Сегодня: 20.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

В КРДВ обсудили перспективы инфраструктурных проектов в Арктике

30.08.2021

YKTIMES.RU – Круглый стол на тему «Реализация инфраструктурных проектов в Арктике на основе ГЧП: опыт и перспективы» состоялся в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) при поддержке Минвостокразвития в рамках председательства Росси в Арктическом экономическом совете (АЭС). Участники встречи совместно с международной юридической компанией Squire Patton Boggs обсудили лучшие практики реализации инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) в странах АЭС, в частности России, США, Канаде и Исландии. Результатом встречи станет издание справочного материала с основными тезисами и рекомендациями по созданию и развитию объектов инфраструктуры в Арктике, сообщает пресс-служба госкорпорации.

По информации советника Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Ольги Смирновой, сегодня российская Арктика – самая большая экономическая зона мира площадью более 5 млн кв. км. Резидентами Арктической зоны РФ стали 187 компаний с проектами на сумму около 268 млрд рублей и получили пакет преференций, а шести производственным инфраструктурным проектам оказана государственная поддержка с общим объемом инвестиций в размере 214 млрд рублей.

По статистике: 88% резидентов АЗРФ относятся к малому и среднему предпринимательству (164 резидента реализуют проекты на сумму 75,7 млрд рублей) и 12% резидентов – представители крупного бизнеса (22 резидента реализуют проекты на сумму 192 млрд рублей). Проекты реализуются в таких отраслях как туризм, транспорт и логистика, рыболовство и аквакультура, недвижимость и девелопмент, производство строительных материалов, ЖКХ и сфера услуг, горнорудная промышленность, сельское хозяйство, производство продуктов питания, медицина, спорт, обработка вторичного сырья, судостроение и др.

«В Арктике есть все условия для развития государственно-частного партнерства, поскольку существует совпадение интересов государства и бизнеса в части повышении уровня социально-экономического развития территорий, привлекательности инвестиционного потенциала ГЧП, обеспечения большей доступности и повышения качества услуг социальной инфраструктуры для населения», – резюмировала Смирнова.

«Рост инвестиций в устойчивое развитие Арктики – один из приоритетов, которые ставит перед собой Арктический экономический совет на ближайшую перспективу. Реализация проектов ввиду климатических и экосистемных особенностей арктических территорий требует концентрации значительных экономических и административных ресурсов, что зачастую сложно реализуемо одной из сторон без значимой поддержки и кооперации со всеми заинтересованными участниками. А государственно-частное партнерство позволяет аккумулировать усилия государства, бизнеса и общества для достижения поставленных целей», – заявил Председатель Арктического экономического совета, Заместитель Председателя Правления, директор по морским операциям, судоходству и логистике ПАО «НОВАТЭК» Евгений Амбросов, добавив, что при реализации арктических проектов нужно опираться на принципы безусловной социальной ответственности перед местным населением, значительную долю которого составляют малочисленные коренные народы Севера.

В качестве положительного примера партнерства государства и бизнеса он представил проекты, создаваемые в Арктической зоне Российской Федерации ПАО «НОВАТЭК». Интегрированный проект по добыче, сжижению и реализации газа «Ямал СПГ» был реализован в рекордно короткий срок и производит 19 млн тонн «голубого топлива» ежегодно, что составляет 5% от общего производства газа в мире.

«Арктик СПГ 2» – еще один проект компании, связанный с производством сжиженного природного газа и реализуемый в рамках ГЧП. Он основан на инновационной концепции строительства с использованием оснований гравитационного типа (ОГТ). Для обеспечения изготовления ОГТ, сборки и установки модулей верхних строений в Мурманской области вблизи поселка Белокаменка ООО «НОВАТЭК-Мурманск» создает Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (проект реализуется в статусе резидента ТОР «Столица Арктики»). Производительная мощность «Арктик СПГ 2» – 27 млн тонн газа ежегодно, причем 80% СПГ будет поставляться в регионы Дальнего Востока.

Председатель Комитета Старших должностных лиц Арктического Совета, Посол по особым поручениям МИД России Николай Корчунов отметил, что будущее Арктики – за эффективными решениями и гибкими инновационными подходами, в том числе за государственно-частным партнерством.

«Обеспечение устойчивого развития региона является приоритетом начавшегося в мае этого года двухлетнего председательства Российской Федерации в Арктическом совете. Реализация принятых 20 мая 2021 года на 12-ой Министерской сессии Совета в Рейкьявике Министерской декларации Арктического совета и Стратегического плана Арктического совета на 2021-2030 годы предполагает организацию задач по развитию инфраструктуры – как физической, так и виртуальной. Это является основополагающей предпосылкой улучшения благосостояния проживающего в Арктике населения, а также ее устойчивого экономического освоения. Принимая во внимание большое значение реализуемых в Арктике государственных функций и задач, и в то же время имеющиеся риски, залогом успешной деятельности инвесторов и устойчивого развития региона является активное применение механизмов государственно-частного партнерства», – сообщил Корчунов.

О новом инструменте под названием «дальневосточная и арктическая концессия», который должен помочь кратно увеличить объемы и темпы создания инфраструктуры за счет привлечения частных инвестиций в концессионные проекты, рассказал управляющий директор Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Токарь.

«В силу географических и исторических особенностей в Арктической зоне России существует огромная потребность в создании новой инфраструктуры. Для крупнейших проектов, географически удаленных от городов, как правило, нужно с нуля создавать автомобильные и железные дороги, портовую инфраструктуру, объекты электро- и водоснабжения. Для сотрудников, которые приедут работать на новые предприятия, нужна новая, качественная социальная и коммунальная инфраструктура, современная комфортная городская среда. При этом далеко не всегда у инвестора и региона есть возможность построить такие объекты и тем более единовременно. Именно для снятия подобных инфраструктурных ограничений по инициативе Минвостокразвития России разработан и запущен механизм господдержки – «дальневосточная и арктическая концессия». Уже сейчас у нас в работе находится около 30 проектов, часть из них – в Арктической зоне. Например, строительство сетей электроснабжения для ТОР «Столица Арктики», – рассказал Алексей Токарь, добавив, что в июне 2021 года был запущен механизм инвестиционного акселератора для ускорения и повышения качества подготовки концессионных проектов.

В заключение вице-президент Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, руководитель секретариата российской национальной части АЭС Виталий Симоненко отметил схожесть проблем, стоящих перед бизнесом и органами власти в странах АЭС при реализации инфраструктурных проектов в Арктике. По его словам, ГЧП – действенный механизм решения задач по экономическому развитию удаленных северных территорий и повышению уровня жизни местного населения.

«Проведение подобных круглых столов на постоянной основе будет способствовать обмену лучшими практиками, опытом, а также позволит обеспечить обсуждение новых тенденций в сфере ГЧП в Арктике», – подвел итог Симоненко.

Активными участниками круглого стола стали представители федеральных и региональных органов власти, банковского сектора (Газпромбанк, ВЭБ-Инфраструктура) и руководители компаний, включая российских ГК «Росатом», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Мегафон», а также иностранных Sýn hf. (Vodafone), Ursus Investments, GCI, Northwestel.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question