Сегодня: 19.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

СП: Стремительно растет объем неисполняемых расходов бюджета РФ

12.11.2019

YKTIMES.RU – За последние три года объем ежегодно неисполняемых расходов федерального бюджета вырос более чем втрое. Об этом заявила заместитель Председателя Счетной палаты Галина Изотова на Комитете Госдумы по бюджету и налогам в ходе обсуждения поправок в бюджет на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов.

«Если по итогам 2016 года не исполнили расходы на 220 млрд рублей, то в 2018 году – уже на 778 млрд рублей. Мы ожидаем, что по итогам этого года объем неисполненных расходов превысит уровень 2018 года», – заявила Галина Изотова, представляя основные замечания Счетной палаты на проект корректировок бюджета.

По словам Галины Изотовой, Счетная палата в целом поддерживает предлагаемые законопроектом изменения, но отмечает возможные зоны риска, на которые Правительству следует обратить внимание.

В частности, Счетная палата в очередной раз выразила обеспокоенность в отношении прогнозируемого темпа роста ВВП по итогам года.

«Несмотря на то, что прогноз по большинству макроэкономических показателей снижается, Правительство ожидает рост ВВП по итогам года на том же уровне – 1,3%. При этом за первые полгода ВВП вырос всего на 0,7%. Чтобы достичь целевого показателя 1,3%, во втором полугодии рост должен ускориться до 1,9%. Мы считаем, что это маловероятно, и в этом году рост экономики составит около 1%. На днях похожую оценку дали и эксперты ЦБ», – отметила Галина Изотова.

Сомневается Счетная палата и в достижении цели по снижению бедности. Как отметила Галина Изотова, рост реальных доходов населения за 9 месяцев текущего года составил всего 0,2%, а по итогам года вряд ли превысит 0,1%. При этом в изначальном прогнозе ожидался рост на 1,9%.

«Околонулевой рост доходов не позволит нам продвинуться в борьбе с бедностью, – подчеркнула она. – В первой половине года доходы 13,5% населения были ниже прожиточного минимума. Правительство ставило цель в этом году вывести из бедности 1,5%, но без дополнительных мер соцподдержки или необъяснимого резкого роста доходов населения в IV квартале это нам видится малореалистичным».

В своем заключении Счетная палата также отметила риски недопоступления дивидендных платежей. По словам Галины Изотовой, они вызваны сложившейся практикой принимаемых решений по дивидендам, когда весной оптимистичный прогноз по ним сначала снижается, а затем осенью принимается решение о выплате промежуточных дивидендов по итогам первого полугодия.

«В результате Росимущество не выполняет прогнозные показатели, – констатировала зампред Счетной палаты. – Если Правительство примет аналогичные решения по итогам работы обществ в 2019 году, то риски непоступления дивидендов в 2020 году возрастут на 60,7 млрд рублей и составят в общей сумме 127,6 млрд рублей. Мы указываем на этот риск и в заключении на проект федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Еще одно замечание Счетной палаты касается реализации госпрограмм. Согласно законопроекту расходы по ним в целом вырастут на 183,1 млрд рублей.

«По нашей оценке, изменения в финансировании госпрограмм могут сказаться на достижимости некоторых целевых показателей. Однако в пояснительной записке к законопроекту отмечается, что менять целевые показатели не требуется. Это снова ставит вопрос о том, насколько целевые показатели госпрограмм привязаны к включенным мероприятиям и насколько корректно спланированы сами госпрограммы», – отметила Галина Изотова.

Другая традиционная зона риска, по мнению Счетной палаты, – это Федеральная адресная инвестиционная программа. Как сообщила Галина Изотова, на 1 октября 2019 года уровень кассового исполнения составил всего 350 млрд рублей или 38,7% сводной росписи.

«В прошлом году, который мы считали антирекордным по исполнению ФАИП, к октябрю было исполнено 44%. К октябрю 2019 года введены в эксплуатацию только 25 из 390 запланированных на этот год объектов. Это серьезные риски невыполнения показателей программы по итогам года», – подчеркнула зампред Счетной палаты.

Она также напомнила, что в законопроекте расходы на ФАИП в целом уменьшаются на 28 млрд рублей. При этом сам законопроект и прилагаемые к нему материалы не позволяют провести детализированный анализ всех изменений по объектам ФАИП.

«В связи с этим мы предлагаем внести изменения в Бюджетный кодекс, чтобы вместе с поправками в федеральный бюджет представлялись данные об изменении финансирования по всем объектам ФАИП, а не только по новым», – отметила Галина Изотова.

Счетная палата: расходы федерального бюджета в 2019 году могут быть исполнены не в полном объеме

Коллегия Счетной палаты утвердила оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета за январь-сентябрь 2019 года.

В текущем году курс рубля преимущественно укрепляется, ослабление национальной валюты происходило только в мае и августе. При этом в среднем за девять месяцев курс доллара США был на 3,79 рубля слабее, чем в аналогичном периоде 2018 года, и составил 65,07 рубля за доллар США.

В сентябре по сравнению с августом цена на нефть марки «Юралс» выросла на 3,2%, баррель стоил 61,1 доллара США. Данное подорожание несет временный характер и связано с сокращением предложения на рынке нефти, в том числе после террористической атаки на нефтяные объекты Саудовской Аравии. За девять месяцев текущего года средняя стоимость одного барреля нефти марки «Юралс» составила 64,3 доллара США, что на 8,9% ниже показателя января – сентября 2018 года.

Федеральный бюджет исполнен с профицитом в объеме 2,99 трлн рублей при утвержденном профиците 1,88 трлн рублей. Объем привлечения по государственным внутренним заимствованиям увеличился в 1,9 раза по сравнению с аналогичным периодом 2018 года и составил 1,66 трлн рублей.

Общий объем доходов федерального бюджета увеличился на 7,5% по сравнению с прошлым годом и составил 15,03 трлн рублей (74,5% от прогноза). Наибольшее превышение доходов отмечается по НДС, НДПИ, налогу на прибыль организаций и доходам в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, снижение – по вывозным таможенным пошлинам.

Инфляция в сентябре достигла целевого значения и составила 4% в годовом выражении (к сентябрю 2018 года). В отчете говорится, что на показатель повлияло сезонное снижение цен на продовольственные товары и услуги. Оно длилось четыре месяца подряд и привело к дефляции в августе–сентябре (снижение цен составило 0,4%).

При этом потребительский спрос продолжает замедляться: прирост оборота розничной торговли составил 1,4%, платные услуги населению снизились на 0,7%. Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 0,2% благодаря резкому росту в III квартале (на 3% по сравнению с III кварталом 2018 года).

Уровень исполнения расходов оказался достаточно низким – всего 62,9% показателя сводной росписи. Наиболее низкий уровень, как и годом ранее, отмечается по разделам: «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Общегосударственные вопросы», «Культура, кинематография», «Национальная экономика», «Физическая культура и спорт». Исходя из сложившейся ситуации, Счетная палата видит риски неисполнения расходов в полном объеме.

Еще ниже – всего 52,1% — уровень исполнения расходов на реализацию нацпроектов и комплексного плана. Причем по трем нацпроектам и комплексному плану показатель оказался даже ниже 40%. Расходы на закупку товаров (работ, услуг) в рамках нацпроектов составили лишь 14% от показателя сводной росписи. По шести из 72 федеральных проектов расходы не осуществлялись.

Пять главных распорядителей бюджетных средств (Минкомсвязь, Ростуризм, ФАДН, Росавиация, ГК «Роскосмос») исполнили расходы на низком уровне — менее 40%.

***

Как сообщает ТАСС, по предварительным данным, исполнение расходов на 1 ноября по пяти нацпроектам превысило 70%. Лидером стал нацпроект «Демография» – расходы по этому направлению исполнены на 83,4% к бюджетным ассигнованиям, установленным сводной бюджетной росписью. Следом идут «Здравоохранение» (74,8), «Культура» (74,3%), «Наука» (72%), «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (70%).

Более чем наполовину расходы были исполнены еще по четырем нацпроектам: «Образование» (68,3%), «Жилье и городская среда» (65,3%), «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (62,6%) и Комплексный план (57,3%).

По экспортному нацпроекту расходы реализованы на 43,5%, по нацпроекту производительность труда – на 48,5%. По нацпроекту «Экология» исполнение составило 27,1%, «Цифровая экономика» – 16,2%.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question