Сегодня: 20.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

В Ил Тумэне обсудили состояние и развитие малокомплектных школ Якутии

8.07.2019

YKTIMES.RU – Круглый стол «Малокомплектная школа в Республике Саха (Якутия): состояние, развитие, правовое регулирование» провел 5 июля 2019 года постоянный комитет Госсобрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций, сообщает пресс-служба Ил Тумэна.

В мероприятии приняли участие депутат Государственной Думы РФ Галина Данчикова, народные депутаты Якутии, руководители и специалисты республиканских министерств и ведомств, образовательных учреждений, представители средств массовой информации.

Председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева отметила, что круглый стол проводится в целях подготовки предложений Якутии к рекомендациям парламентских слушаний «О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации», состоявшихся 24 июня 2019 года в Государственной Думе РФ.

«Выступая на слушаниях, министр просвещения РФ Ольга Васильева заявила, что главное для нас – выровнять качество образования в малокомплектных школах. Она убеждена, что если закрывается школа – прекращается жизнь на селе. Школа – это социокультурный центр», – сказала парламентарий.

Она также отметила, что вопросы малокомплектных школ обсуждались не только в Госдуме и Минпросвещения РФ, но и на других площадках.

В Госдуме РФ 18 марта состоялось совещание на тему «Приоритетные направления совершенствования образовательного законодательства», в котором приняли участие вице-спикер Госсобрания (Ил Тумэн) Антонина Григорьева и председатель профильного комитета якутского парламента Феодосия Габышева. Участники совещания обсудили вопросы реализации образовательных программ с использованием сетевой формы: механизм упрощения порядка лицензирования деятельности, проблемы финансирования образовательных программ в различных образовательных организациях.

Также речь шла об организации обучения в форме семейного образования и самообразования: аттестации, критериях перевода, компенсации затрат на реализацию общеобразовательных программ. Кроме этого, внимание было уделено вопросам привлечения педагогов к непредусмотренным нормативными правовыми актами видам деятельности, включая отчетность и участие в мероприятиях, вариантам оплаты и иным способам вознаграждения.

Совсем недавно, 27 июня, состоялось совещание в Министерстве просвещения РФ по выработке предложений о внесении изменений в федеральное законодательство в сфере образования в целях закрепления особенностей организации общеобразовательных программ в кочевых школах.

«На повестке стоял вопрос создания современной образовательной модели Арктических регионов Российской Федерации. В целях обеспечения качества здоровья детей, проживающих в Арктике, их равного доступа к качественному образованию, развития детского спорта мы выступили с инициативой разработки проекта федеральной программы «Дети Арктики» и представили лучшую практику Республики Саха (Якутия) по организации кочевого образования», — сказала Феодосия Габышева.

«Все наши 7 предложений нашли поддержку, заинтересовали всех участников совещания. Буквально вчера я получила предложение войти в состав рабочей группы под руководством Ольги Васильевой по разработке этих предложений», – сказала народный депутат Якутии.

Парламентарий отметила, что на федеральном уровне ведется системная работа, реализуются национальные проекты, в частности – нацпроект «Образование».

«В октябре мы с Галиной Иннокентьевной в этом же зале провели первое совещание по вопросам реализации нацпроектов с учетом условий республики. Также мы выезжали в Намский район, чтобы на месте обсудить, как же будем реализовать нацпроект».

По ее словам, только в Якутии есть республиканский закон «О государственной поддержке образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах»., а также закон «О кочевых школах».

Как отметила депутат Госдумы РФ Галина Данчикова, понятие «малокомплектная школа» необходимо законодательно закрепить, при этом нужно определить, по каким критериям образовательные учреждения могут называться малокомплектными. Причем решать нужно оперативно.

«В ближайшее время будут приняты рекомендации (на федеральном уровне). До принятия бюджета на следующие три года решение уже должно быть», — отметила парламентарий.

Понятие «малокомплектная школа» до сих пор не прописано ни в одном нормативном правовом документе. Между тем, таких школ в стране насчитывается более 8164, а в Якутии — 300. Каждый регион сам решает, по каким критериям школы относятся к такой категории образовательных учреждений. Сегодня назрела необходимость навести порядок в этой сфере, так как не все регионы могут финансово обеспечивать такие школы, а бюджет на ближайшие три года уже надо верстать.

Депутат Госдумы пояснила, что каждый регион решает по-своему, какие школы называть малокомплектными: «Где-то считают, что малокомплектным считают учреждения, где учатся до 100 детей, а где-то 60. А есть школы, где всего два, три или пять учеников. И без определения малокомплектной школы получается нецелевое использование бюджетных средств».

При этом Галина Данчикова высказала свое мнение, что начальная школа должна быть в каждом селе.

Далее выступили руководители и ответственные работники Министерства образования и науки, Института национальных школ республики, Якутской государственной сельскохозяйственной академии, а также Улахан-Чистайской средней школы им. Н.С. Тарабукина Момского района, Арбынской средней школы Намского улуса и другие.

Далее выступали учителя и главы наслегов, которые высказывали иногда взаимоисключающие мнения. В связи с предстоящей реорганизацией в сфере образования некоторые были обеспокоены тем, что малокомплектные школы окажутся в неравных условиях по сравнению с обычными школами. В частности, в малокомплектных школах один учитель преподает несколько предметов, что может отразиться на качестве образования. Поэтому предлагали создать специальную программу по подготовке таких учителей. Кроме того, в малокомплектных школах дети обучаются в условиях отсутствия конкуренции, то есть у них нет мотивации учиться лучше.

Однако большинство было за сохранение таких школ и за включение критерия отдаленности, поскольку школы в небольших поселениях являются основным фактором существования села. Более того, дети в этом случае будут воспитываться в семьях, получать навыки традиционного уклада жизни, а значит продолжать свой род.

Некоторые села находятся в труднодоступных территориях, в более чем 300 км от соседних сел, районного центра и где нет круглогодичного транспортного сообщения. Вывозить детей на вездеходах не всегда безопасно, а родители, переехав в другое село, не всегда могут быть обеспечены работой.

На круглом столе было решено, что образовательные учреждения внесут свои предложения по критериям малокомплектных школ, а специалисты Института национальных школ Якутии подготовят научное обоснование.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question