Сегодня: 20.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

СП Якутии: количество обманутых дольщиков может вырасти

15.01.2021

YKTIMES.RU – В соответствии со статьей 11 Закона Республики Саха (Якутия) «О Счетной палате РС (Я)», пунктом 2.6 Плана работы Счетной палаты Республики Саха (Якутия) на 2020 год, поручением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (постановление №328-VI от 21.11.2019) проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и результативности использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направленных на реализацию мероприятия «Государственная поддержка граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков жилья» государственных программ «Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы», «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы» и «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы»» (камерально), говорится в сообщении Счетной Палаты Якутии.

Объектами контрольного мероприятия являлись: Министерство строительства РС (Я); Унитарная некоммерческая организация «Фонд Республики Саха (Якутия) по защите прав граждан – участников долевого строительства»; Управление государственного строительного и жилищного надзора РС(Я); Окружная администрация города Якутск; Администрация МО «Чурапчинский улус (район)» РС(Я); Жилищно – строительные кооперативы («Дабаан», «Пекарского», «Надежда», «Автодорожная 19»).

По результатам контрольного мероприятия установлено следующее.

1. Системная работа по защите прав обманутых дольщиков в республике проводится с 2012 года. В этот период принят Закон РС (Я) от 29.03.2012 года 1046-З №993-IV «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате неисполнения застройщиками своих обязательств» (далее – Закон РС (Я) о мерах господдержки граждан), которым предусмотрены четыре формы господдержки за счет средств госбюджета республики.

За последние 9 лет 1645 дольщиков удовлетворили свои законные требования, получили квартиры или денежную компенсацию.

В настоящее время в республике на законодательном уровне не урегулированы проблемы отдельных категорий граждан, таких как, пострадавшие граждане – участники строительства индивидуальных жилых домов; – участники жилищно-накопительных кооперативов; – участники жилищного строительства по объектам, признанным впоследствии самовольными постройками. По оценке Счетной палаты РС (Я) общее количество пострадавших граждан указанных категорий составляет порядка 453 человек на сумму ущерба более 473 млн. рублей.

Вместе с тем, УНО «Фонд Республики Саха (Якутия) по защите прав граждан – участников долевого строительства» (далее – республиканский Фонд) ведется работа по систематизированному учету таких граждан, для выработки в последующем во взаимодействии с органами власти на региональном и муниципальном уровнях, решений, направленных на разрешение проблем в рамках действующего законодательства, в том числе с применением всех механизмов восстановления прав в судебном порядке. Кроме того, Уполномоченным по правам человека в РС (Я) в адрес Минстроя РС (Я) и Правительства РС (Я) внесено предложение о рассмотрении вопроса о внесении в установленном порядке изменений в соответствующие нормативные правовые акты в части распространения мер государственной поддержки на вышеуказанные категории лиц (находится на рассмотрении в ведомствах).

В Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 214 ФЗ) были внесены изменения, направленные, в том числе на создание инструментов защиты прав граждан – участников долевого строительства. Несмотря на принятые меры, количество обманутых дольщиков увеличилось и в проверяемом периоде, по оценке Счетной палаты РС (Я), составило порядка 1 893 человека.

По состоянию на 01.12.2020 года количество обманутых дольщиков составило 685 человек. Рост обманутых дольщиков в 2020 г. по сравнению с 2019 г. в 4,8 раза обусловлен увеличением количества проблемных объектов в Дорожной карте, в результате изменения понятия «проблемный объект» в действующем законодательстве.

При этом в 2020 г. по сравнению с 2017 г. количество проблемных объектов в республике снизилось до 12 (7 застройщиков), или на 25% (в 2017 г. – 16 объектов (10 застройщиков)).

Согласно данным единого реестра проблемных объектов по состоянию на 01.12.2020 г. в реестр включено 12 домов с жилой площадью 44 тыс. кв. м, 7 застройщиков в 3 МО (г. Якутск, Чурапчинский и Намский районы). Наибольшее количество проблемных объектов находится в г. Якутске – 10 домов (83%).

В проверяемом периоде восстановлены права 1 138 пострадавших граждан (62% от общего количества обманутых дольщиков (1 823 чел.)), в том числе 386 чел. – с привлечением бюджетных средств, 752 чел. – за счет средств застройщиков (из них: 969 чел. путем завершения строительства 15 МКД; 169 чел. за счет выплаты компенсации в размере 299 396 тыс. рублей (99 чел. – 212 200 тыс. рублей (федеральный Фонд), 70 чел. – 87 196 тыс. рублей (ГБ)).

Полное восстановление прав граждан – участников долевого строительства в республике планируется завершить в 2022 году.

На 2021- 2022 годы запланировано восстановить права 689 пострадавшим гражданам – участникам долевого строительства по 12 проблемным объектам, из них 624 чел. при помощи поддержки федерального Фонда, 6 чел. – за счет средств госбюджета РС (Я) (2 чел. «двойные продажи», 4 чел. – не включены в реестр пострадавших граждан (на рассмотрении в Минстрой РС (Я)), 59 человек за счет средств застройщиков).

При этом с учетом информации республиканского Фонда существуют риски увеличения количества обманутых дольщиков.

2. В настоящее время в республике в целом сформирована нормативно-правовая база, направленная на обеспечение прав граждан – участников долевого строительства.

Вместе с тем, Порядок №294 («двойные продажи»), регламентирующий расходование бюджетных средств на реализацию мероприятия «Государственная поддержка пострадавших граждан от недобросовестных застройщиков», действует до 01.01.2021 года при плановом сроке восстановления прав пострадавших граждан в Дорожной карте до 2022 года.

В Порядке предоставления мер государственной поддержки жилищно-строительным кооперативам, созданным в целях завершения строительства проблемных объектов, утвержденном постановлением Правительства РС (Я) от 12.07.2018 №216 (далее – Порядок №216 ЖСК) отсутствует норма, регламентирующая уменьшение субсидии на размер дополнительного софинансирования со стороны ЖСК при наличии квартир в МКД, строящихся без долевого участия граждан, что приводит к излишнему расходованию бюджетных средств.

При наличии помещений в проблемных объектах, свободных от прав третьих лиц и финансируемых за счет средств госбюджета, в Порядке 216 ЖСК отсутствует норма, регламентирующая передачу получателем субсидии свободных квартир в государственную (муниципальную) собственность для их последующей передачи иным пострадавшим участникам долевого строительства.

В Порядке 216 ЖСК отсутствует норма, регламентирующая уменьшение размера субсидии на размер задолженности пострадавших участников долевого строительства по договорам долевого участия в строительстве, заключенным с недобросовестным застройщиком проблемного объекта.

В нарушение п.3 Распоряжения Правительства РС (Я) №983-р Дорожная карта актуализировалась Минстроем РС (Я) в 2019 году 1 раз в год, в 2020 году 2 раза в год, а не ежеквартально.

В нарушение ст.3 Закона РС (Я) о мерах господдержки Минстроем РС (Я) с 2019 года не формируется реестр пострадавших граждан, за исключением реестра пострадавших граждан по «двойным продажам». Кроме того, министерство не проводило инвентаризацию пострадавших граждан.

В республике отсутствует порядок формирования и ведения реестра пострадавших участников строительства на территории РС (Я), за исключением регионального реестра пострадавших граждан по «двойным продажам».

3. Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью на реализацию мероприятия «Государственная поддержка граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков жилья» ГП-68, ГП-20 на 2018-2022, ГП-20 на 2020-2024, за 2017-2020 гг. составляет 306 770 тыс. рублей: 2017 г. – 45 000 тыс. рублей, 2018 г. – 20 000 тыс. рублей, 2019 г. – 154 821 тыс. рублей, 2020 г. – 86 949 тыс. рублей.

За 2017 г. исполнение составило 36 270 тыс. рублей, или 81% от плана (45 000 тыс. рублей) (остаток в размере 8730 тыс. рублей – это не направленная в адрес ЖСК субсидия, в результате отсутствия бюджетных средств). При этом исполнение получателями средств субсидии из госбюджета РС (Я) составило 100%. За 2018 г. – 20 000 тыс. рублей (100%). За 2019 г. – 154 821 тыс. рублей (100%). За 2020 г. (на 01.12.2020 года) – 56 707 тыс. рублей (65%).

4. Общий объем проверенных Счетной палатой средств, направленных на реализацию мероприятия «Государственная поддержка граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков», составил 600 127 тыс. рублей (212 200 тыс. рублей (федеральный Фонд), 306 770 тыс. рублей (ГБ), 10 105 тыс. рублей (МБ), 71 052 – внебюджетные средства (софинансирование ЖСК).

В ходе камеральной проверки Счетной палатой установлено целевое использование бюджетных средств.

Общий объем нарушений, недостатков и рисков, выявленных в ходе контрольного мероприятия, составил 46 398 тыс. рублей (ГБ) (102 факта), или 8% от общего объема проверенных средств. Из них общий объем нарушений составил 27 165 тыс. рублей (ГБ) (98 фактов), в том числе:

  • – неосуществление бюджетных полномочий главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (2 факта: МО «Чурапчинский улус», Минстрой РС(Я)), выразившееся в недостаточном контроле Минстроя РС(Я), как главного распорядителя бюджетных средств, ответственного исполнителя подпрограмм, Уполномоченного органа в сфере защиты прав и законных интересов пострадавших граждан, по соблюдению Порядков предоставления (расходования) субсидии, а также результативности использования средств госбюджета РС(Я), что привело к нарушениям условий Порядков предоставления (расходования) субсидий некоммерческими организациями и неэкономному использованию бюджетных средств. Кроме того, отсутствовал контроль МО «Чурапчинский улус» по обеспечению результативности использования средств местного бюджета, что привело к нарушению срока ввода дома;
  • – нарушение при выполнении или невыполнение государственных (муниципальных) задач и функций государственными органами и органами местного самоуправления (49 фактов: Минстрой РС (Я) (46 фактов), МО «Чурапчинский улус» (3 факта)), выразившиеся: в не формировании реестров пострадавших граждан; не направлении информации в адрес ОМСУ о принятых решениях в отношении пострадавших граждан; несвоевременных утверждений реестров, списков и приказов; в нарушении сроков рассмотрения заявлений и заключения соглашений с ЖСК; не приведения Порядка №216 ЖСК в соответствие с ГрК РФ, в части представления положительного заключения государственной экспертизы проектной документации;
  • – нарушение порядка определения объема и предоставления из бюджета субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями на общую сумму 27 165 тыс. рублей (42 факта), выразившиеся в не уменьшении размера субсидии при невыполнении показателей результативности (3 000 тыс. рублей (2 факта), ЖСК «Пекарского», ЖСК «Дабаан»); неправомерного завышения объема субсидии (без учета софинансирования 50% от сметной стоимости, предусмотренной к завершению строительства объекта) (4 502 тыс. рублей (1 факт), ЖСК «Пекарского»); неправомерного уменьшения объема субсидии на софинансирование (за счет свободных квартир), не предусмотренного Порядком, (19 663 тыс. рублей (1 факт), ЖСК «Автодорожная 19»); в предоставлении субсидии некоммерческим организациям при отсутствии необходимых документов, подтверждающих соблюдение условий предоставления субсидии и критерии отбора (38 фактов);
  • – нарушение общих требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренных Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в части отсутствия бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций ((2 факта), ЖСК «Дабаан», ЖСК «Надежда»).
  • – нарушение п.2 ст.14 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Устава, в части не формирования реестров членов кооператива – участников долевого строительства ((3 факта), ЖСК «Надежда», ЖСК «Дабаан», ЖСК «Пекарского»).

Общий объем недостатков и рисков составил 19 233 тыс. рублей (ГБ) (4 факта), в том числе:

– нарушение принципа эффективного расходования бюджетных средств, установленного ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, в сумме 19 233 тыс. рублей (3 факта), выразившееся в отсутствии экономности расходования бюджетных средств при распределении субсидии ЖСК «Пекарского, ЖСК «Дабаан» и ЖСК «Автодорожная 19». При этом утрачена возможность республики восстановить права 15 пострадавших граждан путем выплаты компенсации за счет возможной экономии бюджетных средств.

Так, отсутствие в Порядках №214 ЖСК, №216 ЖСК нормы, регламентирующей уменьшение размера субсидии на дополнительное софинансирование ЖСК (при наличии квартир МКД, строящихся без долевого участия), привело к предоставлению субсидии из государственного бюджета в завышенном размере (расчетно) на 13 449 тыс. рублей (2 факта), в том числе:

  • – 10 395 тыс. рублей ЖСК «Дабаан» (5 квартир). При распределении субсидии Минстроем РС (Я) не учитывалась возможность дополнительного софинансирования со стороны ЖСК при наличии квартир в МКД, строящихся без долевого участия граждан, общей расчетной стоимостью 10 395 тыс. рублей (расчет произведен с учетом средней рыночной стоимости 1 м2 первичного жилья по г. Якутску – 82 500 тыс. рублей и площади 5-ти квартир – 126 м2);
  • – 3 054 тыс. рублей по ЖСК «Автодорожная 19» (6 квартир). Минстроем РС (Я) предоставлена субсидия в размере 28 392 тыс. рублей с учетом софинансирования ЖКХ в виде стоимости квартир, строящихся без долевого участия, в размере 25 002 тыс. рублей, рассчитанной по приказу Минстроя России от 21.06.2019 №353/пр (71 292 рублей за 1 м2) с учетом площади 6 квартир – 350,7 м2. При этом фактическая средняя рыночная стоимость 1 м2 первичного жилья по г. Якутск составляла 80 000 тыс. рублей . Расчетная стоимость 6-ти квартир с учетом рыночной стоимости 1 м2 составляет 28 056 тыс. рублей, что на 3 054 тыс. рублей больше стоимости квартир, определенной по приказу Минстроя России.

Отсутствие в Порядке №214 ЖСК нормы, регламентирующей уменьшение размера субсидии на размер взносов (паев) участников долевого строительства, привело к предоставлению субсидии из государственного бюджета в завышенном размере на 5 784 тыс. рублей. Так, при получении ЖСК «Пекарского» денежных средств в сумме 26 156 тыс. рублей (15 000 тыс. рублей – (субсидия ГБ), 9 156 000 – взносы (паи)), фактически израсходовано на завершение строительства объекта 20 372 тыс. рублей, что меньше на 5 784 тыс. рублей.

– установлен риск не завершения строительства в 2020 году объекта «Намский, с. Намцы, улица Ленина, дом 21, корпус 1» (не восстановления прав 9 пострадавших граждан) и, как следствие, риск неисполнения регионального плана-графика (при плане ввода объекта ноябрь 2020 года, строительная готовность на момент проверки – 93%).

В ходе проверки исполнения индикаторов (показателей) ГП-68, ГП-20 на 2018-2022, ГП-20 на 2020-2022 установлены факты занижения плановых значений показателей в результате некачественного их планирования, отсутствия инвентаризации пострадавших граждан – участников долевого строительства, отклонений фактического исполнения показателей от отчетных данных и, как следствие, недостоверность отчетных данных.

Проверка показала целевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков жилья» ГП-68, ГП-20 на 2018-2022 годы, ГП-20 на 2019-2022 годы. При этом с учетом выявленных нарушений и недостатков Счетная палата Республики Саха (Якутия) сделала вывод, что использование бюджетных средств в рамках вышеуказанного мероприятия недостаточно результативно.

Коллегией Счетной палаты Республики Саха (Якутия) (постановление от 18 декабря 2020 года №32-2) рассмотрен и принят отчет о результатах контрольного мероприятия (отчет утвержден заместителем Председателя Счетной палаты Республики Саха (Якутия) 18 декабря 2020 года) и направлены:

1. Информационные письма в адрес: Главы Республики Саха (Якутия), Правительства Республики Саха (Якутия) (с приложением отчета); Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (с приложением отчета); УНО «Фонд Республики Саха (Якутия) по защите прав граждан – участников долевого строительства» (с приложением отчета).

2. Представление в целях устранения нарушений и недостатков в адрес Министерства строительства Республики Саха (Якутия).


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question