Сегодня: 26.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

СП РФ: массовое закрытие школ привело к дефициту ученических мест

29.06.2019

YKTIMES.RU – Национальный проект «Образование» призван вернуть российскому образованию былое величие, стать базой для прорывного научно-технического и социально-экономического развития России. Однако средств, предусмотренных на его реализацию, для такого прорыва явно недостаточно, говорится в сообщении на сайте Счетной Палаты.

«Расходы на нацпроект «Образование» за весь период его реализации составляют менее 800 млрд рублей. Учитывая, что в целом расходы на образование – около 27 трлн рублей, на «прорыв» предусмотрено менее 3%», – такие цифры озвучила аудитор Счетной палаты Светлана Орлова на «правительственном часе», посвященном реализации данного национального проекта.

Аудитор напомнила, что сейчас расходы на образование составляют 3,6% ВВП в год. При этом в лучшей мировой практике затраты в эту сферу находятся на уровне 5-7% ВВП.

Другая проблема – нехватка мест в образовательных учреждениях.

«Результатом проведенной оптимизации стало сокращение с 2001 года числа детских садов с 51 до 48 тысяч, сельских школ – с 46 до 24 тысяч, городских – с 23 до 18 тысяч единиц», – пояснила Светлана Орлова.

Как итог, детям порой приходится учиться во вторую или даже третью смену. В таком режиме учится 13% школьников или более 2 млн учащихся. Всего же на сегодняшний день школьное образование получают 16 млн детей и подростков.

«К 2024 году численность школьников составит почти 20 миллионов и система общего образования должна отвечать этому вызову. На первый план выходят качественные, одинаково доступные по всей России образовательные услуги», – подчеркнула аудитор.

Для выполнения этой задачи Светлана Орлова предлагает составить «контурную карту» по муниципалитетам, регионам и в целом по стране. На ней будут обозначены образовательные организации, промышленные объекты, зоны жилой застройки с обязательным выделением фактического состояния и перспектив развития.

«На основании этой карты Минпросвещения совместно с Минэкономразвития и другими заинтересованными структурами, регионами и бизнес-сообществом сформируют «дорожную карту» развития образования, включающую стратегические модели его доступности и результативности», – сообщила Светлана Орлова.

Особое внимание аудитор уделила профессиональному самоопределению школьников. Выбор профессии должен быть осознанным, основываться на научных оценках возможностей ребенка и учитывать перспективные потребности рынка труда. Так, наиболее востребованы на рынке труда рабочие профессии, но по программам технической направленности занимаются менее 7% детей. На сегодняшний день 32% выпускников ВУЗов и 41% – организаций профтехобразования работают не по специальности.

«Необходимо возродить систему профессиональной ориентации в средней школе, модернизировав ее в соответствии с вызовами стратегического развития страны», – считает аудитор.

Не менее важно обеспечить педагогов достойным заработком. Сейчас они в среднем получают 38,5 тыс. рублей, а по факту конкретный учитель может получать существенно меньше.

«Минпросвещения стоит вернуться к вопросу о составе заработной платы учителя и отрегулировать этот вопрос с регионами и муниципалитетами», – заявила аудитор.

Светлана Орлова также указала на недостаток внимания нацпроекта к новым форматам и практикам в образовании. Так, электронное обучение доступно лишь 15% школьников. С применением дистанционных технологий учатся только 2,5% детей. Почти в 400 сельских школах нет доступа в Интернет, а у половины оставшихся – крайне низкая скорость подключения.

«Обеспечение скорости доступа в Интернет для школ запланировано нацпрограммой «Цифровая экономика» только к концу 2024 года. При этом средства на создание сетей передачи данных внутри зданий не предусмотрены. Нельзя допустить, когда быстрый интернет есть, но воспользоваться им в школьном кабинете невозможно», – заключила аудитор.

В завершение аудитор подчеркнула, что на систему образования ложится огромная ответственность формирования инновационного потенциала страны:

«Сейчас есть уникальная возможность заложить основы недопущения бедности в будущем. Это значит, что и демографические и экономические проблемы будут решаться».


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question