Сегодня: 24.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

В Якутии есть риск срыва программы переселения

25.05.2016

YKTIMES.RU – 24 мая 2016 года, в Ил Тумэне состоялся правительственный час на тему «О ходе реализации подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» в рамках Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы» под председательством народного депутата республики Александра Романова, сообщает пресс-служба Ил Тумэна.

На правительственном часе, проводимом два раза в год по данной теме, приняли участие заместитель председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Игорь Никифоров, заместитель председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Виктор Губарев, члены правительства, председатели постоянных комитетов и народные депутаты Якутии Юрий Николаев, Александр Уаров, Дмитрий Саввин, Василий Местников, Юрий Баишев, Алексей Еремеев, Александр Корякин, Елена Голомарева, Марфа Филиппова, Гаврил Парахин, Александр Сусоев, Дмитрий Семенов, Иннокентий Васильев, аудитор Счетной палаты Республики Саха (Якутия) Владимир Птицын, руководители и ответственные работники министерств и ведомств, представители средств массовой информации.

С основным докладом выступил исполняющий обязанности министра архитектуры и строительного комплекса республики Павел Аргунов. Он сообщил о том, что ситуация с Фондом по содействию реформированию ЖКХ урегулирована и работа по расселению граждан из ветхого и аварийного жилья в республике продолжается. На сегодняшний день реализуется адресная программа по переселению из ветхого и аварийного жилья по жилым домам, признанным непригодными для проживания до 1 января 2012 года. Задача переселения граждан из аварийного жилфонда для республики является приоритетной. Доля ветхого и аварийного жилья в Якутии — одна из высоких в РФ. В этом фонде проживает 29 883 гражданина. Для ликвидации аварийного жилья требуется изыскать 30 млрд 870 млн руб.

«На сегодняшний день расселено 14018 гражданина (44%) из 5275 жилых помещений (42%) общей площадью 217,31 тыс. кв. м (41%). Реализация первого этапа завершена в полном объеме. Второй этап программы предусматривает переселение 7238 человек, проживающих в 2868 жилых помещениях общей площадью 119, 93 тыс. кв. м. По состоянию на 15 мая 2016 года переселено 6420 граждан, расселено 88,24 тыс. кв. м. аварийного жилья (73,59% от планового показателя). Осталось переселить 818 граждан», – сказал исполняющий обязанности министра архитектуры и строительного комплекса республики Павел Аргунов.

В республике эта задача решается поэтапно, исходя из возможностей республиканского бюджета и при помощи федерального центра. По состоянию на 15 мая текущего года из 75 объектов, предусмотренных к вводу в эксплуатацию в 2015 году, введено 66 объектов (88%).

На 1 января 2016 года не были исполнены мероприятия программы в срок по 16-ти муниципальным образованиям, в которых не введено 28 жилых домов. В первом квартале 2016 года по этапу 2014 года введено 19 многоквартирных жилых домов в следующих муниципальных образованиях: п. Усть-Нера, г. Якутск, п. Серебряный Бор, п. Усть-Мая, г. Ленск, г. Нерюнгри, п. Сангар, п. Жатай, Алданский район, Мюрюнский наслег. За счет отставаний графиков производственных работ по строительству, во втором квартале текущего года планируется ввод 10 многоквартирных жилых домов с 295 жилыми помещениями в п. Сангар, п. Жатай, п. Зырянка, п. Чернышевский, Вилюйском улусе, Верхневилюйском улусе и Нюрбинском районе. По муниципальному району «Олекминский улус (район)» незавершенными остается 8 жилых помещений с аварийной площадью 280,84 кв. м. На сегодняшний день готовится уведомление по внесению изменений, после чего этап 2014 года в данном муниципальном районе будет завершен.

Реализация третьего этапа программы предусматривает переселение 6807 граждан, проживающих в 2719 жилых помещениях. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ завершение реализации мероприятий третьего этапа до 31 декабря 2016 года. По состоянию на 15 мая 2016 года заключено 307 муниципальных контрактов на общую сумму 5 млрд 842 млн руб. Расселено 707 человек из 299 помещений.

Реализация четвертого этапа программы предусматривает переселение 8947 человек, проживающих в 3650 жилых помещениях. Потребность финансирования составляет – 11 млрд 303 млн рублей.

Сегодня существуют риски недостижения намеченных целей на 2016 и 2017 годы целевых показателей, установленных комплексом мер. Так, по словам Павла Аргунова,  на реализацию этапа 2016-2017 годов республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», потребность в финансировании по ценам 2016 года составляет 11 303,16 млн руб. На 2017 год для реализации этапа 2016-2017 годов программы требуется 7897,84 млн руб. По данному этапу планируется расселить 8875 граждан и ликвидировать 159,2 тыс. кв. м. аварийного жилья (32,5% от общего объема программы 2013-2017 годов).

В завершении своего доклада исполняющий обязанности министра архитектуры и строительного комплекса республики Павел Аргунов попросил рассмотреть возможность выделения дополнительных средств на реализацию этапа 2016 года республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы».

Далее с докладом «Проверка законности и эффективности использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направленных на реализацию адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда» выступила руководитель отдела контроля расходов бюджета на межбюджетные трансферты, капитальные вложения и дорожный фонд Счетной палаты Республики Саха (Якутия) Надежда Ротермель. В целях оценки состояния законодательной и нормативной базы, регламентирующей исполнение и финансирование адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, также оценки законности и эффективности исполнения программных мероприятий, достижения ожидаемых конечных результатов реализации программы были проведены контрольные мероприятия в 9 объектах.

По ее словам, доля ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда республики по состоянию на 1 января 2015 года составляло 14%. В разрезе субъектов РФ по данному показателю, республика на втором месте после Республики Ингушетия (22,8%), среди субъектов Дальневосточного федерального округа республика на первом месте. За 2001-2014 годы площадь аварийного жилищного фонда увеличилась в 6,8 раз, из них за 2013-2014 годы на 3%. Всего за 2008-2014 годы расселено 152 тыс. кв. м., из них за 2013-2014 годы 109 тыс. кв. м.

Наибольшая площадь аварийного жилищного фонда среди муниципальных образований на 1 января 2015 года зафиксировано в г. Нерюнгри, г. Якутске и в Томпонском районе. При этом, если удельный вес аварийной жилой площади рассматривать от общей площади жилищного фонда муниципальных образований, то наибольший удельный вес у Верхнеколымского и Томпонского районов (по 18%). Далее следуют Оленекский улус и Аллаиховский улус, что объясняется небольшим жилищным фондом в этих улусах. Показатели республиканских адресных программ имеют наибольшее отклонение от показателей, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года №1743-р и подпрограммой «Переселение из ветхного и аварийного жилищного фонда» госпрограммы «Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы».

В результате контрольного мероприятия установлено, что в 2013-2014 годах соглашения заключаются во II-III кварталах, а основная часть сумм субсидий перечисляется, начиная с июля месяца только в III квартале. С учетом торгов, проводимых муниципальными образованиями, муниципальные контракты заключаются только в осенний период, на период завершения сезона строительно-монтажных работ. То есть данный фактор является одной из сдерживающих причин – срыва сроков реализации мероприятий. Одним из значимым вопросов, влияющих на прогнозную оценку и на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, является стоимость одного квадратного метра.

Наблюдается занижение стоимости строительства каменного жилья за один квадратный метр – за исключением Нижнеколымского района (стоимость кв.м. увеличена на 3 тыс. руб.) и Среднеколымского улуса (стоимость увеличена на 7 тыс. руб.). Мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не реализуются на территории 8 муниципальных образований. Всеми проверенными муниципальными образованиями утверждены планы-графики по проведению проверок за расходованием средств, за использованием муниципальных контрактов.

Всего за 2013-2014 годы органами местного самоуправления расселены 6,8 тыс. граждан из 109 тыс. кв. м. аварийной жилой площади. Проведение повторного контрольного мероприятия по реализации программы переселения граждан планируется на 2018 год после завершения действия программы (2017 год).

После выступлений участники правительственного часа приступили к вопросам. Председатель контрольного комитета Александр Уаров задал вопрос о состоявшейся проверке Фонда содействия реформированию ЖКХ совместно с представителями Генеральной прокуратуры России в Республике Саха (Якутия). Известно, что в рамках совместной работы по контролю за целевым и эффективным использованием денежных средств, направленных на реализацию программ, финансируемых с участием средств Фонда, они регулярно проводят контрольные мероприятия. «По России объем ветхого аварийного жилья равен 3,6% от общего количества жилищного фонда, а Республике Саха (Якутия) – 14%», – сообщил народный депутат Якутии.

Александр Сусоев спросил о принятых мерах по устранению нарушений, выявленных Счетной палатой Республики Саха (Якутия). Елена Голомарева уточнилась по срокам эксплуатации быстровозводимых домов, также о проведении повторных строительных работ в селе Андрюшкино Нижнеколымского района. Дмитрий Саввин выразил недовольство по затягиванию сроков ввода многоквартирных домов в Томпонском районе. Он отметил, что с учетом северных условий необходимо провести строительно-монтажные работы в летний период, а не в начале сентября, когда невозможно что-либо сделать.

В ходе обсуждения программы прозвучали мнения насчет качества новых домов, построенных в муниципальных образованиях. По этому поводу высказались народные депутаты республики Василий Местников и Гаврил Парахин. Председатель постоянного комитета Ил Тумэна по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Романов отметил, что обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствия его комфортности потребностям населения является стратегической целью государственной жилищной политики. Так, в пленарном (очередном) заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принят республиканский закон об обеспечении проведения государственной экспертизы проекта двухэтажного дома до ввода в эксплуатацию. Экспертиза жилого дома охватывает решение множества вопросов, связанных с оценкой пригодности здания для проживания людей.

Вопрос, связанный со стоимостью одного квадратного метра, спросил народный депутат Дмитрий Семенов. Также он поинтересовался насчет строительства однотипных домов для реализации  подпрограммы «Переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда». О проводимых мероприятиях по закрытию дефицита, о сроках ввода 4-х квартирного дома в Верхневилюйском улусе уточнилась председатель мандатной и регламентной комиссии Марфа Филиппова.

В завершение правительственного часа вице-спикер парламента Виктор Губарев подчеркнул, что контроль над качеством в строящихся домах не ведется и на сегодня соответствующих мер не принято. Далее он спросил о ведении учета жалоб, заявлений от граждан, какие меры конкретно приняты на государственном уровне по улучшению контроля строительства. На вопрос «сколько лет потребуется на переселение всех граждан из ветхого аварийного жилья при сегодняшнем финансировании» исполняющий обязанности министра архитектуры и строительного комплекса республики Павел Аргунов сказал, что ждать надо 26 лет. Виктор Губарев обратился к членам правительства с поручением ускорить реализацию подпрограммы и работать над совершенствованием проекта.

Расселение ветхого аварийного жилья в России остается одной из приоритетных задач жилищно-коммунальной реформы. Однако все регионы, так или иначе, сталкиваются с проблемой затягивания сроков реализации программы. Основные причины – отсутствие эффективного механизма контроля органов государственной власти за ходом исполнения программ, недобросовестность подрядчиков, а также далеко не безусловная заинтересованность застройщиков.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question