Сегодня: 25.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Шувалов обещает сократить количество моногородов

3.03.2017

YKTIMES.RU – Власти озабочены ситуацией в российских моногородах. Всего их в стране свыше 300. Причем треть из них оказалась в так называемой красной зоне риска. Чиновники обещают сократить список проблемных моногородов уже к середине следующего года. Для этого будут созданы 250 тыс. новых рабочих мест. Об этом сообщил в Совете Федерации первый вице-премьер Игорь Шувалов, пишет “Независимая газета”.

Моногорода – это населенные пункты, где большинство жителей заняты на единственном, градообразующем предприятии. И если в условиях плановой экономики моногорода обеспечивали устойчивую занятость и соцобеспечение, то переход к рынку нарушил эту устойчивость, привел к безработице, миграции и социальным осложнениям. В России сегодня свыше 300 моногородов, где живут около 16 млн человек. Численность жителей этих поселений разнообразна: от 800 в поселке Беринговский до 700 тыс. жителей в Тольятти.

На проблемы моногородов российские власти обратили пристальное внимание лишь в 2009 году, когда в Пикалеве (под Петербургом) несовпадение интересов собственников обернулось безработицей, задержками зарплаты, блокадой федеральной трассы и приездом Владимира Путина. Тогда же была принята программа поддержки моногородов. Основная ставка была сделана на диверсификацию таких городов, чтобы повысить их устойчивость.

В 2014-м работой по поддержке моногородов стали заниматься сформированная для этих целей рабочая группа при правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, а также организованный Фонд развития моногородов (ФРМ) и Внешэкономбанк (ВЭБ).

А в прошлом году программа комплексного развития моногородов была включена в список 11 приоритетных проектов России до 2025 года. Ключевая цель проекта – снизить зависимость монопрофильных муниципалитетов от предприятий, вокруг которых они строились.

О необходимости дальнейшей поддержки моногородов говорил вчера в Совете Федерации и первый вице-премьер Игорь Шувалов. По его словам, уже к середине 2018 года в моногородах будет создано около 250 тыс. новых рабочих мест. «Такой ключевой показатель эффективности нашей работы, который определен к середине будущего года, – это около 250 тыс. новых рабочих мест. И нам нужны рабочие места, которые не будут связаны с градообразующими предприятиями», – сообщил Шувалов.

По его словам, новые рабочие места будут создаваться по нескольким направлениям. «Эти новые рабочие места будут связаны по линии создания больших крупных предприятий, где принимают участие Фонд развития моногородов, по линии создания рабочих мест через корпорацию МСП (Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. – «НГ») и по линии других блоков, которые мы проводим в рамках приоритетных национальных проектов», – перечислил первый вице-премьер. Впрочем, говоря о поддержке моногородов, правительственный чиновник посетовал, что крупные предприятия зачастую не дают необходимого количества рабочих мест, именно поэтому необходимо развивать в таких поселениях малый и средний бизнес.

Помимо создания 250 тыс. рабочих мест чиновники надеются к середине 2018 года сократить общее число моногородов в России. «Нашим главным результатом к середине будущего года будет сокращение списка моногородов с 319 до 301», – заявил Шувалов. В частности, объяснил вице-премьер, к настоящему моменту правительство приняло решение об образовании территорий опережающего социального-экономического развития в 11 монообразованиях.

Очевидно, заявленные планы могут столкнуться с трудностями. По оценкам чиновников, из 319 моногородов около сотни находится в социально-экономической зоне риска. «319 городов – они все в разном состоянии, и у нас есть такая определенная шкала, и наиболее сложные города, мы считаем, что они входят в красную зону. Таких городов около сотни», – говорил Шувалов. К слову, еще в 148 городах есть риски ухудшения социально-экономической ситуации.

По мнению же экспертов «НГ», на фоне приближающихся выборов заявления о поддержке разных слоев населения и бизнеса будут делаться чаще. Вместе с тем эксперты сомневаются, что заявленные 250 тыс. рабочих мест в моногородах можно будет создать лишь с помощью частного бизнеса. По мнению доцента Российского экономического университета им. Плеханова Кирилла Парфенова, амбициозный план правительства по созданию четверти миллиона рабочих мест в моногородах – с одной стороны, чистосердечное признание невозможности дальше осуществлять прямую поддержку, с другой – попытка найти выход из катастрофической ситуации. «Содержательное наполнение плана, который предлагают власти, вызывает большие сомнения. Фонд развития моногородов, названный Шуваловым в качестве одного из операторов по созданию новых рабочих мест, действует с 2014 года, но заметных результатов пока нет. МСБ, на который тоже предлагается делать ставку, находится в сложном положении и практически лишен возможности развития», – говорит он.

К тому же, продолжает эксперт, в нашей реальности львиная доля предприятий МСБ действует в сфере обслуживания населения: питание, служба быта и пр. «Какие могут быть ателье и парикмахерские там, где у жителей не всегда есть деньги на еду?» – задается вопросом Парфенов, подчеркивая, что в существующем виде планы властей больше похожи на утопию. «Возможности сектора МСП сильно недооценены в моногородах, особенно в сфере услуг и благоустройства города. В первую очередь речь идет о микробизнесе и самозанятости населения. Важно также предлагать населению временную занятость, например, в таких секторах как строительство и ЖКХ», – прокомментировали «НГ» в пресс-службе Фонда развития моногородов.

Заметим, в январе работу Фонда по развитию моногородов раскритиковала Счетная палата (СП). Как считают аудиторы, средства, выделенные фонду, значительно превышали его потребности. «Объем неиспользованной субсидии на 16 ноября 2016 года составлял 2,2 млрд руб. До 1 января 2016 года субсидия перечислялась на расчетный счет фонда в ВЭБе. На условиях, что остаток субсидии на расчетном счете фонда будет неснижаемым, ВЭБ начислял проценты в размере от 8,75 до 10,75%. За два года доходы фонда от размещения в банке свободных денежных средств составили почти 260 млн руб.», – обращает внимание аудитор СП Сергей Агапцов.

Несмотря на то что в 2015–2016 годах организация заключила 16 соглашений с регионами о софинансировании расходов на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры, не все эти объекты были достроены. «Закончено строительство объектов инфраструктуры только по трем соглашениям (в г. Анжеро-Судженске и Юргинском городском округе Кемеровской области, в г. Набережные Челны Республики Татарстан). По четырем соглашениям было перечислено 531,9 млн руб., но по различным причинам фондом было приостановлено предоставление средств», – сообщают в СП.

Кроме того, обращают внимание в ведомстве Татьяны Голиковой, фондом были заключены соглашения о софинансировании расходов регионов на строительство инфраструктуры в шести промышленных парках. «Однако актуальная информация о намерениях инвесторов, готовых осуществить строительство производственных мощностей на территориях строящихся парков, на момент проверки отсутствовала в трех областях. В связи с этим существуют риски, что построенная инфраструктура не будет востребована инвесторами», – не исключали в СП, подчеркивая, что общая стоимость строительства составила 2,1 млрд руб., из которых 1,5 млрд руб. направил фонд.

Вызывают вопросы аудиторов и расходы фонда на так называемое обучение команд, управляющих проектами развития моногородов, в которое включали и глав моногородов. «В 2015–2016 годах обучение проходило в московской школе управления «Сколково». Стоимость обучения за одного слушателя составила 846,2 тыс. руб. Фондом планируется направить на обучение команд… еще 1,3 млрд руб. Таким образом, стоимость обучения одного слушателя – 900 тыс. руб., что более чем в 11 раз превышает среднюю стоимость обучения по аналогичным программам», – отмечал аудитор, подчеркивая, что в дальнейшем немногие отучившиеся команды связывают свою трудовую деятельность с работой в моногородах.

Обращали внимание в СП и на высокие расходы по содержанию самого фонда. «Расходы на содержание фонда за период 2015–2016 годов составили 410,6 млн руб. Наибольшую статью расходов составляли расходы на заработную плату. В 2015 году среднемесячная заработная плата составила 279,6 тыс. руб. Фактический фонд оплаты труда штатной единицы «генеральный директор» за 2015 год – девять месяцев 2016 года составил 20,6 млн руб.», – констатировали в ведомстве, уточняя, что уровень заработной платы работников фонда, выплачиваемый за счет средств федерального бюджета, не ограничивался со стороны Минэкономразвития.

Впрочем, были и положительные моменты. Так, согласно отчету, только на 1 октября 2016 года количество созданных рабочих мест в получивших поддержку моногородах составило 1,5 тыс. единиц, что превышает плановые значения более чем в шесть раз. А объем привлеченных инвестиций в моногорода составил почти 13 млрд руб. при плановом значении показателя в 500 млн руб. Но, по мнению аудиторов, такое перевыполнение плана скорее свидетельствует о «занижении плановых значений целевых показателей и о слабой взаимоувязке показателей с финансированием мероприятий при реализации соглашений». «Проверка показала, что социально-экономическое положение большинства моногородов, несмотря на принимаемые меры со стороны государства, ухудшается, при этом бюджетные расходы увеличиваются», – резюмировал Сергей Агапцов.

Ольга Соловьева.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question