СП РФ: В России нет нормальной стратегии развития финансового рынка
YKTIMES.RU – Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ реализации в 2014 – 2016 годах и истекшем периоде 2017 года Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года и оценка Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016 – 2018 годов в: Центральном банке Российской Федерации, Министерстве финансов Российской Федерации, Министерстве экономического развития Российской Федерации», сообщает пресс-служба СП РФ.
Объекты экспертно-аналитического мероприятия: Банк России, Минфин России, Минэкономразвития России.
Исследуемый период: 2014 – 2017 годы.
С докладом выступил аудитор Андрей Перчян.
На заседании Коллегии было обращено внимание на то, что в России пока не создана комплексная система стратегического планирования развития и обеспечения стабильности финансового рынка. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Стратегия развития финансового рынка) и Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016 – 2018 годов (далее – Основные направления развития финансового рынка) не встроены в систему документов стратегического планирования. Цели, задачи, целевые показатели Стратегии развития финансового рынка, принятой еще в 2008 году, не нашли должного отражения в последующих документах по развитию финансового рынка.
Целевые показатели Стратегии развития финансового рынка определены неоправданно оптимистично в связи с тем, что этот документ был разработан еще до финансового кризиса 2008-2009 гг., когда ряд показателей экономики достигал исторических максимумов, повторить которые не удалось до сих пор (в тот период цена на российскую нефть составляла более 140$ за баррель, индекс РТС достигал 2500 пунктов). По большинству целевых показателей Стратегии развития финансового рынка к 2020 году требуется добиться их роста в 2 и более раз, по некоторым показателям – в 10 и более раз. Таким образом, имеются риски недостижения заявленных в данном документе целей.
Действующее законодательство предусматривает, что политика развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка должна разрабатываться и проводиться во взаимодействии Банка России и Правительства Российской Федерации. Однако формы такого взаимодействия в настоящее время не определены.
Например, Банк России не может быть участником госпрограмм. Хотя подпрограмма «Эффективное функционирование финансовых рынков, банковской, страховой деятельности, схем инвестирования и защиты пенсионных накоплений» прямо связана с компетенцией Банка России. В то же время Основные направления развития финансового рынка не встроены в систему стратегического планирования, что не обеспечивает учета их положений в деятельности федеральных органов исполнительной власти.
«Наверное, порядок совместной работы исполнительной власти и Банка России по тем вопросам, которые относятся к их совместному ведению, можно было бы регламентировать или законом, или какой-то формой соглашения, или совместным заявлением», – сказал Андрей Перчян.
Ни в Стратегии развития финансового рынка, ни в Основных направлениях развития финансового рынка не поднимается вопрос об улучшении инвестиционного климата, о соотношении риска и доходности инвестиций в экономику России, что является ключевым фактором при принятии инвестиционных решений.
Между тем темпы прироста капитализации российского рынка акций в 2014-2016 гг. были ниже среднего мирового уровня, а волатильность значительно выше. По мнению аудитора, данное обстоятельство крайне неблагоприятно с точки зрения не только зарубежных, но и отечественных инвесторов, и может затруднить развитие российского финансового рынка, в случае если не будут приняты меры по снижению уровня рисков и повышению доходности инвестиций в российскую экономику, в особенности в ее приоритетных секторах.
В целом до настоящего времени не создана целостная и комплексная система стратегического планирования развития и обеспечения стабильности финансового рынка. Стратегия развития финансового рынка в значительной степени утратила актуальность, не отражает изменившиеся после ее принятия условия развития финансового рынка и распределение полномочий в этой сфере между Банком России и Правительством Российской Федерации.
Коллегия Счетной палаты предложила Банку России совместно с Правительством России проработать вопросы о целесообразности дальнейшей реализации Стратегии развития финансового рынка в ее нынешнем виде, о включении Основных направлений развития финансового рынка в систему стратегического планирования, а также о мерах по снижению рисков и повышению привлекательности инвестиций на российском финансовом рынке.
Коллегия Счетной палаты приняла решение направить информационное письмо в Банк России, а отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия в палаты Федерального Собрания.