Сегодня: 29.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Уровень общения Путина с народом уронили до сельской водоколонки

26.06.2019

YKTIMES.RU – Интерес россиян к телетрансляции ежегодной прямой линии с президентом Владимиром Путиным стал самым низким с 2011 года. Об этом пишет РБК со ссылкой на исследование компании Mediascope.

В России рейтинг последней телепередачи составил 7,6%, а доля аудитории — 51,5%. В 2018 году рейтинг был повыше — 8,3%, а доля аудитории пониже 49,9%. В абсолютных цифрах она уменьшилась с 5,8 млн до 5,3 млн человек.

Пик популярности прямой линии пришелся на 2015 год, когда еще влиял фактор Крыма, а пенсионная реформа не началась. Наименьший интерес был в 2010 году, когда Путин работал премьер-министром, а не президентом.

При этом по данным «Медиалогии», сообщения в интернете об ответах президента на вопросы россиян собрали 110 млн просмотров. В сети зафиксировано 5,9 млн лайков, репостов, ретвитов и комментариев, сыплет цифрами «Рамблер».

Как пишет “Свободная Пресса“, комментарии к прямой линии можно встретить самые разные.

«Посчитали только смотревших трансляцию, но не учли, сколько людей отошло от экранов, плюясь с досады от бездарно потраченного времени», — пишет один из читателей сайта «Новой газеты».

«Непопулярной? Тут, пожалуй, более подходят другие слова, к примеру такие как — ненависть, отчаяние, досада, тошнота, безнадежность, тоска», — сетует другой.

Необычный формат общения российского лидера с народом, не оставил равнодушным Запад. Французская Le Figaro обращает внимание, что Путин отвечает на личные жалобы сограждан в терминах макроэкономики и видит в этом скорее педагогический прием, нежели инструмент обратной связи с главой государства.

Дмитрий Песков назвал прямую линию «уникальным проектом» во всем мире и посетовал, что европейцы, хотя и интересовались российским опытом, перенять его не решились. Это вызвало критику со стороны оппонентов Кремля, которые указали на свободные выборы, как альтернативу прямому общению лидера с электоратом.

Эффективность прямой линии как политического инструмента власти обсуждается на фоне турбулентности рейтинга президента Путина. Неоднозначные цифры, полученные ВЦИОМ, вызвали критику Кремля и заставили социологов изменить методику. Однако падение рейтинга все равно продолжилось.

— Поступают самые разные данные и все они свидетельствуют, что интерес к прямой линии с президентом снизился и очень серьезно, — говорит медиаэксперт Ольга Тропкина. — Это объективная реальность.

«СП»: — Почему так происходит?

— А почему он должен оставаться на прежнем уровне или расти? Есть две базовые причины снижения. Во-первых, сам этот формат себя абсолютно изжил. Даже при позитивном фоне невозможно поддерживать интерес к одному и тому же формату построения диалога с гражданами, с избирателями. Необходимо искать другие повороты, формы. И это вопрос креатива, новых технологий.

В то время как темп жизни ускоряется, появляются новые формы коммуникации, все, что мы увидели — это блогеры, количество которых растет. Попытка отыграть все за счет блогеров выглядит странно. Потому что большинству населения Российской Федерации, бюджетникам, такой формат вряд ли близок. Не думаю, что в блогерах они видят отражение своей позиции.

И второе — это неверие в то, что вопросы доходят. Есть яркие очевидные вопросы, например, касающиеся пенсионной реформы, повышения НДС, снижения покупательского спроса, дела Голунова, но серьезных ответов мы не получаем. Если уж эти вопросы перебивают повестку ПМЭФ-2019, то они должны четко звучать.

Только одно объединяющее событие случилось за год — чемпионат мира по футболу. Зато мы видим повышение цен, протесты в Екатеринбурге и Шиесе, но этого в повестке нет. В жизни одни вопросы, а на прямой линии — другие. Уже который год нет ощущения откровенности этой беседы. И кажется организаторы линии вообще не задумываются над необходимостью изменений. Какое-то равнодушие.

Автор расследований о чиновниках и олигархах Сергей Ежов также полон скепсиса.

— Известно, что на прямую линию поступило более полутора миллионов вопросов, а смотрели ее пять миллионов человек. Получается, участниками телесеанса с Путиным стали сами отправители этих вопросов да члены их семей, чиновники, политологи и журналисты. Вышел такой расширенный вариант приема президентом населения, а в роли кабинета выступил телеящик.

С ролью «личного приёма» прямая линия, наверное, справляется. Но на массовую аудиторию уже не влияет. И как не старался ВЦИОМ, обещая, что за эфиром будет следить аж 75 процентов населения, реальность оказалась далеко от официальной социологии.

«СП»: — Что случилось? Президент «приелся» россиянам?

— Все любители телесериалов знают: обычно с каждым новым сезоном качество режиссуры снижается. Падает и интерес зрителей. Поэтому даже самые популярные поначалу сериалы постепенно теряют аудиторию. То же самое происходит и с путинским ситкомом. Не помогают ни новые шутки, ни даже вывод на экран провокационных сообщений.

Поэтому на «линию» с Путиным выходят преимущественно те, кто хочет решить свои частные вопросы. Порой получается, да и то не всегда.

Общественные же проблемы по итогам этих телеэфиров системно не исправляются, а президент дает на общенародные претензии стандартные ответы. Например, что мегазарплаты топ-менеджеров госкомпаний ограничить нельзя, иначе такие профессионалы как Сечин и Миллер убегут за границу.

В свою очередь журналист Ростислав Журавлев сравнил президента РФ с Дедом Морозом.

— Падает рейтинг или нет — это не важно и каких-либо выводов отсюда не следует, тем более, что точно подсчитать количество зрителей можно по-разному, все зависит от методик.

Скорее любопытно другое: прямая линия с главой государства превратилась в «новогоднюю ночь», где исполняются желания людей. Раз в году дозвонившийся счастливчик может гарантировано решить свои проблемы, причем зачастую попросту бытовые. В этом году, например, повезло жителям тюменской деревни Каскара, которым проведут долгожданный водопровод.

«СП»: — Не только им…

— Повезло и ополченцам дагестанского села Ботлих, которым президент пообещал статус ветеранов боевых действий с вытекающими от сюда льготами. Правда не повезло ополченцам Донбасса — они дозвониться не смогли, поэтому придется попытать удачу в следующий раз.

Так что прямая линия — это беспроигрышная лотерея, где счастливым билетиком является голос Путина на другом конце телефонной трубки.

Сергей Аксенов.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question