Сегодня: 19.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

В парламенте Якутии обсудили авиатарифы и пути развития малой авиации

28.10.2020

YKTIMES.RU – В Государственном Собрании (Ил Тумэн) 27 октября 2020 года состоялся круглый стол на тему «Об авиатарифах и развитии малой авиации в Республике Саха (Якутия)» под руководством председателя постоянного комитета по предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Игоря Григорьева, сообщает пресс-служба Ил Тумэна.

Мероприятие прошло в формате видеоконференцсвязи. Участие приняли народные депутаты республики, члены комитета, руководители и представители Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС (Я), Прокуратуры РС (Я), Ассоциации малой авиации РС (Я), АО «Аэропорт Якутск», ФКП «Аэропорты Севера», АО «Авиакомпания Якутия», АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии», Общественной организации «Якутская Республиканская (территориальная) профсоюзная организация общероссийского профсоюза авиационных работников».

Вопросы развития и совершенствования системы малой авиации имеют актуальное значение в реcпублике с огромной территорией и слабо развитой дорожной инфраструктурой. Местное население отмечает высокую стоимость тарифов на внутрирегиональные авиаперевозки, цены для многих на сегодня неподъёмны. Эти вопросы не раз поднимались парламентом Якутии, и в очередной раз вынесены на обсуждение в формате круглого стола, вызвав широкую дискуссию среди его участников.

Во вступительном слове председатель профильного комитета Игорь Григорьев подчеркнул, что развитие региональных авиаперевозок и авиатранспортной инфраструктуры имеет стратегическое значение для страны в целом. Это связано как с масштабами Российской Федерации, так и с географической удалённостью отдельных её территорий от политических и экономических центров. В связи с этим эффективное развитие региональной авиации является важнейшей социальной и экономической задачей, основным фактором жизнеобеспечения, прежде всего, для отдалённых северных регионов, где отсутствуют другие альтернативы.

Григорьев напомнил, что Республика Саха (Якутия) располагает самой крупной среди субъектов страны территорией с низкой плотностью населения и суровым климатом, содержащей множество месторождений полезных ископаемых. Арктическая зона занимает 52,2% всей территории Якутии, в неё входят 13 районов.

«Вся эта территория характеризуется особыми экстремальными условиями жизнедеятельности человека. В 90% районах республики практически отсутствует круглогодичная наземная транспортная инфраструктура, что делает социальную сферу и экономику Якутии чрезвычайно зависимыми от авиационного сообщения. Низкая плотность населения, в свою очередь, не обеспечивает экономическую окупаемость создания на территории республики новых крупных авиатранспортных узлов, и широкое использование современного авиапарка с высокой пассажировместимостью. Все это делает необходимым интенсивное развитие малой авиации и авиации общего назначения в регионе», – обозначил основные особенности республики председатель профильного комитета.

Далее об авиатарифах и мероприятиях по развитию малой авиации, проводимой правительством региона, рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) Владимир Сивцев.

Как сообщил министр, на текущий момент из аэропортов республики региональными авиаперевозчиками осуществляются регулярные пассажирские перевозки по 61 маршруту, в том числе по 32 межрегиональным, 29 местным. Кроме того, авиакомпаниями «Полярные авиалинии», «Алроса» выполняются перевозки по социально значимым маршрутам с охватом 100 населенных пунктов в 23 улусах республики. Ежегодно авиакомпаниями внутри республики обслуживается более 1 млн. 390 тыс. пассажиров, из них на местных направлениях (внутри республики) ежегодно перевозится в среднем 265 тыс. пассажиров в год. За 2019 год по внутрирегиональным маршрутам перевезено 246,6 тыс. пассажиров.

В докладе отмечено, что при ценообразовании тарифов, авиаперевозчики руководствуются Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155 в соответствии со статьей 64 Воздушного кодекса. Стоимость пассажирского билета определяется исходя из себестоимости рейса по заданному маршруту и плановой пассажирской загрузки воздушного судна. Кроме того, эксплуатация устаревшего парка воздушных судов, средний возраст которых составляет 45 лет, и малая провозная емкость судов на местных линиях ввиду низкой плотности населения ведут к удорожанию тарифа. Учитывая социальный характер местных перевозок, региональные авиакомпании реализуют авиабилеты по стоимости ниже чем экономически обоснованные тарифы, сообщил министр.

Программа субсидирования охватывает 29 из 34 районов Республики Саха (Якутия) с включением 189 населенных пунктов республики, в том числе 161 внутрирайонных и 28 межрайонных маршрутов. До 2024 года включительно предусматривается выполнение мероприятий по обеспечению ценовой доступности авиационного сообщения на магистральных и региональных маршрутах, утверждение программы субсидирования местных авиаперевозок с общим объемом софинансирования из федерального бюджета в размере 50 процентов общей потребности. В настоящее время во исполнение поручения Президента России проводится работа по созданию Дальневосточной авиакомпании, в рамках которой рассматриваются вопросы по субсидированию внутрирегиональных авиаперевозок.

Министр подчеркнул, что на сегодняшний день в соответствии с законодательством Российской Федерации существует ряд требований для осуществления коммерческой деятельности субъектами малой авиации. Для выполнения любых коммерческих полетов, даже на легком самолете общего назначения, необходимо иметь сертификат эксплуатанта, как для большой авиакомпании, что представляется излишним требованием. Такие же правила установлены для легких вертолетов. Установлены требования к числу воздушных судов в парке (не менее 3 ед.), количеству сотрудников, необходим договор на базирование воздушных судов и многое другое. Для владельцев 2-х, 4-х местных летательных аппаратов выполнение указанных требований представляется невозможным и нецелесообразным.

В связи с чем, требуется внесение в федеральное законодательство понятия «малая авиация» для последующего установления правовых отношений, возникающих в связи с авиационной деятельностью в сфере малой авиации на территории Российской Федерации. Необходимо также принятие ряда специальных федеральных авиационных правил.

Также Владимир Сивцев сообщил, что в целях проработки и поэтапного решения вышеуказанных вопросов, для развития малой авиации и авиации общего назначения в Республике Саха (Якутия) утверждена концепция развития малой авиации, а также план мероприятий по ее реализации.

Правительством Республики Саха (Якутия) с федеральным центром прорабатываются вопросы совершенствование механизма субсидирования лизинга воздушных судов в части применения для авиакомпаний ДФО поправочного коэффициента в размере 1,5-2 (в зависимости от приобретаемого типа воздушного судеа) к установленному размеру субсидии; «обнуление» ставок на аэропортовое обслуживание для ФКП «Аэропорты Севера»; субсидирование транспортных расходов по доставке авиакеросина до аэропортов назначения, находящихся в Арктической зоне РФ, что повлияет на снижение конечной стоимости авиатоплива для региональных авиакомпаний; разработка механизма предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, входящих в состав ДФО, на возмещение части затрат по планово-убыточным маршрутам в труднодоступных районах.

Развитие малой авиации Республики Саха (Якутия) рассматривается на базе авиакомпании «Полярные авиалинии» эксплуатирующей и осуществляющим полеты на воздушных судах малой авиации (типа Ан-2/3, Л-410, Да-40, PC-6) с учетом реализации Стратегии развития АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» на 2019 – 2032 годы, в рамках которой до 2032 года планируется поэтапное обновление флота малой авиации.

Далее свои доклады представили председатель Ассоциации малой авиации Республики Саха (Якутия) Иван Лукин, разработавший ряд предложений от имени профессионального сообщества авиаторов, ученик 11 класса Чурапчинской гимназии Ньургун Пермяков, ставший победителем всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива». Многие пункты из доклада школьника, в частности о внесении поправок в Воздушный кодекс РФ, о создании конкурентного рынка частных авиаперевозчиков на воздушных судах малой авиации и надежных механизмов, благоприятного климата для субъектов малого предпринимательства и юридических лиц, были одобрены парламентариями.

После докладчиков слово было предоставлено депутату Государственной Думы Российской Федерации Федоту Тумусову, который поблагодарил коллег из якутского парламента за организацию круглого стола на тему «Об авиатарифах и развитии малой авиации в Республике Саха (Якутия)». Депутат Госдумы рассказал о работе, проводимой на федеральном уровне по вопросам субсидирования внутрирегиональных авиаперевозок из федерального бюджета, и выразил уверенность, что благодаря принятым рекомендациям круглого стола, правительство республики разработает обоснованные предложения, которые помогут достичь цели и получить федеральное финансирование.

С предложением о возрождении санавиации в Алданском районе, и восстановлении межулусной авиационной связи с Олекминским районом, выступила народный депутат республики Роза Солнышкина. Парламентарий подчеркнула активное промышленное развитие Алданского района, реализацию на территории ряда федеральных проектов, наряду с этим в районе имеются отдаленные поселения, где ведут традиционную хозяйственную деятельность коренные малочисленные народы Севера.

Вопросы министру транспорта и представителям сферы авиации, руководителям авиакомпаний задали, а также выступили с предложениями народные депутаты республики.

Заместитель председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Виктор Губарев отметил, что Министерство транспорта республики должно проводить ежемесячный контроль над выполнением всех мероприятий госпрограммы, и привлекать к данному процессу общественность. Он призвал поддержать инициативу депутатов Госдумы РФ от Якутии по выделению субсидирования внутриреспубликанских перевозок из федерального бюджета, а также рассмотреть вопрос о деятельности ФКП «Аэропорты Севера».

Вице-спикер парламента Якутии считает, что необходимо тщательно проанализировать работу данного предприятия, в частности, работу его руководства по подбору кадров. Кроме того, Виктор Губарев сообщил о необходимости выделения финансирования из госбюджета авиакомпании «Полярные авиалинии», чтобы предприятие смогло выполнить запланированную программу социальных рейсов. Он также предложил организовать парламентские слушания и рассмотреть на них выполнение «Концепции развития авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия)», разработанной по распоряжению Правительства РС (Я) от 6 апреля 2010 года. В том числе, парламентарий порекомендовал рассмотреть работу ФКП «Аэропорты Севера», проанализировать основные задачи предприятия, кадровую политику, задуматься над вопросом подготовки лётных кадров.

Заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Антонина Григорьева задала ряд уточняющих вопросов по созданию отдельной комплексной госпрограммы поддержки местных авиаперевозок, реализации целевой программы «Развитие транспортного комплекса РС (Я)», отметив, что имеющаяся госпрограмма, на её взгляд, реализуется недостаточно комплексно и не даёт заметного эффекта. Главная функция российской гражданской авиации – социальная, в связи с чем, депутат попросила уточнить, когда в правительстве региона будет утвержден перечень социально-значимых направлений малой авиации. Отвечая на вопрос Антонины Афанасьевны, Владимир Сивцев отметил, что в госпрограмме развития транспортного комплекса имеются два направления по социально значимым рейсам: внутриулусные и межулусные.

«На сегодняшний день все маршруты утверждены приказом Министерства транспорта РС (Я), согласно которому с муниципалитетами разрабатываются объемы субсидирования, и количество рейсов», – сообщил он.

Вице-спикер парламента Якутии предложила внедрить в систему школьного образования программы авиационной профориентационной подготовки для учащихся 9-11 классов, предусмотреть возможность льготного целевого поступления в авиационные ССУЗы и ВУЗы. Еще одно предложение – создать привлекательные условия для малого и среднего бизнеса по развитию малой авиации, как было отмечено в докладе победителя всероссийского конкурса закинициатив Ньургуна Пермякова, с обеспечением всех мер авиационной безопасности. Кроме того, Антонина Григорьева поддержала выступления коллег и сказала о необходимости пересмотра авиационных тарифов. Далее она порекомендовала при проведении закупок воздушных судов и реализации мероприятий региональной госпрограммы ориентироваться на индикаторы федеральной профильной госпрограммы, а также поддержать деятельность депутатов Госдумы РФ от Якутии по совершенствованию федеральной нормативно-правовой базы и субсидированию региональных авиаперевозок.

Кроме того, Антонина Григорьева предложила правительству республики рассмотреть возможность строительства в г. Якутске жилищного комплекса для лётчиков и инженерно-технического персонала, а также построить жилье для авиаторов в районах, где есть базовые аэропорты.

Заместитель председателя постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Вячеслав Макаров обратил внимание на необходимость разработки механизмов по своевременному проведению ремонтных работ. Парламентарий сообщил, что 80 % авиаполос на территории региона требуют реконструкции. Он также поднял вопрос о доходах малой авиации и создании конкурентоспособной среды на рынке авиаперевозок.

Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости Владимир Чичигинаров поднял вопрос о поддержке и развитии санитарной авиации. Он предложил правительству республики совместно с Ассоциацией малой авиации РС (Я) провести работу по участию субъектов малой авиации в выполнении авиационных услуг для оказания медицинской помощи в экстренной форме, а также рассмотреть вопрос строительства вертолётных площадок при медицинских организациях в рамках государственно-частного партнёрства.

Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева призвала депутатов Госдумы РФ от Якутии при принятии федерального бюджета на 2021 год поддержать субсидирование билетов для детей от места проживания до места отдыха в рамках федерального проекта «Дети Арктики». Народный депутат республики поддержала предложение о подготовке лётных кадров. Кроме того, она обратила внимание на ежегодное уменьшение финансирования на авиаперевозку детей из оленьих стад в арктических районах Якутии. Депутат попросила включить в рекомендации круглого стола поручение Правительству РС (Я) об анализе данной ситуации.

Председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по селу и аграрной политике Андрей Находкин обратил внимание на расчёт авиатарифов. «Если снизится цена авиабилетов, субсидировать их будет легче и население станет платёжеспособным», – считает он.

Предложение коллеги поддержал народный депутат республики Иван Данилов.

«В решении вопросов развития малой авиации должен быть государственный подход», – отмечает парламентарий.

Он акцентировал внимание членов правительства на вопросы ценообразования и себестоимости полетов, предложил пересмотреть подходы к методике расчёта авиатарифов, и, в частности, привлечь к данной работе ФАС.

Народный депутат республики Виктор Федоров, в свою очередь, предложил правительству региона начать с 2021 года реализацию пилотного проекта по внедрению малой авиации путем создания хозрасчетного подразделения в компании «Полярные авиалинии» на базе самолетов на 3-7 пассажиромест. Он также озвучил необходимость поднятия вопроса депутатами Госдумы РФ от Якутии по финансированию ФКУ «Аэропорты Севера», как минимум на 80 %, «как это делается во всем Дальнем Востоке», а также проработать вопрос внесения изменений в Воздушный кодекс РФ и федеральные авиационные правила по доступности малой авиации для Республики Саха (Якутия).

Руководитель профильного комитета Игорь Григорьев уточнился по созданию дальневосточной авиакомпании, на каком этапе находится сейчас проект. На вопрос ответил генеральный директор АО «Авиакомпания Якутия» Владимир Горбунов. Он подчеркнул, что процесс создания дальневосточной авиакомпании сложный. Якутия, как республика, имеет три авиакомпании, которые потенциально могут войти в альянс с авиакомпанией «Аврора», которую предлагается сделать управляющей в структуре проекта. На данный момент проведено ряд совещаний с участием всех регионов Дальнего Востока, но окончательное решение вопроса остается за Минтрансом РФ и Росавиацией.

Народный депутат республики Гаврил Парахин отметил доклад Ньургуна Пермякова и выступление председателя Ассоциации малой авиации Республики Саха (Якутия) Ивана Лукина на круглом столе.

«Сегодня самый главный инструмент для решения проблемы – внести изменения в законодательство и дать возможность предпринимателям, имеющим соответствующее профессиональное образование, заниматься предпринимательской деятельностью в сфере пассажирских авиаперевозок на 3х-4хместных воздушных судах», – считает парламентарий.

Внести в концепцию малой авиации определенные изменения предложил народный депутат республики Владимир Богданов.

«Мы даже не имеем установленной терминологии. Например, 3х-4х местные самолеты в мировой практике называются легкомоторной авиацией, а не малой. Почему в этой концепции мы все выбираем из того, что есть на рынке, а не сами формируем рынок, выбирая то, что нам надо. Необходимо составить концепцию самолетов малой авиации, нужной именно в условиях Якутии. Иностранные агрегаты и их комплектующие сейчас сложно найти, сложно купить из-за курса валюты, что удорожает расходы в разы. Концепцию надо прорабатывать, и регулярно пересматривать существующие документы», – говорит депутат.

Резюмируя работу круглого стола, Игорь Григорьев сообщил, что по итогам мероприятия будут приняты соответствующие рекомендации. Он поблагодарил всех за участие и пожелал, чтобы к дискуссии и выработке предложений по развитию малой авиации и урегулированию тарифов в республике активно подключились и представители региональных авиакомпаний.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question