Сегодня: 29.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Валерий Кузьмин – миллионер якутского неба

7.11.2018

YKTIMES.RU – 7 ноября общественность республики отметит 100‑летие со дня рождения одного из славных сынов народа саха, крупного хозяйственного руководителя Якутии, Героя Социалистического Труда, заслуженного пилота СССР Валерия Ильича Кузьмина, пишет газета “Якутия“.

Его трудовая биография — это практически история авиации Якутии. Он был активным участником всех этапов становления и масштабного развития воздушного транспорта нашего северного края.

У Валеры, оставшегося в свои семь лет после смерти отца старшим мужчиной для братьев и сестер, охотником и добытчиком для поддержания семьи, было трудное детство. Несмотря на все невзгоды, он стремился получить достойное образование, после окончания седьмого класса поступил учиться в Якутский пушно-меховой техникум.

Трудное детство помогло подростку выработать прекрасные человеческие качества: трудолюбие, способность принимать решения и нести за них ответственность, стремление всегда быть впереди, умение общаться с людьми, заботиться не только о родных, но и о тех, с кем сводила его судьба.

Первый пилот АЛСИБа

После открытия в 1936 году планерной станции он становится одним из первых ее курсантов. Через год с первой группой планеристов проходит годичное обучение на пилота в Ульяновской школе пилотов и техников. Успешно ее окончив, он стал первым гражданским пилотом-саха и пилотом-инструктором открывшегося аэроклуба, готовил будущих летчиков. Некоторые из его воспитанников в годы войны защищали Родину в качестве пилотов, среди них были Вера Захарова, Елена Дворянкина и другие.

С началом войны Кузьмин пытался добиться призыва на фронт, но кому-то надо было работать и в тылу — он дважды получал отказ. Только в середине 1942 года приказом начальника Якутской авиагруппы он был переведен в состав особой воздушной авиалинии. В группе из четырех опытных пилотов его отправляют на выполнение особо важной государственной задачи на изыскание мест строительства аэродромов будущей перегоночной трассы Аляска—Сибирь.

За четыре месяца в труднейших природно-климатических условиях, при полном отсутствии метео- и радиообеспечения проектировщики от Якутска до Берингова пролива изыскали более десятка мест будущих аэродромов. Так что В. И. Кузьмин практически стал первым пилотом воздушной трассы Красноярск—Уэлькаль.

Рожденный летать

Авторитет Валерия Кузьмина быстро рос не только в авиации, где с середины 1950‑х годов он быстро продвигался по службе — пилот-инструктор, командир эскадрильи, заместитель командира летного отряда, но и среди населения республики. Начиная с 1953 года его трижды избирают депутатом Верховного Совета ЯАССР, членом Президиума Верховного Совета.

Он всегда был одним из первых в важнейших для республики событиях. Так, в 1948 году экипажи В. И. Кузьмина, В. Г. Шелехова, Б. С. Осипова обслуживали первые геологические партии, начавшие работы по поиску месторождений алмазов.

Валерий Ильич был рожден летать. При всей своей занятости командно-руководящей работой и общественной деятельностью использовал любую возможность самому садиться за штурвал самолета, совершенствовать свой профессионализм. Уже в 1958 году он стал одним из первых летчиков‑миллионеров, налетавших три миллиона километров. За свою жизнь освоил полеты на 12 типах воздушных судов, налетал более 18 тысяч часов, то есть он более двух лет провел в воздухе. Такого полета никто из командиров объединенных отрядов не имел.

Валерий Ильич привык сам первым выполнять рейсы, связанные с риском. Так бывало при эвакуации потерпевших авиационное происшествие самолетов и завозе на Ан‑12 труб на озеро Мастах для строительства газопровода.

За Полярным кругом

Существовавшее в те годы на северо-востоке ЯАССР подразделение полярной авиации не уделяло должного внимания обслуживанию приарктических районов и их населения. В 1962 году по настоянию обкома КПСС командир эскадрильи 14‑го транспортного авиаотряда В. И. Кузьмин был назначен командиром 248‑го объединенного авиаотряда Управления Полярной авиации. Он был первым из якутских летчиков, назначенных на должность командира отряда с особой спецификой работы в Арктике.

С первых дней выполняя полеты в Арктике с опытнейшими полярными асами, перенимая их опыт работы, со временем он стал пользоваться авторитетом у работников предприятия и руководства управления. Он вывел «полярников» из убыточных в рентабельные, значительно улучшил обслуживание приарктических районов, по его предложению впервые начались облеты оленеводческих стад круглогодично.

Звездный час

В 1965 году Кузьмин в числе первых пилотов 139‑го летного отряда проходит переподготовку на самолет Ан‑12 в Ульяновской школе высшей летной подготовки. С этого времени начинается его звездный час. В 1967 году его назначают командиром 139‑го летного отряда, где началась эксплуатация тяжелых грузовых самолетов Ан‑12. Руководимый им коллектив летного отряда добивается серьезных производственных успехов, и отряду присваивается звание «Коллектив коммунистического труда».

В 1967 году пилотам Якутского объединенного авиаотряда В. И. Кузьмину и В. Л. Браташу Указом Президиума Верховного Совета СССР присваивается звание заслуженных пилотов СССР.

Валерий Кузьмин освоил полеты на 12 типах воздушных судов, налетал более 18 тысяч часов, то есть более двух лет провел в воздухе.

В 1969 году приказом министра Гражданской авиации СССР Валерий Ильич был назначен командиром Якутского объединенного авиаотряда, в котором идет освоение эксплуатации турбовинтовых самолетов Ан‑24, Ан‑12. При этом производственная инфраструктура авиапредприятия практически полностью оставалась в состоянии, в котором досталась от перегоночной трассы. Жилья, общежитий, детских садов остро не хватало, по этой причине была огромная текучесть кадров, особенно летного состава.

Валерий Ильич жил решением производственных и социальных проблем коллектива. Его рабочий день начинался в семь утра с обхода всех служб и заканчивался к девяти вечера. Благодаря общению с работниками он знал все, что происходит в коллективе. У него был в высшей степени демократичный стиль работы, он был доступен каждому сотруднику, любому пассажиру. Он никогда не повышал голос, всегда помогал людям. Особое внимание он обращал на молодых специалистов. Руководителям подразделений давал максимальную самостоятельность.

За время руководства отрядом В. И. Кузьминым была успешно освоена эксплуатация Ан‑24, Ан‑12, Як‑40, Ан‑26, была проведена подготовка к приему магистрального самолета Ту‑154. Были открыты прямые рейсы в Москву, Ленинград, Минеральные Воды, Новосибирск, Свердловск, Хабаровск, Владивосток, Ташкент и другие города.

Самоотверженный труд В. И. Кузьмина в день 50‑летия Гражданской авиации СССР был отмечен присвоением ему звания Героя Социалистического Труда.

Полет нормальный

Особой благодарности авиаторов столичного авиапредприятия заслужило решение командиром их социальных вопросов. При нем вырос целый городок из каменных благоустроенных домов, трех типовых детских садов, двух больших молодежных общежитий, магазина «Полет», школы № 30, спортивного комплекса с хоккейным кортом, санатория-профилактория на 100 мест. Расширили до 750 мест пионерский лагерь «Сокол». За год без отрыва от производства оздоровление в санатории получали до 1100 человек, за короткое якутское лето в лучшем в республике пионерлагере отдыхали до 1500 детей авиаторов.

Валерий Ильич пользовался заслуженным авторитетом у руководства Министерства Гражданской авиации СССР, республики, предприятий авиационной промышленности. Его имя по праву запечатлено в названиях школы, улицы, самолета, теплохода, отраслевой премии, ему установлены памятники, мемориальные доски. Он всегда будет примером для руководителей любого уровня и каждого начинающего свою сознательную жизнь молодого человека.

Михаил Васильев, заслуженный работник транспорта ЯАССР, член Союза писателей Республики Саха (Якутия), член Союза журналистов России.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question