Сегодня: 25.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

В Ил Тумэне обсудили бюджетную обеспеченность муниципалитетов

10.11.2019

YKTIMES.RU – В Госсобрании (Ил Тумэн) Якутии 7 ноября 2019 года состоялся круглый стол, на котором были рассмотрены поправки в республиканский закон «О выравнивании бюджетной обеспеченности в муниципальных образованиях», сообщает пресс-служба Ил Тумэна.

Участие в обсуждении законопроекта совместно с народными депутатами республики, членами правительства, руководителями профильных министерств и ведомств приняли представители всех улусов республики.

Открывая работу круглого стола, спикер парламента Якутии Петр Гоголев отметил, что взаимодействие с районами стало одним из важных направлений деятельности депутатского корпуса шестого созыва, подводящего сегодня итоги года работы. Он сообщил, что Государственное Собрание (Ил Тумэн) выходит на диалог с населением, используя различные форматы работы. Наравне с такими стандартными формами, как круглые столы, правительственные часы, парламентские слушания, появились новые интересные проекты: «Час эксперта», «Муниципальный час». Все это помогает построить конструктивный разговор и услышать мнение людей.

Петр Гоголев также сказал об усилении работы парламентского комитета по местному самоуправлению. Многие вопросы отраслевого характера отнесены теперь в его ведение и будут решаться совместно с другими комитетами. Кроме того, спикер подчеркнул активное взаимодействие парламента Якутии шестого созыва с правительством республики и выразил уверенность, что предложения, поступившие в ходе обсуждения важного вопроса по выравниванию бюджетной обеспеченности, найдут отражение в дальнейших действиях кабинета министров.

Председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по вопросам местного самоуправления Василий Местников, в свою очередь, предложил детально обсудить предложенный законопроект в рамках круглого стола и внести конструктивные предложения.

С основной информацией по законопроекту выступил министр финансов РС (Я) Валерий Жондоров, отметив, что новые изменения позволяют упростить, упорядочить и сделать прозрачным весь процесс работы.

Отметим, что далеко не все муниципальные образования имеют одинаковую бюджетную обеспеченность. Большинство получают финансовую помощь из иных источников. Финансовыми донорами являются только те муниципалитеты, которые имеют на своей территории большой запас природных ресурсов. В таких условиях возможности бюджетов многих муниципальных образований не позволяют обеспечить полноценную реализацию прав граждан.

Чтобы разрешить проблему, в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматриваются меры финансовой поддержки муниципальных образований.

Для тех муниципалитетов, где бюджетная обеспеченность ниже установленного определенного минимума, из специально созданных фондов предусматривается выравнивание.

Размеры дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений определяются для каждого поселения субъекта федерации в расчете на одного жителя городского, сельского поселения. Дотации могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, установленными для бюджетов поселений. Порядок расчета данных нормативов устанавливается региональным законом в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

Принимаемый на очередной финансовый год региональный закон о бюджете, в свою очередь, утверждает порядок распределения дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений и (или) заменяющие данные дотации дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты поселений.

Постоянные комитеты Госсобрания (Ил Тумэн) Якутии по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации и по вопросам местного самоуправления 29 марта 2019 года в рамках VIII съезда Совета муниципальных образований республики – ассоциации межмуниципального сотрудничества провели круглый стол, на котором был рассмотрен вопрос о совершенствовании межбюджетных отношений.

Тогда Валерий Жондоров сообщил, что в Якутии планируют перейти на распределение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности по принципам «модельного бюджета».

Внедрение принципов «модельного бюджетирования» позволяет минимизировать риски, связанные с ошибками в планировании и исполнении местных бюджетов, даже незначительные из которых могут привести к невыплате заработной платы, ограничению коммунального обслуживания учреждений, росту кредиторской задолженности и долга. В работе учитывается специфика и проблематика каждого района и города. В случае отклонения бюджетной политики муниципалитета от приоритетов и параметров, гарантирующих полноценное исполнение органами местного самоуправления своих полномочий и качественное предоставление муниципальных услуг, региональный Минфин имеет возможность вмешаться и исправить ошибки. Меры позволят повысить качество жизни населения.

В ходе круглого стола Жондоров представил основные итоги работы правительства Якутии по внесению изменений в методику распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов). Результатом стала разработка соответствующего законопроекта, вносящего изменения в действующий нормативно-правовой акт.

Министр сообщил, что для разработки данного законопроекта была создана межведомственная рабочая группа с привлечением представителей исполнительных органов госвласти и муниципальных образований, состоящая из 132 участников. Среди них было 102 представителя районов республики. Члены группы работали по нескольким направлениям, имеющим важное значение для формирования муниципального бюджета. Всего поступило 135 предложений.

Одобрены подходы по поэтапному переходу, распределению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности по принципу «модельного бюджета» по следующим этапам: с 2020 года по муниципальным районам и городским округам, с 2021 года по городским и сельским поселениям. Был проведен анализ реестров расходных обязательств местных бюджетов по итогам исполнения за 2018 год и проведена группировка расходных обязательств по направлениям и по группам наиболее приоритетных расходов из местных бюджетов.

Среди регионов РФ переход на распределение дотации между муниципальными образованиями по принципу «модельного бюджета» был осуществлен в Нижегородской области, начиная с 2019 года. Другие субъекты РФ тоже только начинают внедрять принцип «модельного бюджета».

Участники круглого стола задали докладчику вопросы и внесли свои предложения. Народные депутаты республики Антонина Григорьева, Яков Ефимов, Нюргуяна Федорова, Евгений Перфильев, Андрей Находкин, Алексей Еремеев спросили о периодичности расчёта методики, какими правилами утверждена сама формула расчета, об индексе бюджетных расходов, принципах сокращения дотаций, формирования корректирующего коэффициента цен, отражает ли данный коэффициент реальную стоимость продуктовой корзины с учетом северных и арктических районов и т.д.

В частности, вице спикер парламента Якутии Антонина Григорьева выразила мнение о том, что, несмотря на многие нюансы, не раз обсужденные в парламенте Якутии по данному вопросу, и отраженные в новом законопроекте, изменения, вносимые в методику выравнивания бюджетной обеспеченности, не вызывают заинтересованности муниципальных образований в увеличении доходов. Она призвала пересмотреть документ в части расчета индекса бюджетных расходов.

«Должен быть механизм стимулирования, чтобы заинтересовать муниципальные образования в собственном социально-экономическом развитии», – подчеркнула парламентарий.

Вопросы и свои предложения министру озвучили глава Кобяйского улуса Иван Левин, глава Горного улуса Никита Андреев, глава Нюрбинского улуса Алексей Иннокентьев, глава Усть-Янского района Георгий Федоров, глава Таттинского улуса Михаил Соров, глава Олекминского района Николай Харбин, глава Оленекского эвенкийского национального района Александр Иванов и другие. Они на примере своих улусов обратили внимание на наиболее острые вопросы, связанные с расчетом различных нормативов, экономией расходных средств и эффективным использованием доходной части бюджета каждого муниципалитета с учетом индивидуальных факторов.

Подводя итоги круглого стола, председатель профильного комитета Ил Тумэна Василий Местников поблагодарил всех за активное участие, отметив, что работа по совершенствованию межбюджетных отношений не прекращается, и все озвученные предложения будут включены в рекомендации круглого стола и использованы в дальнейшей работе.

От YKTIMES.RU. Депутат Ил Тумэна Павел Ксенофонтов на свой странице в Фейсбук прокомментировал это заседание.

По-моему, это один из самых сложных вопросов. МСУ – авангард власти. Самая близкая к народу власть, и самая “безденежная”. То же самое можно сказать и про городские округа города Якутска. Полномочий много, ответственность за все – а в бюджете до 60% зарплата, 30% ЖКХ, и на 10% исполняй свои полномочия согласно ФЗ 131.

Минфин РСЯ внес новую методику расчёта выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. На первый взгляд, все хорошо упорядочили, но денег все равно не дали. А принцип “больше собственных доходов – меньше республиканских дотаций” сохранился. Так что мотивация у глав остается прежней – патриотизм.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question