Сегодня: 28.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

В Ил Тумэне прошло бурное обсуждение “северного завоза”

19.12.2020

YKTIMES.RU – В Государственном Собрании (Ил Тумэн) по поручению Председателя парламента Петра Гоголева 18 декабря 2020 года прошло расширенное заседание комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики с участием комитетов по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации, по предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры, по селу и аграрной политике, по экономической, инвестиционной и промышленной политике, сообщает пресс-служба Ил Тумэна.

В расширенном заседании приняли участие народные депутаты Якутии, представители муниципалитетов арктических улусов и общественники. Заседание провели вице-спикер Ил Тумэна Виктор Губарев и председатель постоянного комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева.

На заседании с докладом выступил заместитель Председателя Правительства РС (Я) Михаил Никифоров, который рассказал об обеспечении населения в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) продовольствием и о ситуации с завозом, возникшей в конце текущего года. Информация о докладе вице-премьера Правительства Якутии Михаила Никифорова подготовлена в виде отдельного материала и доступна далее по ссылке.

Михаил Викторович рассказал о механизме и схеме завоза в арктические улусы Республики Саха (Якутия). Он сообщил, что завоз, осуществляемый государственными предприятиями, составляет лишь 10 % от объемов потребления, установленных Законом РС(Я) от 05 декабря 2013 г. 1237-З N 29-V «О потребительской корзине в Республике Саха (Якутия)». На сегодняшний день обеспечением арктических районов продовольственными товарами по государственному заданию занимается единое предприятие, созданное путем объединения АО «Якутоптторг» и ОАО «Туймаада-Агроснаб». Михаил Викторович отметил, что сумма субсидий не увеличивается третий год подряд, при этом объем завозимой продукции увеличивается. В качестве предложения вице-премьер озвучил необходимость увеличения объемов государственных поставок, т.е. объемов субсидирования на возмещение транспортных затрат.

По словам вице-премьера, сроки поставок в населенные пункты в зимний период 2020 года затянулись из-за климатических условий, позднего открытия автозимников. Из резервного фонда Правительством Республики Саха (Якутия) выделено 25 млн. рублей на дополнительную перевозку до наслегов расширенного ассортимента продовольственных товаров автомобильным и авиационным транспортом в соответствии с заявками от администраций труднодоступных отдаленных населенных пунктов.

Далее народные депутаты Республики Саха (Якутия) Любовь Явловская, Виктор Губарев, Игорь Григорьев, Матвей Евсеев, Владимир Чичигинаров задали уточняющие вопросы представителю исполнительной власти. Вопросы касались логистики, объемов доставляемой продукции и выделяемых субсидий, разграничения ответственности исполнительных органов власти, текущей работы с Минвостокразвития РФ по выделению федеральных субсидий.

Владимир Чичигинаров уточнился по вопросу завоза жизненно важных лекарственных препаратов в Арктическую зону Якутии по линии «Якутопторг», т.к. частные аптечные сети не удовлетворяют потребность населения. Данное предложение будет включено в рекомендации заседания.

Матвей Евсеев выразил мнение, что все вопросы обеспечения завоза должны быть в ведении одного министерства. Сейчас этот вопрос решается Министерством сельского хозяйства, Министерством транспорта и дорожного хозяйства, Госкомитетом по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия).

«У семи нянек дитя без глазу. Необходимо возложить функции завоза на МинАрктики», – подытожил свое предложение народный избранник.

Далее с содокладами выступили вице-спикер Ил Тумэна Виктор Губарев и председатель профильного комитета Елена Голомарева.

В своем выступлении Виктор Губарев отметил, что обеспечение арктических районов республики продовольствием и жизненно необходимыми товарами проводится крайне недостаточно, а «в половине арктических районов наиболее отдаленных наслегов и сел, вообще неудовлетворительно».

«Сегодня завоз, осуществляемый государственными предприятиями составляет лишь 10 % от объемов, установленных Законом РС(Я). А до 90% продукции завозится предпринимателями, которые не имеют государственных субсидий», – подчеркнул парламентарий.

В связи с этим народный депутат Якутии предлагает оказывать государственную поддержку предпринимателям, которые своими силами доставляют продовольствие на Север.

Народный депутат также предлагает значительно увеличить финансовые средства, выделяемые из республиканского и федерального бюджетов на северный завоз. Необходимо до 2 млрд. руб. в год, что в три раза больше выделяемых средств чем сейчас, а выделяемые 700 млн руб. крайне недостаточны, считает Виктор Николаевич.

Виктор Губарев также предложил за 4 года построить планируемые 12 логистических центров во всех арктических районах Якутии на общую сумму в 800 млн. рублей. Парламентарий предложил создать межведомственную комиссию для проработки всей транспортной логистики, изучить положительный опыт Ненецкого автономного округа, где реализуется проект «Северный завоз – замещение ввоза продовольствия и энергоносителей – поддержка местных инициатив». Он призвал принять активное участие в разработке федерального закона о северном завозе. Подытоживая свое выступление, Виктор Николаевич призвал создать в республике единый орган исполнительный власти, отвечающий за обеспечение северного завоза.

Народный депутат Елена Голомарева также отметила, что ситуация усугубляется в связи с изменениями климата и недостаточным финансированием северного завоза. По словам парламентария, необходимо контролировать обеспечение доставки социально-значимых продовольственных товаров до самих населенных пунктов. Председатель профильного комитета призвала депутатов представительных органов местной власти к активной работе для обеспечения необходимого контроля за завозом продукции.

Председатель профильного комитета Елена Голомарева считает, что на федеральном уровне необходимо предусмотреть новые механизмы государственной поддержки субъектов РФ, имеющих на своих территориях районы с ограниченным сроком завоза грузов, и юридических лиц, участвующих в мероприятиях по осуществлению северного завоза

На уровне республики Елена Голомарева также предложила создать единый государственный орган для решения вопросов северного завоза. Предлагается создать единую диспетчерскую систему с использованием современных информационных технологий для мониторинга обеспеченности продуктами арктических и северных районов.

Председатель комитета по экономической, инвестиционной и промышленной политике Павел Петров в своем выступлении сообщил, что комитетом проведено 11 мероприятий по северному завозу. Народный депутат проинформировал, что на XXIII внеочередном пленарном заседании, запланированном 23-24 декабря 2020 года, во втором чтении будет рассматриваться проект закона Республики Саха (Якутия) «Об особом режиме завоза товаров (продукции) в населенные пункты Республики Саха (Якутия) для обеспечения жизнедеятельности населения».

«Это очень важный вопрос, который будет регламентировать и определять все вопросы по северному завозу», – отметил Павел Петрович.

Председатель комитета также напомнил о других направлениях северного завоза: обеспечение топливом объектов ЖКХ, обеспечение товарами здравоохранения, образования и культуры. В связи с этим народный депутат Якутии предложил на совместных комитетах в перспективе провести отдельное расширенное заседание по вопросам жизнеобеспечения арктических улусов. Павел Петров поддержал предложение Матвея Евсеева об определении единым оператором северного завоза Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера. Председатель комитета также выразил благодарность народному депутату Любови Явловской, которая еще ранее подняла вопрос об увеличении «зеленых рейсов» по завозу овощей и картофеля, что сегодня решается правительством. Народный депутат обратил внимание также на запасы углеводородного топлива, которые заканчиваются в некоторых улусах.

Кроме того, Павел Петров поднял вопрос о недостаточном финансировании казенного предприятия «Дороги Арктики», которое строит автозимники. На заседании комитета, которое было проведено в конце ноября т.г., было предложено правительству создать круглогодичную единую логистическую схему по республике с привлечением четырех видов транспорта: авиа, автомобильного, речного и морского. Как считает парламентарий, вопрос тарифов на Севере «находится на ненадлежащем уровне, политика ценообразования в Арктической зоне оставляет желать лучшего». Народный депутат отметил, что часть предложений парламентариев уже учтены правительством, и пожелал дальнейшей эффективной совместной работы.

Далее участники заседания выслушали предложения председателя комиссии по развитию села и арктических территорий Общественной палаты Республики Саха (Якутия) Ивана Горохова. Член Общественной палаты поддержал предложение Елены Голомаревой о принятии на федеральном уровне закона «О северном завозе». Кроме того, он предложил разработать комплексную программу по завозу, в которой должны быть отражены: создание неприкасаемых запасов, вопросы ценообразования и контроля за ценами.

Далее Иван Горохов предложил узаконить понятие автозимников для гарантированного завоза грузов в труднодоступные населенные пункты. Председатель комиссии по развитию села и арктических территорий Общественной палаты предложил разработать законопроект о внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», в части включения понятия сезонная автомобильная дорога, отнести автозимники к элементам такой дороги, установить их правовой статус, определить нормативы их обустройства и установить порядок выделения денег из федерального бюджета.

«В свое время, когда случился срыв навигации в 2013 году на Индигирке мы внесли предложение о создании специализированного дорожного хозяйства «Дороги Арктики». Парламент тогда нас поддержал. Было рекомендовано правительству было создать такое предприятие», – рассказал Иван Иванович.

Глава сельского поселения «Тюметинский эвенкийский национальный наслег» Булунского улуса Александр Захаров на своем примере рассказал об обеспечении селян социально-значимыми продовольственными товарами, картофелем и овощами.

«По итогам «зеленого рейса» от 17 декабря распределено (всего в селе 280 семей) на одну семью 3 кг, картофеля, 1 кг. лука и 15 штук яиц», – сообщил глава муниципального образования.

Александр Захаров рассказал, что в 70-80-е годы прошлого столетия село снабжалось продуктами водным транспортом по линии «Холбос». В настоящее время в село водным транспортом поступает только дизельное топливо для котельной. Глава поселения предложил рассмотреть доставку в наслег продуктов питания водным транспортом, а также увеличить объемы продукции, поставляемой «зелеными рейсами».

Член Общественной палаты РС(Я) Татьяна Асаева подняла вопрос о нехватке социально-значимых пассажирских рейсов из-за вылета так называемых «зеленых рейсов».

«Наши предприниматели действительно обеспечивают население продовольственными товарами. Предлагаю Минпреду рассмотреть вопрос об оказании поддержки предпринимателям в Арктической зоне», – заявила Татьяна Асаева.

Заместитель председателя Координационного совета по предпринимательству при Главе Якутии Ирина Котенко согласилась с предложением Виктора Губарева о поддержке предпринимателей, занимающихся северным завозом. Она также предложила рассмотреть снижение страховых ставок для малого и микробизнеса, работающего в границах отдельных районов. Ирина Котенко предложила развивать минифирмы для разведения кур, куропаток на Севере, что послужит также и развитию предпринимательства в отдаленных улусах.

Генеральный директор ОАО «Туймаада-Агроснаб» – управляющей организации АО «Якутоптторг» Николай Алексеев попросил поддержать законодателей по вопросу установления нормативов потребления 12 социально-значимых товаров, завозимых в труднодоступные населенные пункты.

В настоящее время, по словам руководителя снабжающей организации, «каждый глава чисто интуитивно и по наитию делает заявку». Если была бы норма, «Якутопторг» сам был планировал и контролировал выполнение завоза. Он также предложил изыскать средства для завершения ремонта крупнейшего торгово-логистического центра, 50% ремонта которого проведено силами предприятия. Кроме того, Николай Алексеев предложил построить торгово-логистические центры по бассейнам рек: по Индигирке в п.Белая Гора, Яне – п. Усть-Куйга, Колыме – п.Зеленый мыс.

«Мы считаем, что это ключ к решению северного завоза. Это доставка в навигацию овощей. Это сокращение затрат в два раза на авиа доставку за счет сокращения расстояний. Сейчас мы возим из Якутска. При строительстве торгово-логистических центров расстояние сокращается в два раза и увеличивается количество рейсов», – сказал генеральный директор.

На первом этапе строительство трех таких центров составит всего 120 млн рублей. Это позволит в будущем расширить ассортимент продукции.

Народные депутаты Республики Саха (Якутия) Андрей Находкин, Любовь Явловская, Иван Данилов, участники заседания внесли предложения в проект рекомендаций расширенного заседания. Ход реализации рекомендаций будет рассмотрен в 1 квартале 2021 года.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question