отмечены существенные отклонения фактически поступивших доходов от их прогнозных показателей. Аналогичная ситуация также наблюдалась и в 2015 г. Так, по 30 главным администраторам отклонения составили: от неполного исполнения на 51,9% до перевыполнения в 341,9 раза. В 2015 г. отклонения были отмечены по 44 главным администраторам: от недоисполнения на 54% до перевыполнения в 133,8 раза.

Минфином на недостаточном уровне была организована работа с главными администраторами доходов федерального бюджета по приведению их методик в соответствие с требованиями Правительства России, а также по приведению действующей нормативной правовой базы, регламентирующей уплату неналоговых доходов, в соответствие с Бюджетным кодексом. Данная работа имеет значение для повышения качества администрирования и прогнозирования доходов федерального бюджета. Проведенный Счетной палатой анализ показал, что методики только 28 из 55 главных администраторов, вносивших изменения в свои методики в период с декабря 2016 г. по март 2017 г., соответствуют установленным требованиям.

Минфином в 2016 г. осуществлялось ведение реестра источников доходов федерального бюджета на основании перечня источников доходов, который не в полной мере соответствовал установленным требованиям. Так, в перечне источников, сформированном в ГИИС «Электронный бюджет», отсутствуют источники доходов, администрируемые ФНС России, ФТС России, Минфином и Казначейством России.

Правительством России в целях улучшения администрирования доходов бюджетов бюджетной системы и повышения эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам в 2016 г. утверждена и реализовывалась «дорожная карта». По состоянию на 28 апреля 2017 г. указанная «дорожная карта» выполнена на 62,7%. Так, из 67 мероприятий, исполнение которых было запланировано на 2016 г., выполнено только 42, 1 мероприятие – снято с контроля, 24 – перенесены на 2017 г. Сроки выполнения мероприятий по реализации «дорожной карты» скорректированы не были.

Целесообразно определить ответственного исполнителя по координации работы администраторов доходов федерального бюджета по исполнению мероприятий «дорожной карты». Неполное выполнение мероприятий «дорожной карты» способствовало росту дебиторской задолженности федерального бюджета по доходам, которая за 2016 г. увеличилась на 14,4% до 2,2 трлн руб.

Анализ организации Минфином исполнения федерального бюджета в 2016 г. по расходам свидетельствует о необходимости повышения качества управления государственными финансами. Кассовое исполнение расходов федерального бюджета в 2016 г. осуществлялось недостаточно равномерно. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2015 г. В IV-м квартале 2016 г. расходы федерального бюджета составили 5,6 трлн руб. или 34,2% годового объема произведенных расходов (в IV-м квартале 2015 г. расходы составили 30,2%[1]). При этом в декабре 2016 г. кассовые расходы составили 19,8% (в декабре 2015 г. – 15,8%). Общий объем неисполненных расходов в 2016 г. составил 219,9 млрд руб., что на 6,1% меньше аналогичного показателя в 2015 г.

При внесении изменений Минфином в сводную бюджетную роспись установлены отдельные нарушения. Так, в 2016 г. (как и в 2015 г.) Минфином вносились изменения в сводную бюджетную роспись по предложениям главных распорядителей средств федерального бюджета, представленным с нарушением установленного срока – до 25 февраля 2016 г. Также министерством нарушался срок внесения изменений в сводную бюджетную роспись – до 15 марта текущего финансового года[2]. Так, предложения МЧС России зарегистрированы в Минфине 9 марта 2016 г., изменения в сводную бюджетную роспись внесены Минфином 18 марта 2016 г. Предложения Росреестра зарегистрированы 2 июня 2016 г., изменения в сводную бюджетную роспись внесены 14 июня 2016 г.

Общее количество изменений сводной бюджетной росписи в 2016 г. по сравнению с 2015 г. уменьшилось на 29,7% и составило 7 787 изменений, из которых 52,2% были внесены в IV-м квартале. Из общего количества внесенных изменений 27,3% было связано с принятием поправок к закону о федеральном бюджете. По 7 главным распорядителям бюджетных средств доля изменений сводной бюджетной росписи составила более 3%, по 22 распорядителям – от 1,1% до 3%, по 69 распорядителям – до 1%. Общий объем положительных изменений в сводную бюджетную роспись в 2016 г. составил 3,1 трлн руб. В общем объеме таких изменений 38,1% составляют изменения, связанные с принятием поправок к федеральному закону о федеральном бюджете, 12,9% – изменения, вносимые на основании решений Правительства России, принятых в соответствии с законом о федеральном бюджете.

85 из 98 главных распорядителей средств федерального бюджета в 2016 г. не исполнили расходы в полном объеме (в 2015 г. расходы в полном объеме не исполнили также 85 главных распорядителей). Наибольшие объемы неисполнения сложились по итогам 2016 г. у Минфина – 89,6 млрд руб. (в 2015 г. – 160,5 млрд руб.), что в основном связано с уменьшением расходов на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации, а также неиспользованием зарезервированных на различные цели бюджетных ассигнований. Объем неисполнения Росавиации составил 19,7 млрд руб. (в 2015 г. – 15,8 млрд руб.), Росавтодора – 16,6 млрд руб. (в 2015 г. – 13,5 млрд руб.), Минпромторга России – 13,1 млрд руб. (в 2015 г. – 9,2 млрд руб.), Минэкономразвития России – 12,5 млрд руб., МВД России – 11,9 млрд руб.

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств Правительством России в 2016 г. был утвержден план мероприятий по сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета. План предусматривает комплекс мер по повышению качества управления дебиторской задолженностью по расходам федерального бюджета и направлен на ее сокращение.

Однако, несмотря на принимаемые Правительством меры, дебиторская задолженность федерального бюджета по расходам за 2016 г. увеличилась на 14,7% и составила 3,8 трлн руб. Так, значительные объемы дебиторской задолженности по расходам образовались у ФНС России, ФТС России, ГК «Роскосмос», Минпромторга России, Росавтодора, ФССП России и ГК «Росатом». Основная доля в составе общего объема дебиторской задолженности по расходам приходится на задолженность по расчетам по выданным авансам (99,4%, рост за год на 14,9%). Рост задолженности по выданным авансам связан с законодательно предусмотренной возможностью авансирования платежей по заключенным госконтрактам (в рамках ГОЗа до 80% общей суммы); длительным производственным циклом изготовления закупаемой продукции и ее высокой себестоимостью; несвоевременностью представления контрагентами документов, подтверждающих исполнение госконтрактов, для произведения расчетов, а также срывами сроков поставки, выполнения работ соисполнителями, банкротством контрагентов.

Было установлено, что в IV-м квартале 2016 г. из федерального бюджета в бюджеты регионов было перечислено 31,2% совокупного объема перечислений межбюджетных трансфертов за 2016 г., из которых 50,9% – в декабре 2016 г. В результате перечисления межбюджетных трансфертов в конце финансового года на счетах регионов образовывается значительный объем остатков неиспользованных средств.

Так, остатки межбюджетных трансфертов на счетах регионов по итогам 2016 г. составили 6,2 млрд руб., из них подлежащие возврату в федеральный бюджет – 5,97 млрд руб. На субсидии приходится 48,1% всех остатков, иные межбюджетные трансферты – 45,6%, субвенции – 6,3%. Наибольший объем остатков сложился по Росавтодору – 38,8% общего объема остатков, Минстрою России – 15%, Минэкономразвития России – 10,2%, Минспорту России – 10%, Минфину – 6,9%, Минкультуры России – 6,1%. В структуре регионов ситуация выглядит следующим образом: Московская область – 10,3% общего объема остатков, Республика Крым – 9,2%, Приморский край – 9,2%, Владимирская область – 6,9%, Омская область – 5,7%, Краснодарский край – 5,3%, Ростовская область – 5%, Калининградская область – 4,5%, Ленинградская область – 4%.

Минфином в 2016 г. допускались нарушения нормативных правовых актов в сфере информационно-коммуникационных технологий. Аналогичная ситуация отмечалась в 2015 г. Например, при отсутствии утвержденного плана информатизации на 2016 г. Минфином были заключены государственные контракты в этой области на общую сумму 960,4 млн руб. Также министерством был нарушен срок утверждения плана информатизации (не позднее 15 февраля 2016 г.), установленный Минкомсвязью России.

Минфином осуществлялся недостаточный контроль за формированием и исполнением государственных заданий подведомственными учреждениями. Установлено, что госзадания подведомственных министерству учреждений в 2016 г. исполнены на низком уровне.

Например, в 2016 г. утвержденные госзаданием ФГБУ «МФК Минфина России» плановые значения не достигнуты по 2 из 3 услуг (работ). Общий уровень выполнения госзадания учреждением составил только 35,8%. Многочисленные корректировки финансово-хозяйственных планов учреждений свидетельствуют о недостаточном качестве планирования их деятельности. Так, план финансово-хозяйственной деятельности ФГБУ «НИФИ» 2016 г. был утвержден 6 раз, последний раз после срока его реализации – 13 февраля 2017 г.; ФГБУ «МФК Минфина России» – 4 раза, дважды в декабре 2016 г. По итогам 2016 г. увеличились остатки денежных средств учреждений Минфина на счетах в территориальных органах Федерального казначейства. Так, остаток субсидии на финансовое обеспечение госзадания на оказание госуслуг (выполнение работ) по состоянию на 1 января 2017 г. составил 51,7 млн руб., увеличившись за год на 32,6%, остаток средств по приносящей доход деятельности на 1 января 2017 г. – 15,5 млн руб., рост в 2,1 раза.

Анализ реализации Минфином полномочий ответственного исполнителя государственных программ выявил, что министерством не были утверждены акты, регламентирующие управление реализацией госпрограммами: «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» и «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», по которым Минфин является ответственным исполнителем. Также не были утверждены методики оценки эффективности данных госпрограмм.

Объем незавершенного строительства Минфина ежегодно увеличивается. Так, в 2016 г. объем незавершенного строительства министерства возрос на 80,9 млн руб. (4,1%) до 2,1 млрд руб.; в 2015 г. был отмечен рост на 3,1%, в 2014 г. – 18,1%. В 2016 г. Минфином в установленные Правительством России сроки не завершены расчеты по неисполненным обязательствам 2015 г. по госконтрактам в рамках ФАИП.

Коллегия приняла решение направить представление в Министерство финансов Российской Федерации, информационное письмо в ФАС России, заключение в палаты Федерального Собрания.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question