Сегодня: 25.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

У китайских друзей Борисова и Макарова появился новый противник

22.02.2017

YKTIMES.RU – «Газпром нефть» пополнила ряды несогласных со строительством Амурского НПЗ на Дальнем Востоке, разослав письма в Минэнерго и «Транснефть». Однако, несмотря на отказ крупных нефтяников поставлять топливо, завод уже нашел половину объема нужной ему для загрузки нефти, сообщает РБК.

«Газпром нефть» (дочка «Газпрома») считает, что строительство Амурского НПЗ (которое на 90% профинансирует китайская компания «Мэн лань син хэ») создаст избыток предложения на топливном рынке Дальнего Востока и сократит возможности для экспорта нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Об этом компания проинформировала в середине января заместителя министра энергетики Анатолия Яновского, а в конце ноября 2016 года — вице-президента «Транснефти» Михаила Гришанина. Копии обоих писем имеются в распоряжении РБК, их подлинность подтвердили один из участников профильного совещания по Амурскому НПЗ в Минэнерго и менеджер «Транснефти». Яновский отказался комментировать служебную переписку.

«Строительство нового завода, ориентированного на экспорт продуктов первичной переработки и полуфабрикатов в Китай, по мнению «Газпром нефти», нецелесообразно. После завершения проектов модернизации восточных НПЗ в стране Дальневосточный регион будет полностью обеспечен нефтепродуктами», — говорится в письме от 12 января 2017 года исполняющего обязанности замгендиректора по логистике, переработке и сбыту «Газпром нефти» Левана Кадагидзе Яновскому.

Речь идет о Комсомольском, Ангарском и Ачинском НПЗ «Роснефти», Хабаровском НПЗ Независимой нефтяной компании и Омском НПЗ «Газпром нефти», указывает, в свою очередь, заместитель председателя правления «Газпром нефти» Анатолий Чернер в письме к первому вице-президенту «Транснефти» Михаилу Гришанину от 22 ноября 2016 года.

После безуспешных переговоров с крупнейшими поставщиками нефти, а также с «Транснефтью» по ее прокачке завод согласились поддержать сразу несколько крупных бизнесменов из списка Forbes. Вице-премьер и полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, который с самого начала поддерживал строительство завода, в интервью «Известиям» 21 февраля сказал: «Роснефть» у нас самая большая нефтяная компания, но, слава богу, не единственная. Насколько мне известно, инвесторы Амурского НПЗ купили две небольшие нефтяные компании: в Якутии и Иркутской области. Объем их добычи может закрыть половину потребности НПЗ, то есть до 3 млн т нефти».

Нежеланный завод

Строительство Амурского НПЗ в селе Березовка Ивановского района Амурской области недалеко от китайской границы в апреле 2016 года одобрил президент Владимир Путин. Но судьба завода стоимостью 123 млрд руб. обсуждается с 2004 года. Китайская компания на 90% профинансирует стройку, которая должна начаться весной 2017 года, а запуск предприятия ожидается в 2019 году. НПЗ ?с глубиной переработки нефти более 90% будет перерабатывать 6 млн т сырья ежегодно: 4 млн т нефти и 2 млн т газового конденсата. В России будет оставаться 25% продукции: 600 тыс. т дизтоплива, 158 тыс. т нефтяного кокса, 55 тыс. т авиационного керосина. Остальная продукция (дизтопливо и нафта) будет направляться в Китай.

«Газпром нефть» продает часть топлива со своего Омского НПЗ на Дальнем Востоке, где оно стоит дороже, говорят участники рынка. Но, по прогнозам компании в одном из писем, уже начиная с 2017 года на Дальнем Востоке ожидается профицит бензина в 1,5 млн т в год и дизельного топлива в 2,3 млн т. По данным «Газпром нефти», производство бензина в Сибири и на Дальнем Востоке для нужд региона составит 7,8 млн т, а спрос — 6,3 млн т; дизельного топлива — 10,3 млн и 8,2 млн т соответственно. А к 2025 году избыток производства бензина по сравнению со спросом вырастет до 3 млн т, дизельного топлива — до 12,4 млн т.

Традиционно на Дальнем Востоке наблюдался недостаток предложения топлива, что сказывалось на цене на заправках. Например, в феврале текущего года цены на бензин АИ-92 в Амурской области, по расчетам агентства Thomson Reuters Kortes, превышали цены в Омской области (где расположен НПЗ «Газпром нефти») на 10,4% (38,48 против 34,45 руб. за литр). Дизельное топливо в Амурской области стоило на 8,71% дороже (39,93 против 36,73 руб. за литр в Омской области).

«Маржа от продажи нефтепродуктов на Дальнем Востоке выше, чем в Центральной России. Рынок пока остается премиальным из-за низкой конкуренции, и профицита топлива на нем пока не наблюдается. Мы тоже против появления на нем еще одного завода — Амурского НПЗ. Это может снизить цены на продукцию и нашу прибыль», — сказал РБК источник в Независимой нефтяной компании.

«Газпром нефть» также опасается, что подключение к трубопроводу «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) новых нефтеперерабатывающих заводов сократит экспортные возможности:

«Появление нового НПЗ приведет к сокращению пропускной способности для экспорта нефти в страны АТР. Сокращение присутствия российских компаний и их доли на этом стратегически важном рынке приведет в перспективе к ухудшению экономики реализации (нефти. — РБК), ужесточению конкуренции с ближневосточными производителями и потере долгосрочных отношений с ведущими переработчиками региона», — пишет Чернер.

«Транснефть» еще в июле 2014 года отказалась подключать Амурский НПЗ к ВСТО, сославшись на ограниченность ресурсов трубопровода. Но в феврале 2017 года бизнесмен Григорий Березкин согласился переваливать нефть для нового завода через принадлежащий ему Уярский железнодорожный терминал в Красноярском крае.

По словам генерального директора Амурской энергетической компании (заказчик строительства Амурского НПЗ) Александра Гордеева, Амурский НПЗ не будет конкурировать с крупными нефтяными компаниями на рынке продажи топлива Дальнего Востока. «Мы выполняем распоряжение президента экспортировать в Китай не сырую нефть, а нефтепродукты», — сказал он. Гордеев подтвердил, что по итогам профильных совещаний в Минэнерго ему известно о позиции как «Газпром нефти», так и «Роснефти», которую он также называет противником появления завода. По его словам, после начала переговоров о перевозке нефти для нужд предприятия с Григорием Березкиным и его железнодорожным терминалом Уяр активизировались переговоры с добывающими нефть в Красноярском крае компаниями. «Через один-полтора месяца у нас будут подписаны контракты на поставку нефти», — сказал он РБК.

Источник РБК в «Роснефти» сомневается в том, что Амурский НПЗ получит желаемые 6 млн т нефти на переработку:

«И мы, и все остальные крупные компании отказали им в продаже нефти. Этот завод никому не нужен. Если на Дальнем Востоке будет построен Восточный нефтехимический комбинат, то ни о каком дефиците топлива не может быть и речи», — полагает собеседник.

В сентябре 2016 года Амурский НПЗ подписал предварительные протоколы о намерениях по поставкам нефти на завод с двумя малоизвестными нефтяными компаниями, одна из которых — компания «Харьяга» (на 95% принадлежит структурам бизнесмена Александра Мамута, состояние которого Forbes оценивает в $2,6 млрд). Генеральный директор «Харьяги» Богдан Плотников в сентябре говорил РБК, что компания договорилась о поставках нефти для Амурского НПЗ в объеме не менее 1,5 млн т с 2019 года с возможным увеличением объемов в дальнейшем. Второй потенциальный поставщик на завод — компания «Туймааданефть» с месторождениями в Якутии — обещала начать поставки на завод не менее 2 млн т нефти ежегодно после 2020 года.

Представители «Газпром нефти» и «Роснефти» от комментариев отказались. Представитель ННК не ответил на запрос РБК. Представитель «Транснефти» не стал комментировать служебную переписку, уточнив лишь, что компания не изменила своей позиции по поводу Амурского НПЗ: его нецелесообразно подключать к ВСТО из-за отсутствия гарантий по поставкам нефти, а также без учета в смете строительства завода финансирования на расширение трубопровода под нужды этого завода.

Людмила Подобедова. 

От YKTIMES.RU отметим, что перечисленные аргументы будут выдвинуты и против  проекта АО «Туймаада-нефть» по строительству Алданского НПЗ. Нефти по трубе он не получит, несмотря на очень активное лоббирование этого прокета со стороны главы Якутии Егора Борисова. А перевозки по ж/д делают проект нерентабельным. О тесной дружбе властей Якутии с корпорацией «Мэн лань син хэ» наш сайт неоднократно писал. Напомним, что у «Туймаада-нефть» и у китайской компании есть в Якутии совместный бизнес – ЗАО «Туймааданефтегаз»:

Заместителем председателя правления «Мэн Лань Син Хэ» является владелец группы компаний «Сириус» Тао Жань. По данным официальных якутских СМИ, впервые сей господин посетил Якутию в составе официальной делегации в середине 2010 года для проведения переговоров с якутскими предприятиями. Это визит состоялся практически сразу после получения ОАО «Туймаада-Нефть» лицензии на Бирюкский участок.

С тех пор китайский товарищ зачастил в Якутию, наладил здесь бизнес, укрепил дружбу с Иваном Макаровым, неоднократно встречался с главой республики Егором Борисовым, был им всячески обласкан и даже удосужился его личного приглашения на национальный праздник Якутии Ысыах.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question