Сегодня: 29.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

В ДВФО китайцы получат в ТОР кусок границы

19.06.2018

YKTIMES.RU – Китай и Россия договорились создать в районе пунктов пропуска Пограничный (Приморье) и Суйфэньхэ (КНР) трансграничную территорию опережающего развития (ТОР). Общие инвестиции в проект могут составить около 2 млрд. долл. Проработкой занимается рабочая группа в составе межправительственной комиссии по развитию регионов. Подробности обещают представить осенью на Восточном экономическом форуме, передает РБК.

По сообщению пресс-службы Минвостокразвития, внутри ТОР предусмотрено перемещение людей без оформления виз, свободное движение товаров и услуг, а также режим беспошлинной торговли. Планируется построить предприятия по выпуску конкурентоспособной экспортной продукции, торговые и развлекательные объекты для привлечения туристов из Китая. Резиденты смогут без ограничений поставлять продукцию на рынки обеих стран. Управлять трансграничной ТОР будет наблюдательный совет из представителей заинтересованных ведомств России и Китая.

По данным ведомства, на российском участке, вблизи пункта пропуска Пограничный, под проект определено 233 га земель, на китайском — 180 га земель, примыкающих к российской границе со стороны города Суйфэньхэ.

Напомним, более двадцати лет назад, в период расцвета «челночной» торговли, приморские власти и бизнес пытались реализовать похожую идею на этой же площадке. Они инициировали проект Приграничного торгово-экономического комплекса (ПТЭК). Но идея не получила поддержки у федералов и проект не был реализован.

Корпорация «Шанхай Шимао» успела инвестировать более миллиарда юаней в строительство торгово-выставочного комплекса площадью 80 тыс. кв. м и восьмиэтажного отеля на 350 номеров. Российская сторона вложила в создание инженерной инфраструктуры и строительство центра деловых коммуникаций более 500 млн. руб., в том числе 42 млн. руб. иностранных инвестиций. В августе 2006 года ПТЭК «условно заработал», но режим свободного перемещения между российской и китайской частями комплекса не был введен. Китайская сторона пыталась реанимировать свою часть комплекса, но без серьезного потока туристов сделать это было непросто, и гостиницу вскоре закрыли. В торгово-выставочном комплексе на китайской стороне периодически проходят выставки. Российская часть ПТЭКа проработала всего один день из-за отсутствия поблизости контрольно-пропускного пункта. Новый КПП «Пограничный» планировали построить, но не построили к саммиту АТЭС-2012. Обустройством занималась «Росграница», но ведомство с 2016 года расформировано.

Ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев, участвовавший в разработке концепции ПТЭКа, считает, что его идея ничуть не устарела. «Концепция ПТЭК и сегодня прекрасно вписывается в программу опережающего развития Дальнего Востока.

Участок в семи километрах от станции Гродеково, через которую идет значительная доля российско-китайских грузов, близость морских портов и автомагистралей — прекрасное место для создания крупного транспортно-логистического центра», — говорит эксперт. Необходимо только поменять профиль деятельности ПТЭКа.

«Все, что связано с торговлей, — вчерашний день, так же, как и привлечение в ПТЭК туристов», — считает он. Нужно сосредоточиться на создании совместных производств, основанных на современных российских разработках, уверен Авдеев. «Начинать нужно со строительства КПП, инициатором проекта должно выступать государство. Со стороны Суйфэньхе КПП перестраивают третий раз, делая его все более мощным и комфортным. На российской стороне он построен наспех частным бизнесом в начале 90-х годов», — говорит Авдеев.

Как сообщил РБК Дальний Восток директор филиала «Росгранстроя» по Приморью и Сахалинской области Игорь Хрущев, строительство КПП «Пограничный» сдвинулось с мертвой точки.

«Нынешние мощности КПП — около 200 автобусов и грузовых машин в сутки, и этот ресурс давно исчерпан. Сейчас мы строим новый погранпереход пропускной способностью до 1300 машин в сутки. Федеральное финансирование проекта обеспечено, новый генподрядчик с прошлого года на объекте работает, нареканий к нему нет. Планы по сдаче КПП “Пограничный” — середина 2019 года», — сказал он.

Ирина Дробышева.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question