Сегодня: 29.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

СП РФ: за два года цены на жилье в ДВФО выросли на 18%, предложение – на 8,3%

17.06.2021

YKTIMES.RU – Реализуемые государством меры поддержки рынков ипотечного кредитования и жилищного строительства (Семейная ипотека, Дальневосточная ипотека, Сельская ипотека, Льготная ипотека, Поддержка семей с детьми, Программа по кредитованию застройщиков по льготным ставкам) существенно поддержали строительную отрасль в период пандемии: предотвратили массовое банкротство застройщиков, обеспечили устойчивый спрос на строящееся жилье и сохранили темпы ввода жилья на уровне 2019 года (более 82 млн кв. метров), сообщает пресс-служба Счетной Палаты РФ.

«С 2020 года в Российской Федерации действуют беспрецедентные меры государственной поддержки рынка ипотечного кредитования и жилищного строительства. На реализацию всех программ в 2019-2020 годах были выделены средства федерального бюджета, в том числе Резервного фонда Правительства, в общей сумме 89 млрд руб. В 2020 году доля программ господдержки в общем объеме выданных ипотечных кредитов в России стала рекордной и составила 26% в количественном выражении и почти 30% в денежном».

Аудитор Счетной палаты РФ Алексей Львович Саватюгин.

При этом рост спроса на жилье, вызванный такой масштабной поддержкой, подстегнул рост цен за квадратный метр. По итогам 2020 года индекс роста цен на жилье на первичном рынке составил 12% по отношению к 2019 году.

Отдельное внимание в ходе анализа СП уделила Программе льготного кредитования застройщиков. На ее реализацию было выделено 12 млрд рублей в виде имущественного взноса в ДОМ.РФ. При этом средства институту развития были предоставлены без соответствующих расчетов и обоснований, подтверждающих заявленную потребность в господдержке. В 2020 году ДОМ.РФ фактически использовал около 5 млрд рублей (42%). В результате (с учетом прекращения действия программы с 1 января 2021 года) отвлечение средств федерального бюджета составило порядка 7 млрд рублей, или 58% общего объема финансового обеспечения программы.

«Согласно изменениям, внесенным в декабре 2020 года, неиспользованные средства с лимитом 6,3 млрд рублей планируется направить на поддержку низкомаржинальных проектов. Вместе с тем на конец апреля текущего года поступили только две заявки на участие в программе от застройщиков, реализующих низкомаржинальные проекты в Саратовской и Владимирской областях, с общим объемом возмещения порядка 62 млн. рублей. Поэтому с учетом наличия рисков неосвоения средств в 2021-2022 годах ДОМ.РФ, как оператору программы, нужно добиться того, чтобы выделенные средства господдержки оказали максимальный эффект при реализации низкомаржинальных проектов в регионах».

Аудитор Счетной палаты РФ Светлана Юрьевна Орлова.

Сама же Программа оказала ограниченное воздействие на строительную отрасль – за ней обратилось менее 10% застройщиков (275 организаций). При этом более 84% средств господдержки было предоставлено застройщикам, зарегистрированным в трех регионах: Москва (порядка 70%), Санкт-Петербург (8%) и Московская область (6%).

Также через ДОМ.РФ финансируется Программа Дальневосточной ипотеки: взнос в уставной капитал института развития в 2019 году составил 14,7 млрд рублей. При этом на начало 2021 года ДОМ.РФ, как оператор программы, возместил банкам всего 1,2 млрд рублей – 8,5% из выделенных средств.

«Прогноз темпов реализации программы показал, что общий лимит предоставляемых кредитов в рамках программы (450 млрд рублей) не будет выбран, а все бюджетные средства будут израсходованы ДОМ.РФ к середине 2023 года. Таким образом, предоставление Минфином бюджетных ассигнований на Программу Дальневосточной ипотеки в форме взноса в уставный капитал ДОМ.РФ не позволяет оперативно перераспределить излишки средств на реализацию других программ, что в условиях дефицита бюджета является актуальным», – отметил Алексей Саватюгин.

По итогам анализа Счетная палата предлагает внести коррективы в действующие программы ипотеки.

«Это важная тема. Нужно, чтобы жилье было доступное, комфортное, чтобы граждане могли брать кредиты и потом с этими кредитами рассчитываться. Вот в этом ключе, я считаю, нужно всем очень серьезно поработать», – резюмировала Светлана Орлова.

Руководители Минстроя, АО «ДОМ.РФ», Банка России и Минфина, которые присутствовали на Коллегии, с выводами и предложениями Счетной палаты согласились.

Итоги проверки результативность мер государственной поддержки рынка ипотечного кредитования и жилищного строительства

С 2020 года в Российской Федерации действуют беспрецедентные меры государственной поддержки рынка ипотечного кредитования и жилищного строительства, на реализацию которых в 2019–2020 годах выделены средства федерального бюджета, в том числе резервного фонда Правительства Российской Федерации в общей сумме 89 млрд рублей. Фактическое их использование составило 58,4 млрд рублей, или 65,6 % от выделенных бюджетных ассигнований.

Четыре программы стимулирования ипотечного кредитования (Семейная, Дальневосточная, Сельская и Льготная ипотеки) обеспечили по итогам 2020 года 26,1 % от количества всех выданных в России ипотечных кредитов и 29,7 % от объема задолженности по ним.

Положительным результатом от введения указанных мер поддержки можно считать сохранение показателей по объему ввода жилья в 2020 году (82 млн кв. м) на уровне 2019 года, запуск с августа 2020 года строительства 26,4 млн кв. м нового жилья.

В результате реализации программы Поддержки семей с детьми задолженность по ипотечным кредитам многодетных семей в среднем снизилась на 30 %. По состоянию на 1 января 2021 года указанные меры поддержки фактически получили 110,89 тыс. семей.

По предварительным расчетам обязательства федерального бюджета только по четырем ипотечным программам могут составить более 1,16 трлн рублей до 2050 года при условии макроэкономической стабильности, неизменности сроков действия программ и отсутствии досрочных погашений. При продлении срока действия Льготной ипотеки до 2024 года совокупные обязательства федерального бюджета по четырем ипотечным программам могут вырасти до 1,86 трлн рублей. Проведенный в рамках мероприятия регрессионный анализ показал статистически значимую зависимость между объемами строящегося жилья и количеством выданных на первичном рынке ипотечных кредитов по анализируемым программам, что следует учитывать при принятии решений о введении стимулирующих программ в различных регионах.

Так, в том числе из-за отсутствия достаточного объема строительства жилья в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) стимулирование спроса в регионе сразу по четырем ипотечным программам на первичном рынке привело к росту цен на жилье на 18 %. При этом наращивание объемов строительства жилья в ДФО за 2020 год составило только 8,3 %. Анализ эластичности спроса на ипотечные кредиты в разрезе регионов показал, что только в ДФО спрос на ипотечные кредиты не эластичен к снижению ставки. Следовательно, стимулирование приобретения гражданами жилья в ДФО только с помощью снижения ставки по ипотечным кредитам не дает ожидаемых результатов.

Выводы

По итогам апреля 2020 года ипотечное кредитование снизилось на 16,9 % в количественном и на 15,1 % в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В целях поддержания строительной отрасли по поручению Президента Российской Федерации была разработана и утверждена программа Льготной ипотеки, а Банк России в течение 2020 года проводил мягкую денежно-кредитную политику, в том числе понижение ключевой ставки до уровня 4,25 %. Вследствие чего, рынок ипотеки уже в июне восстановился и продемонстрировал устойчивый ежемесячный рост.

Меры поддержки оказали положительное влияние на строительную отрасль в самый сложный период пандемии: предотвратили массовое банкротство застройщиков, обеспечили устойчивый спрос на строящееся жилье и сохранили темпы ввода жилья на уровне 2019 года (более 82 млн кв. метров).

Одновременно с ростом спроса на жилье Программа простимулировала застройщиков к запуску новых проектов жилищного строительства.

Объем выдачи ипотечных кредитов в России по итогам 2020 года достиг,3 трлн рублей (выдано 1,7 млн ипотечных кредитов), это абсолютный рекорд за всю историю рынка ипотеки. Задолженность по выданным на 1 января 2021 года ипотечным кредитам составляет 9,27 трлн рублей.

К рекордному росту ипотеки в 2020 году привело снижение ставок по рыночным ипотечным кредитам и действующие государственные льготные программы.

Масштабная господдержка рынка ипотечного кредитования стимулировала рост спроса на жилье, что при недостаточном предложении в ряде регионов привело к росту цен. По итогам 2020 года цены на жилье на первичном рынке поднялись на 12 % по отношению к 2019 году.

Предложения Счетной палаты Российской Федерации

• Рассмотреть возможность корректировки условий программы льготной ипотеки в случае продления ее действия после 1 июля 2021 года в целях ориентации мер поддержки по указанной программе на нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан или установления ограничения для участия в программе гражданина (домохозяйства) однократно;

• рассмотреть возможность корректировки условий семейной ипотеки в части снижения ипотечной ставки для семей, родивших третьего и последующих детей, в том числе распространения такого снижения на уже действующие ипотечные кредиты в рамках данной программы;

• рассмотреть возможность применения на территории ДФО и на сельских территориях Российской Федерации альтернативных механизмов стимулирования улучшения жилищных условий граждан, в том числе прямых субсидий (грантов) семьям на покупку, строительство, ремонт жилья (включая индивидуальные жилые дома), предоставление доступного арендного и социального жилья;

• проработать вопрос об установлении контроля за соблюдением застройщиками сроков ввода в эксплуатацию проектов жилищного строительства, реализуемых в рамках программы кредитования застройщиков по льготным ставкам.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question