Сегодня: 26.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Война с доходами завершились перемирием

25.05.2018

YKTIMES.RU – Четырехлетний период падения доходов для россиян, похоже, завершился. Росстат уже доложил о приросте с начала 2018 года реальных зарплат и доходов. Эту же тенденцию подтвердили и последние опросы населения. В них социологи зафиксировали увеличение доли граждан, которые больше не бегают в магазинах за скидками и самыми дешевыми товарами, пишет “Независимая газета”.

За четыре месяца 2018 года реальные доходы населения выросли на 2,3%. А средняя реальная зарплата (с поправкой на инфляцию) увеличилась почти на 10%. На фоне постоянного падения доходов населения с 2014 года такие показатели кажутся настоящей фантастикой. Ведь с началом падения нефтяных цен в 2014 году реальные доходы населения непрерывно сокращались.

Иногда на 3%, а иногда и почти на 6% в год. Понятно, что нынешний всплеск доходов и зарплат объясняется предвыборными выплатами бюджетникам. Не секрет, что местные власти требовали от руководителей предприятий в регионах выплатить накануне президентских выборов разовые премии не менее полутора тысяч рублей. И эти поручения кое-где были реально выполнены.

И как только в кошельках граждан оказалось чуть больше денег, они чуть-чуть ослабили режим жесткой экономии.

В апреле 2018 года холдинг «Ромир» провел всероссийский опрос об экономии. Граждан спрашивали, на каких статьях расходов они экономят и какие стратегии применяют в целях экономии. Такие же опросы проводились и в прошлые годы. Поэтому социологи смогли зафиксировать изменения в потребительском поведении россиян. В опросе участвовали 1500 человек старше 18 лет, проживающих в городах и сельской местности, во всех федеральных округах. «Ромир» называет свою выборку репрезентативной для всего населения России.

На сегодня значительно меньше россиян охотятся за скидками и посещают магазины с промопредложениями – 33 и 25% соответственно. Немного сократилось и число россиян, которые покупают продукты впрок, если находят их по привлекательной цене. Теперь доля таких покупателей снизилась с 20 до 17%. При этом постоянной остается доля так называемых рациональных покупателей, которые составляют списки покупок (29%) и приобретают только разумное количество продуктов (23%).

Россиянам, которым приходится экономить, был задан вопрос о том, какие стратегии они применяют в целях сокращения своих затрат. И опросы показывают, что на фоне общего уменьшения числа экономящих среди тех, кто продолжает расчетливо подходить к повседневным покупкам, интенсивность экономии тоже немного падает.

Сегодня 33% россиян (против 36% годом ранее) признаются, что сознательно ищут промоакции и скидки на товары, которые они покупают регулярно. С 30 до 25% сократилась доля тех, кто целенаправленно посещает магазины со специальными предложениями и скидками. Среди любителей скидок несколько выше доля покупателей 45–59 лет, которые проживают в городах среднего размера (до полумиллиона).

С 31 до 27% уменьшилась доля тех, кто признается в покупках более дешевых марок товаров. С 19 до 15% сократилась доля тех, кто сознательно отказывается от дорогих видов продуктов. Такой подход к экономии более популярен среди мужчин, россиян старше 35 лет, для жителей малых городов и сельской местности. Стратегия «не покупаю дорогих продуктов» была зафиксирована в два раза чаще в ответах жителей городов-миллионников по сравнению с другими типами городов.

«Мы наблюдаем все большую рационализацию потребительского поведения. Умение считать полезность покупки стало повседневным инструментальным навыком. С другой стороны, стабилизация цен и постепенный рост доходов приводят к тому, что увеличивается доля не экономящих на повседневных покупках россиян. И вновь мы видим рост демонстрационного и статусного потребления», – комментирует президент исследовательского холдинга «Ромир» Андрей Милехин.

Михаил Сергеев, зав. отделом экономики “Независимой газеты”.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question